Мотивационная характеристика.

Тема: Структура и свойства эмали после прорезывания зубов, «зоны риска» на зубах. Оценка резистентности зубов к кариесу по степени кислотоустойчивости эмали. Зависимость устойчивости зубов к кариесу от свойств смешанной слюны / количества, вязкости, рh, буферной емкости и др. /КОСРЭ - тест.

Цель:Освоить оценку резистентности зубов к кариесу, изучить структуру и свойства эмали.

Занятия основаны на ФГОС – 3 ВПО, изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций.

Конкретные цели.

Знать Уметь
1.Классификацию кариесогенных факторов. 1. Использовать для определения кариесогенной ситуации в полости рта.
2. Кариесрезистентность зубов к кариесу. 2.Определять факторы кариес-резистентности зубов к кариесу.
3.Кариесвосприимчивость зубов к кариесу. 3.Определять факторы кариес-восприимчивости зубов.
4.Уровни резистентности зубов к кариесу. 4.Распределять на группы по уровню резистентности.
5.Состав и свойства эмали зубов. 5.Использовать при назначении профилактических мероприятий.

Мотивационная характеристика.

Кариесогенная ситуация выражается в изменении баланса системы«эмаль - зубной налет - слюна».В регионах с высокой распространенностью кариеса встречаются лица, у которых это заболевание отсутствует, что позволило выделить группу кариесрезистентных лиц (устойчивых к кариесу). В то же время существуют люди, у которых интенсивность поражения зубов кариесом значительно превышает среднегрупповой уровень, таких определии в группу кариесвосприимчивых.

Кариесрезистентность и кариесвосприимчивость следует рассматривать в аспекте их взаимоотношения так же, как и кариесогенные факторы, они могут быть различной силы. Возникновение кариеса возможно при различных вариантах их взаимодействия. В кариесвосприимчивых зубах патологический процесс возникает раньше и чаще, что зависит от общего состояния организма в прошлом.

Вопросы, изученные ранее и необходимые для данного занятия.

1. Методика стоматологического обследования ребенка.

2. Анатомо-физиологические особенности строения молочных и постоянных зубов удетей.

3. Стадии формирования и сроки минерализации зачатков молочных и постоянных зубов.

4. Факторы, влияющие на минерализацию твердых тканей зубов.

5. Гигиенические и пародонтальные индексы.

Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний.

1. Структура эмали зубов.

2. «Зоны риска» на зубах.

3. Общие и местные «факторы риска» развития кариеса.

4. Определение резистентности зубов к кариесу по степени активности кариозного процесса.

5. Зависимость устойчивости зубов к кариесу от свойств смешанной слюны.

6. Оценка резистентности зубов к кариесу по степени кислотоустойчивости™ эмали.

7. Состав и свойства слюны.

Тестовые задания для оценки исходного уровня знаний.

1. Изменения в слюне после приема углеводов:

а) рН слюны понижается

б) слюна становится недонасыщенной кальцием, это проводит к выходу его из эмали

в) слюна становится перенасыщенной кальцием

г) слюна становится перенасыщенной магнием и фтором

д) слюна становится недонасыщенной фтором и фосфором, это проводит к выходу их из эмали.

2. Содержание кальция и фосфатов более выражено:

а) в поверхностном слое эмали

б) в глубоких слоях эмали

в) в дентине

г) в пульпе

д) в цементе.

3. Местный кариесогенный фактор:

а) неполноценная диета

б) питьевая вода

в) хронические заболевания организма

г) заболевания ЦНС

д) нарушение состава слюны.

Ситуационные задачи для оценки исходного уровня знаний.

Задача 1. Ребенку 7 лет. Жалоб не предъявляет. Живут в местности с содержанием фтора в питьевой воде 0,01-0,05 мг/л. При осмотре обнаружен симптом задержки зонда в фиссурах жевательных поверхностей 1.6 и 2.6 зубов. Ваша тактика.

План проведения занятия.

Место проведения занятия:терапевтический кабинет и кабинет гигиены.

Продолжительность:3 часа.

Оснащение занятия:стом. оборудование и инструментарий, набор медикаментов и пломбировочных материалов, муляжи, диапроектор, экран, ситуационные задачи, контрольные вопросы, тестовые задания.

Список литературы.

1. Водолацкий М.П. Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний /М. П. Водолацкий с соавт. – Ставрополь, 2004.

2. Железный, П.А. Первичная профилактика стоматологических заболеваний / П.А. Железный, В.В. Рева. Учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 1996 (электронная версия).

3. Кузьмина, Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний / Э.М. Кузьмина с соавт. Учебное пособие. - М ., 1997 ,2001 .

