В ходе мышления – познание окружающей действительности. С его помощью происходит расчленение/ объединение явлений.
Опосредовательность мышления – возможность осознать то, что восприятием не дано (различие от животных). Разница и в формах мышления: нет.
Наглядно-действенное мышление (путь проб и ошибок) – присуще детям (конструктор, мозаика, пирамида и т.п.).
У взрослого человека мышление ещё и отвлечённое: зафиксировать информацию – определение объекта в слове. Помогает в этом память.
Речь – связь предмета с определёнными понятиями, которые не воспринимаются.
Схема процесса познания:
ОЩУЩЕНИЯ ВОСПРИЯТИЕ ПАМЯТЬ МЫШЛЕНИЕ
(свойства объекта) (картина, образ) (все данные) (переработка информации)
III. Система мыслительных операций.
Мышление включает ряд операций, используемых нами:
1. Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составные его части;
2. Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому;
3. Сравнение – это мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами;
4. Абстрагирование – это мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств предмета и отвлечение от несущественных;
Обобщение – это мыслительная операция, объединяющая предметы и явления по их общим существенным признакам (яблоко, груша, вишня - фрукты).
Неумение обобщать – большой недостаток ума.
1. Понятие – форма мышления, отражающая существующие свойства, связи и отношения предметов/ явлений, выраженная словом/ группой слов. Могут быть конкретными (даны восприятием) и абстрактными (за пределами восприятия). Могут быть общими, которые обозначают класс предмета/ явления, и единичными - уникальные предметы/ явления. Могут быть нулевыми – понятия, которые не существуют (Баба-Яга), научными – отражают существенные признаки, житейские.
2. Суждения – форма мышления, отражающая связи между предметами/ явлениями, утверждение/ отрицание чего-то («люди смертны»). Могут быть истинными/ ложными (по соответствию действительности), общими (утверждения по отношению к группе) и частными (относятся к части группы), единичными (по отношению к конкретному предмету/ явлению). Могут образоваться путём умозаключения.
3. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определённый вывод. Это силлогизмы. Мышление строится на основе 2-х суждений. Исходные суждения называются посылками. Могут быть индуктивными (строятся от частного к общему – перекличка), дедуктивными (от общего к частному). Могут строится по аналогии.
V. Виды мышления.
Виды мышления по этапам развития в фило/онтогенезе.
1) наглядно-действенное (и животное, и человек): задачи решаются при помощи простого физического преобразования действительности (до 3-х лет).
2) наглядно-образное: представление ситуации и мысленное её преобразование (сначала думать – а потом действовать). (4-7 лет). Связь с воображением
3) словесно – логическое, или отвлечённое мышление, связанное с понятиями и логическими конструкциями с помощью словесных средств (в школе).
Речь тесно связана с мышлением.
Виды мышления по типу решаемых задач.
1) теоретическое – связано с познанием законов/ правил. Проявляется, когда человек решает задачу в уме. Могут быть понятийными (в науке) и образными (операции с образами, извлекаемыми из долгосрочной памяти).
2) практическое – подготовка физического преобразования действительности в условиях нехватки времени.
Виды мышления по степени новизны продукта:
1) репродуктивное – воспроизведение имеющихся знаний
2) продуктивное – получение нового.
Виды мышления по уровням протекания мышления:
1) аналитическое – развёрнуто во времени, анализ
2) интуитивное – без участия сознания, ограничено во времени.
Виды мышления по генезису:
1. Наглядно-действительное – это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действия с ними (поменять лампочку), формируется оно от года до трёх лет, в дальнейшем развивается, опираясь на более высшие формы мышления;(Складывание пирамидки. для выявления состояния наглядно-действенного мышления. «Доски Сегена»
Эта методика может быть применена для исследования наглядно-действенного мышления.
Используются доски с пазами различной геометрической формы и соответствующими им вкладками. Почтовый ящик».)
2. Наглядно-образное – это вид мышления, характеризующийся опорой на образы представлений. Человек манипулирует образами представления (по памяти). Образное мышление появляется к пяти-семи годам. Образы возникают внутри, они прозрачные и постоянно меняются, так же в них отсутствуют детали. Образами легко манипулировать. В обыденной жизни большинство людей остаются на уровне наглядно-образного мышления. Это мышление является более богатым, ярким, чем словесно-логическое мышление. Наглядно-образным мышлением пользуется искусство и литература;( Методика применяется для выявления состояния наглядно-образного мышления. Эта методика не требует участия речи ребенка, поэтому может быть использована для обследования и безречевых детей.)
3. Словесно-логическое мышление – это вид мышления, осуществляющийся при помощи логических операций с понятиями.
Вербально-логическое мышление.
Методика понимания рассказов: содержания, смысла, морали.
Инструкция: «Внимательно послушай рассказ и перескажи его. Скажи, в чем здесь дело, чему учит этот рассказ, в чем смысл рассказа?» Повторить задание, обращая внимание ребенка на каждую фразу, смысловую часть рассказа.
Возможные вопросы к рассказу «Лев и мышь»:
1. Этот рассказ о добре или о зле?
2. А кто кому сделал добро? А какое добро? Почему?
3. Почему лев отпустил мышку?
4. Почему лев засмеялся?
5. Чему учит этот рассказ? Есть рассказы, которые учат не врать, не воровать, а этот чему учит?
Галка и голуби
Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли как за свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те ее тоже не приняли.
Складывание разрезных картинок(наглядно-образн)
Методика применяется для выявления состояния наглядно-образного мышления. Эта методика не требует участия речи ребенка, поэтому может быть использована для обследования и безречевых детей.