Раздел 1. введение в психологию развития и возрастную психологию

Тема 1. Предмет, задачи и основные проблемы психологии развития и возрастной психологии

Цель занятия: изучить современное понимание предмета возрастной психологии и психологии развития. Проанализировать основные проблемы и задачи современной возрастной психологии. Рассмотреть методы психологии развития и возрастной психологии как способ познания и психологического воздействия на процесс развития человека.

Семинарское занятие – 2 часа

Практическое занятие – 2 часа

План

1. Основной предмет изучения психологии развития и возрастной психологии.

2. Содержательная характеристика проблем и задач психологии развития и возрастной психологии.

3. Методы возрастной психологии и психологии развития.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса необходимо рассмотреть современное понимание предмета возрастной психологии и психологии развития. Проанализировать исторический вклад отечественных ученых в развитии возрастной психологии (В.Н. Татищев, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, П.П. Блонский). Рассмотреть понятие развития; формы развития: филогенез, онтогенез; области развития: психофизическая, психосоциальная, когнитивная; факторы психического развития: генотип, среда, активность. Изучить принципы психического развития: принцип устойчивого динамического неравновесия, принцип взаимодействия тенденций наследственности – изменчивости, принцип дифференциации – интеграции, принцип цельности, а также закономерности психического развития: неравномерность и гетерохронность, неустойчивость, сензитивность, кумулятивность, дивергентность, конвергентность.

При подготовке второго вопроса провести анализ основных проблем и задач современной возрастной психологии: проблема причин и оптимальных условий психического развития человека; проблема периодизации психического развития, проблема соотношения обучения, воспитания и психического развития, проблема сензитивных периодов, проблема социализации личности, проблема определения цели психического развития. Определить взаимосвязь современной возрастной психологии и психологии развития с проблемами психологического сопровождения сотрудников и спецконтингента (особенно несовершеннолетних осужденных) в уголовно-исполнительной системе.

При подготовке третьего вопроса рассмотреть метод как способ познания и психологического воздействия на процесс развития человека. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву: организационные методы, эмпирические, методы обработки данных, интерпретационные методы. Организационные методы. Наблюдение, виды наблюдения. Основные требования к организации и осуществлению наблюдения как способа изучения психического развития. Эмпирические методы: тестирование, анализ процесса и продуктов деятельности, опрос, беседа, анкетирование. Методы психологического сопровождения и коррекции, применяемые в возрастной психологии и психологии развития. Формирующий (психолого-педагогический) эксперимент.

Определить специфику применения методов возрастной психологии и психологии развития в условиях уголовно-исполнительной системы. Виды тренингов, используемых в качестве средства психологической поддержки и коррекции при осложненном и отклоняющемся онтогенетическом развитии.

Темы рефератов

1. История возникновения и развития возрастной психологии.

2. Основные теоретические и практические задачи возрастной психологии.

3. Проблема движущих сил психического развития.

4. Проблема акселерации и ретардации.

5. Закон гетерохронности (неравномерности) развития.

Цели проведения практического занятия: закрепить и расширить знания о современном понимании предмета возрастной психологии и психологии развития.

Круглый стол: «Предмет, задачи, основные проблемы и методы психологии развития и возрастной психологии».

Место проведения практического занятия: аудитория учебной группы.

Вводная: понять психику человека как целостное и системное образование, равно как и роль детства в последующей жизни взрослого, можно благодаря понятию «развитие». Именно развитие выполняет функцию этой жизненной связи, является определяющим для психики.

Сегодня в психологии можно насчитать более двух десятков концептуальных подходов, так или иначе трактующих процесс психического развития: от теории созревания А. Гезелла до культурно-исторической теории Л. Выготского и ее современных вариантов в виде деятельностного подхода А. Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и теории поэтапного формирования умственной деятельности П.Я. Гальперина. Подобная пестрота взглядов, с одной стороны, свидетельствует о кризисе психологии, а с другой – указывает на значимость и актуальность исследуемой проблемы, ее ключевое положение для понимания природы психики.

Анализ множества взглядов на ход психического развития позволяет выделить не только определенное сходство позиций, но и некоторые, ставшие до определенной степени общепринятыми, принципы.

В ходе практического занятия обучающиеся формируют умения анализа основных проблем и задач современной возрастной психологии.

Рассматривают практические примеры использования методов психологии развития и возрастной психологии как способа познания и психологического воздействия на процесс развития человека.

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 16, 21, 23, 39, 48, 49, 50].

Наши рекомендации