Калашникова мария михайловна, старикова ольга владимировна

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Планы семинарских и практических занятий

Технический редактор Л.И. Семочкина Подписано в печать Формат 60×84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times. Печ.л. 3,20 Тираж 30 экз. Заказ № _____ Редакционно-издательский отдел Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная,1 Отпечатано: Отделение полиграфии РИО Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная,1

ББК 88.482р30

© Калашникова М.М., Старикова О.В., 2013

© Академия ФСИН России, 2013

Пояснительная записка

Изучение учебной дисциплины «Психология развития и возрастная психология» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

общекультурных (ОК):

- способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться и повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, профессиональную квалификацию, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности, адаптироваться к изменяющимся социокультурным условиям и меняющимся условиям профессиональной деятельности (ОК-13);

профессиональных (ПК):

- способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, тендерной, этнической и другим социальным группам (ПК-2);

- способностью разрабатывать и реализовывать программы, направленные на предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе, психическом развитии сотрудников, военнослужащих и иных лиц, рисков асоциального поведения, профессиональных рисков, профессиональной деформации (ПК-14);

Цель курса формирование общекультурных и профессиональных компетенций, определяющих способность специалиста осуществлять психологическое обеспечение служебной деятельности личного состава и жизнедеятельности спецконтингета в условиях лишения свободы, основываясь на общих закономерностях психического развития человека в процессе онтогенеза.

Достижение поставленной цели предусматривает решение ряда конкретных задач, а именно:

усвоение представлений об основных законах и детерминантах психического развития человека в онтогенезе;

знакомство с основными периодизациями психического развития человека в онтогенезе;

формирование представлений о возрастно-психологических особенностях личности на каждой из стадий онтогенетического развития;

формирование умений применять полученные знания для решения задач профессиональной деятельности в области практической возрастной психологии и психологии развития.

Требования к уровню усвоения программы. По итогам курса обучающийся должен:

Знать:

базовые законы психического развития в онтогенезе и основные периодизации психического развития в онтогенезе; основные теоретические подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития и их приложения в практике обучения и воспитания; факторы риска и жизнестойкости развития на различных этапах онтогенеза; возрастно-психологические особенности человека на различных стадиях онтогенеза.

Уметь:

адекватно учитывать возрастно-психологические особенности человека при решении как широкого круга психологических задач в народном образовании, на производстве, в здравоохранении, в организации и проведении психологических исследований, в психологическом консультировании, так и специальных задач контроля за ходом и динамикой психического развития человека, проведении работы по профилактике, коррекции и оптимизации развития личности на основе выделения факторов риска и жизнестойкости, психологическом консультировании по вопросам развития и обучения детей и подростков и в зрелости; при психологическом сопровождении разрешения возрастных кризисов развития; процессов старения и старости; проектировании и реализации исследовательских и развивающих обучающих программ для лиц разных возрастов.

Владеть:

методами научного анализа теорий психического развития, методами исследования психического развития человека в онтогенезе на различных возрастных стадиях; приемами составления психологического портрета возраста и составления рекомендаций по профилактике и оптимизации познавательного и личностного развития.

В качестве формы контроля по итогам обучения для очной формы обучения предусмотрена сдача экзамена, курсовая работа.

Учебно-тематический план

очная форма обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов по учебному плану Из них аудиторных: Самостоятельная работа
Всего часов Лекции Семинарские занятия Практические занятия Др. виды занятий
4 семестр
Раздел 1. Введение в психологию развития и возрастную психологию
1. Предмет, задачи, основные проблемы и методы психологии развития и возрастной психологии  
2. Психическое развитие человека в трудах зарубежных и отечественных психологов    
3. Проблема периодизации психического развития в психологии    
Раздел 2. Психологическая характеристика основных этапов возрастного развития человека
4. Психологические особенности новорожденности, младенчества и период раннего детства  
5. Психическое развитие ребенка в период среднего и старшего дошкольного детства  
6. Психология младшего школьника  
7. Психологические особенности подросткового возраста и юношества  
8. Психология взрослости. Период зрелости и старости  
Раздел 3. Основные социальные деформации психического развития личности
9. Характеристика основных видов девиантного и делинквентного поведения  
10. Профилактика и коррекция основных видов отклоняющегося поведения человека  
Итого за семестр:  
Всего по курсу  

Наши рекомендации