Диагностика предметной деятельности детей в раннем возрасте

Раннее детство (Ребенок от 1 до 3 лет) - Приобретения раннего возраста

Психологи выделяют возраст от года до трех как время, когда в деятельности ребенка главенствующую роль играет так называемая предметная деятельность. Действительно, манипуляции, которые малыш проделывает с предметами на первом году жизни, порой сложны, разнообразны; он может научиться отдельным действиям, которые показывает ему взрослый, может даже переносить действие с одного предмета на другой (научился катать шарик — начинает катать все круглое).

Но приглядитесь: во всех манипуляциях младенца есть одна общая черта — дети используют лишь внешние свойства предметов. Ложкой ребенок действует так же, как палочкой, карандашом или совочком. И вот именно открытие назначения предметов как раз и возвышает предметную деятельность над простым манипулированием.

Когда малыш усваивает действия с предметами обихода, он вместе с этим постигает и некоторые правила поведения, связанные с этими предметами, узнает, так сказать, как надо «вести себя в обществе».

Психологи считают особо значимыми для развития ребенка в раннем детстве так называемые соотносящие и орудийные действия. Нам не мешает составить о них представление — это поможет правильному подбору игр и занятий с малышом.

Еще в младенчестве ребенок манипулировал с двумя предметами —складывал их, пытался нанизать друг на друга, накрыть один другим. Но при этом малыш не учитывал свойств этих предметов: он не подбирал их по величине, по форме, не располагал их в каком-либо порядке, — словом, не соотносил их между собой. Когда же он начинает осваивать соотносящие действия, то, как явствует из самого термина, ему надо привести два предмета (или несколько предметов, или несколько частей одного предмета) в определенные пространственные взаимоотношения.

Что касается употребления орудий, то ребенок знакомится, конечно, с самыми простыми из них (или специально для него приспособленными) — ложкой, чашкой, совочком, лопаткой, карандашом... Но хоть и просты эти вещи, это все-таки именно орудия. Осваивая их, малыш впервые учится перестраивать движения своей руки в зависимости от их устройства.

И лишь постепенно малыш начинает улавливать связь между тем, чем он действует (ложкой), и тем, на что действие направлено (пищей). Но, как знает каждая мать, успеха он будет добиваться сначала от случая к случаю, и пройдет не так уж мало времени, пока рука не приспособится в достаточной степени к свойствам ложки — возникнет орудийное действие.

Такие действия в раннем возрасте остаются во многом несовершенными, в дальнейшем они еще должны отрабатываться. Но важнее другое — ребенок усваивает сам принцип употребления орудий. Это происходит и тогда, когда он учится копать совочком или лопаткой песок, черкать карандашом по бумаге. Вот почему так полезны игрушки-орудия, которые вы постараетесь дать малышу,—деревянный молоточек, с помощью которого в сырой песок можно забивать колышки, деревянные винты и отвертку. Вы будете поощрять такие игры-занятия, в которых ребенок ставится перед задачей использовать подходящие предметы в качестве простейших орудий («подручные средства») для того, чтобы добиться желаемого: достать далекий предмет палкой, выловить черпачком шарик из банки с водой, пододвинуть палочкой колечки, которые лежат на середине стола, так что их не достать рукой.

Помните, что действия с предметами-орудиями оказывают наиболее существенное влияние на интеллектуальное развитие ребенка.

Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей дошкольного возраста

При проведении обследования дошкольников следует соблю­дать ряд условий, которые обеспечат более объективную оценку их состояния:

- создание в ходе обследования комфортности, установление эмоционального контакта;

- предъявление заданий с наиболее легкого варианта для со­здания ситуации успеха, вызывающей желание дальнейшей рабо­ты с экспериментатором;

чередование словесных и наглядных методик для преду­преждения утомления;

- игровой характер заданий;

- учет уровня развития познавательной деятельности.

Психологическое обследование начинается с беседы с ребен­ком, которая направлена на установление эмоционального кон­такта. Во время беседы выявляются общий запас знаний и пред­ставлений ребенка об окружающем, ориентировка во времени, пространстве, эмоциональные особенности: контактность, инте­ресы, любимые игры и занятия.