4. Курякина Н. В. Профилактика стоматологических заболеваний / Н. В. Курякина. Медицинская книга. – Н. Новгород. Издательство НГМА, 2001.

5. Курякина Н. В. Терапевтическая стоматология детского возраста / Н. В. Курякина. Медицинская книга. – Н. Новгород. Издательство НГМА, 2001.

6. Максимовский Ю.М., Сагина О.В. Основы профилактики стоматологических заболеваний / Ю.М. Максимовский, О. В. Сагина. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2005.

7. Попруженко Т. В., Терехова Т. Н. Профилактика основных стоматологических заболеваний. / Т. В. Попруженко, Т. Н. Терехова. – М.: МЕДпресс-информ, 2009.

8. Сайфулина, Х.М. Кариес зубов у детей и подростков / Х.М. Сайфулина. - М.; МЕДпресс , 2001.

9. Сунцов, В.Г. Стоматологическая профилактика у детей. / В.Г. Сунцов с соавт. Руководство для студентов и врачей. - Н. Новгород. Издательство НГМА, 2001.

Тема: Структура и свойства эмали после прорезывания зубов, «зоны риска» на зубах. Оценка резистентности зубов к кариесу по степени кислотоустойчивости эмали. Зависимость устойчивости зубов к кариесу от свойств смешанной слюны / количества, вязкости, рh, буферной емкости и др. /КОСРЭ - тест.

Цель:Освоить оценку резистентности зубов к кариесу, изучить структуру и свойства эмали.

Занятия основаны на ФГОС – 3 ВПО, изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций.

Конкретные цели.

Знать Уметь
1.Классификацию кариесогенных факторов. 1. Использовать для определения кариесогенной ситуации в полости рта.
2. Кариесрезистентность зубов к кариесу. 2.Определять факторы кариес-резистентности зубов к кариесу.
3.Кариесвосприимчивость зубов к кариесу. 3.Определять факторы кариес-восприимчивости зубов.
4.Уровни резистентности зубов к кариесу. 4.Распределять на группы по уровню резистентности.
5.Состав и свойства эмали зубов. 5.Использовать при назначении профилактических мероприятий.

Мотивационная характеристика.

Кариесогенная ситуация выражается в изменении баланса системы«эмаль - зубной налет - слюна».В регионах с высокой распространенностью кариеса встречаются лица, у которых это заболевание отсутствует, что позволило выделить группу кариесрезистентных лиц (устойчивых к кариесу). В то же время существуют люди, у которых интенсивность поражения зубов кариесом значительно превышает среднегрупповой уровень, таких определии в группу кариесвосприимчивых.

Кариесрезистентность и кариесвосприимчивость следует рассматривать в аспекте их взаимоотношения так же, как и кариесогенные факторы, они могут быть различной силы. Возникновение кариеса возможно при различных вариантах их взаимодействия. В кариесвосприимчивых зубах патологический процесс возникает раньше и чаще, что зависит от общего состояния организма в прошлом.

Вопросы, изученные ранее и необходимые для данного занятия.

1. Методика стоматологического обследования ребенка.

2. Анатомо-физиологические особенности строения молочных и постоянных зубов удетей.

3. Стадии формирования и сроки минерализации зачатков молочных и постоянных зубов.

4. Факторы, влияющие на минерализацию твердых тканей зубов.

5. Гигиенические и пародонтальные индексы.

Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний.

1. Структура эмали зубов.

2. «Зоны риска» на зубах.

3. Общие и местные «факторы риска» развития кариеса.

4. Определение резистентности зубов к кариесу по степени активности кариозного процесса.

5. Зависимость устойчивости зубов к кариесу от свойств смешанной слюны.

6. Оценка резистентности зубов к кариесу по степени кислотоустойчивости™ эмали.

7. Состав и свойства слюны.

Тестовые задания для оценки исходного уровня знаний.

1. Изменения в слюне после приема углеводов:

а) рН слюны понижается

б) слюна становится недонасыщенной кальцием, это проводит к выходу его из эмали

в) слюна становится перенасыщенной кальцием

г) слюна становится перенасыщенной магнием и фтором

д) слюна становится недонасыщенной фтором и фосфором, это проводит к выходу их из эмали.

2. Содержание кальция и фосфатов более выражено:

а) в поверхностном слое эмали

б) в глубоких слоях эмали

в) в дентине

г) в пульпе

д) в цементе.

3. Местный кариесогенный фактор:

а) неполноценная диета

б) питьевая вода

в) хронические заболевания организма

г) заболевания ЦНС

д) нарушение состава слюны.

Наши рекомендации