При отборе методик для диагностического обследования детей дошкольного возраста необходимо учитывать психологические возрастные новообразования: уровень развития перцептивных дей­ствий, наглядно-образного мышления, ведущей деятельности — игровой, а также типичных видов деятельности — конструирова­ния и рисования.

Важной задачей обследования детей 4 —5-го года жизни явля­ется изучение уровня развития их ориентировочно-познаватель­ной деятельности. Именно ориентировочно-познавательное дей­ствие становится основной структурной единицей познания.

В дошкольном возрасте выделяют следующие уровни ориенти­ровочно-познавательных действий:

- хаотические действия;

- перебор вариантов;

- целенаправленные пробы;

- практическое примеривание;

- зрительная ориентировка.

Дети с нормальным интеллектуальным развитием в возрасте 4—5 лет решают практические и проблемно-практические задачи методом целенаправленных проб. В этом возрасте у детей развива­ется сюжетная игра и появляется сюжетно-ролевая игра. Кроме того, отмечается стойкий интерес к продуктивным видам дея­тельности (рисование, конструирование и др.).

При обследовании детей 6-го года жизни необходимо учиты­вать следующие психологические новообразования: сюжетно-ро­левая игра; отражение сюжета в продуктивных видах деятельности. Важное значение имеют также такие показатели развития, как решение задач методом практического примеривания, а в неко­торых случаях — методом зрительной ориентировки.

Главная цель обследования детей 7-го года жизни — целена­правленное изучение их психологической готовности к школьному обучению.

Понятие «психологическая готовность к школе» включает в себя несколько важных компонентов: умственную, мотивационную, эмоционально-волевую и коммуникативную готовность (т. е. уме­ние ребенка строить свои отношения со сверстниками и с новы­ми взрослыми).

Основными параметрами умственного развития дошкольника можно считать:

- принятие задания;

- понимание условий задания;

- способы выполнения (хаотические действия, примеривание, целенаправленные пробы, практическое примеривание, зритель­ная ориентировка);

- обучаемость в процессе обследования;

- отношение к результату деятельности.

При диагностике особенностей познавательной сферы детей дошкольного возраста используются специальные задания, про­водимые в форме «обучающего эксперимента», а также задания, позволяющие выявить уровень сформированности знаний и уме­ний. (Методики по изучению познавательной деятельности до­школьников широко описаны в специальной литературе.) Ана­лиз выполнения заданий позволяет оценить характер деятельно­сти ребенка: понимает ли он практическую ситуацию как про­блемную, анализирует ли условия, может ли самостоятельно найти и использовать вспомогательные предметы для достижения цели.

Такой подход к оценке действия ребенка позволяет определить не только «актуальный» уровень развития, но и потенциальный, т.е. зону ближайшего развития. Это, в свою очередь, дает возмож­ность составить индивидуальную программу коррекционного обу­чения для каждого ребенка.

Для обследования мотивационной готовности ребенка к обу­чению в школе используются различные методы: наблюдение во время различных видов детской деятельности, беседа.

Основными показателями состояния эмоционально-волевой сферы дошкольника служат: владение правилами поведения, умение адекватно реагировать на оценку выполненного задания, умение оценивать свою работу, умение преодолевать трудности.

Важным условием психологической готовности к школе явля­ется также владение некоторыми элементарными учебными на­выками — звуковым анализом слова, чтением, вычислительными навыками. Важна также готовность руки к письму, определенный объем знаний и представлений об окружающем мире.

Обязательным компонентом психолого-педагогического изуче­ния ребенка дошкольного возраста является обследование состо­яния речи.

Логопедическое обследование осуществляется общеприняты­ми в логопедической практике методами и включает в себя изуче­ние основных компонентов, составляющих речевую систему.

Одним из важнейших показателей уровня развития ребенка является его игровая деятельность, а ее оценка может быть одним из диагностических критериев. Для детей дошкольного возраста игра — ведущая деятельность, так как согласно исследованиям А. Н.Леонтьева:

внутри игры возникают и дифференцируются новые виды деятельности, например учения;

- в ней перестраиваются частные психические процессы;

- от нее зависят основные изменения личности в данный пе­риод.

В случаях нарушений и патологии развития наиболее ранние изменения наблюдаются в игровой деятельности ребенка: игра либо не соответствует возрастному уровню, либо приобретает своеобразный характер. Характерными показателями при этом являются отсутствие постепенного усложнения игры, недоста­точность конструктивного творчества, снижение инициативности в игре, а также ее однообразие, стереотипность, монотонность, отсутствие или снижение эмоциональной реакции, сопровожда­ющей изменение характера игры. Несформированность игровой деятельности влечет за собой ряд особенностей психического развития.

У детей характер игры может быть представлен манипуляцией, процессуальной игрой, игрой с элементами сюжета При манипуляции ребенок не проводит собственно игровых действий. Он рассматривает игрушку, поворачивает ее, постуки­вает, перекладывает с места на место, но все эти действия не характерны для данной игрушки или заменяющего ее предмета (например, «пересыпает» кубики, постукивает одной матрешкой о другую и т.д.).

В процессуальной игре совершенствуются игровые действия, не направленные на конечный результат. При этом действие до­ставляет ребенку удовлетворение и может повторяться многократ­но (катание машины, нагромождение кубиков без цели что-либо построить и т.д.).

Игра с элементами сюжета отличается от процессуальной боль­шей осмысленностью и целенаправленностью. Исчезает стерео­типность действий, появляется конечный результат. Изучение иг­ровой деятельности проводится методом наблюдения. Его можно провести в реальной обстановке детского сада и непосредственно в кабинете психолога. При наблюдении спонтанной игры оцени­ваются ее содержание, характер, поведение ребенка и речевое сопровождение игры. В ситуации обследования в кабинете ребенку предоставляется возможность выбрать игрушки и действовать с ними. Наблюдение начинается с момента, когда ребенок подхо­дит к игрушкам. Фиксируется наличие у него эмоциональной ре­акции на игрушки, интерес к ним, желание поиграть и целена­правленность действий.

Оцениваются:

- проявление интереса к игрушкам (эмоциональные реакции и высказывания, просьбы);

- выбор игрушек (отбор тематический, с целью организовать какую-то игру или случайный, с целью взять игрушек побольше, безотносительно к их назначению);

- адекватность использования игрушек, т.е. соответствие ис­пользования предмета его назначению (неадекватное использова­ние: ребенок рвет, ломает, облизывает, сосет, пытается взять предмет в рот; нелепые действия с предметами, не диктуемые их качеством или логикой игры);

- возможность организации и уровень самостоятельности игры (манипуляции, процессуальная игра, игра с элементами сюжета);

- характер игры (однообразная, творческая);

- поведение во время игровой деятельности (эмоциональные реакции, речевое сопровождение, возможность переключения на другие игры, реакция на участие взрослого).

Отсутствие игры в ситуации обследования не является показа­телем отклонений в развитии, так как эта ситуация для ребенка необычна. Показательны отношение к игрушкам, характер уровня игры. Если у ребенка отсутствует интерес к игрушкам или он пользуется ими неадекватно, не способен сам организовать игру,а при помощи взрослого только повторяет действия, можно ду­мать о снижении умственного развития. Отсутствие возможности развернуть сюжетную игру у детей старше 4 лет говорит об откло­нении в развитии, а игра на уровне манипуляции в том же возра­сте свидетельствует о глубоком отставании в развитии. Наличие этих особенностей при учете других показателей может указывать на снижение интеллекта.

Психолого-педагогическое изучение ребенка дошкольного воз­раста завершается составлением характеристики, отражающей развитие изученных сфер деятельности, а также характерологиче­ские особенности. В приложении 4 приведен пример оформления документов по результатам обследования ребенка дошкольного возраста.

Наши рекомендации