Опытно-экспериментальной и исследовательской работы
•" 'Ц
7HIT':МГ -*BW;
ЬА
•^-.\,ы:-;:.уМ<:А:
I
Методологическими принципами любого научного исследования, выделяемыми И.П. Павловым, являются детерминизм, анализ, синтез и системность. Использование принципа детерминизма роднит эксперимент и педагогическую практику. Педагогика основана на использовании различных приемов воздействия на объект обучения и воспитания, предполагающих определенный результат: усвоение каких-либо норм, образцов поведения или знаний. В эксперименте путем точного дозирования воздействий (независимых переменных) и регистрации ответов (зависимых переменных) в строго контролируемых условиях изучают закономерности такого влияния. Грамотно проведенный эксперимент позволяет установить причинно-следственные отношения изучаемых объектов, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными. Если педагогика отбирает и накапливает удачные приемы воздействия на воспитанников, то научный экспериментальный подход позво-
ГЛАВА 8
ляет делать это активно и сознательно. Эксперимент предполагает существование теории, на основе которой формулируется гипотеза исследования. Получаемые результаты способствуют подтверждению теории или стимулируют выдвижение новых предположений до тех пор, пока они не совпадут.
Анализ — неотъемлемая часть экспериментального исследования, так как исследование предмета или явления невозможно без разделения их на части. И.П. Павлов писал: «...метод изучения системы человека тот же, как и всякой другой системы: разложение на части, изучение значения каждой части, изучение связи частей, изучение соотношения с окружающей средой и в конце концов понимание, на основании всего этого, ее общей работы и управление ею, если это в средствах человека».
Нам необходимо понять состав изучаемого объекта и соотношение составляющих его частей. Анализ заключается уже в изоляции объекта от внешних условий в стенах экспериментальной лаборатории (диагностического кабинета). Затем мы ограничиваем его деятельность строго отобранными заданиями, которые предъявляем в определенной последовательности. Часто экспериментальное исследование представляет последовательность шагов, завершение каждого из которых определяет характер и задачи следующего.
Синтез предполагает соединение собранных сведений в общую картину изучаемого явления. Он происходит на основе теории и законов логики. В процессе построения этой картины должны быть устранены все противоречия между полученными фактами, а в случае необходимости проведены дополнительные эксперименты. Важным требованием к эксперименту является возможность его повторения другими учеными на основании подробного описания того, как он проводится. Поэтому к научным публикациям предъявляется требование указания этих условий. В случае невозможности повторения эксперимента может быть подвергнуто сомнению существование фактов, которые в его процессе были получены. Несмотря на то что исследователь знает, чего он хочет достигнуть и
______________ Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы
сознательно отбирает средства получения необходимой информации, не все их детали легко поддаются формальному описанию, а значит, передаче другому исследователю. В частности, поэтому в науке приняты взаимные стажировки ученых в лабораториях друг друга. Публикации новых данных необходимы исследователю для обсуждения, которое помогает ему их осмыслить, но вместе с тем это и риск преждевременного раскрытия идей и результатов, которыми могут воспользоваться другие исследователи, опередив автора, например, в патентовании каких-либо технических новшеств или в претензии на приоритет открытия.
Системность — фундаментальное понятие современной науки. Оно относится к изучаемым сложным объектам и к самому мышлению экспериментатора. Системность мышления заключается в его целенаправленности (перед постановкой эксперимента исследователь формулирует его цели), в планировании этапов проведения, в выборе или разработке методов, в анализе данных (в том числе с помощью математических методов) и построении итогового теоретического конструкта.
Выделяют традиционные и факторные планы проведения исследования; при первых меняется одна, а при вторых несколько независимых переменных. Второй способ более полно отражает действительность, в которой обычно происходит взаимодействие нескольких факторов. Более полную картину влияния на психику человека позволяют получить методы статистического анализа множества ответов психики на изучаемые воздействия, а не одного как в традиционном исследовании.
Так называемое пилотажное (пробное, предварительное) исследование проводится, когда требуется уточнить особенности изучаемой системы и окончательно определить гипотезу исследования. В случае выбора из нескольких гипотез проводится решающий эксперимент. В психолого-педагогических исследованиях принято выделять констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Первый из них позволяет
7 3ак. 4164
ГЛАВА 8
установить, каковы психические особенности ребенка (процессы, состояния, свойства) до проведения педагогического воздействия. Второй представляет собой обучение с применением новых приемов, технологий, оценить которые предполагается. При этом необходимо разделить испытуемых на две группы: собственно экспериментальную, с которой занятия будут проводиться по новым методам, и контрольную, с которой будут заниматься по традиционной методике. Это делается для того, чтобы можно было точно определить вклад новшеств в получаемый результат. В конце исследования проводится контрольный эксперимент обычно так же, как и констатирующий, чтобы можно было сравнить интересующие нас показатели до и после, например, проведения пробного курса коррекции. При сравнении желательно использовать статистические критерии, которые позволяют не только установить различие, но и определить степень его достоверности. При незначительных изменениях обычно говорят о тенденции, а при высоко достоверных можно говорить об их закономерности.
Психолого-педагогическое исследование, как правило, направлено на установление причинно-следственных отношений. Оно позволяет, во-первых, установить отношения между конкретными явлениями и обобщить их до теории, во-вторых, получить сведения о том, как эти общие законы проявляются у конкретного индивидуума.
Специфика психолого-педагогического исследования проявляется в цели, которую преследует педагог, в создании новых качеств (свойств) в трех сферах психики: личностной, интеллектуальной и деятельностной. Традиционно средства достижения двух первых целей называют воспитанием и обучением. В отношении третьей общепринятый термин отсутствует или используют уже названные с уточнением: физическое воспитание, научение навыкам общения и т. д.
Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы
'-И" |
8.1. ВЫПОЛНЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ^ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ВХОДЯЩИХ В УЧЕБНЫЙ ПЛАН ^;
ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ' и
Рассматриваемому здесь вопросу посвящены многочисленные специальные пособия (Волков Ю.Г., 2001; Научно-исследовательская работа студентов..., 2002; Ануфриев А.Ф., 2004; Кузнецов И. Н., 2004 и т. д.), поэтому здесь дадим некоторые общие рекомендации по преодолению наиболее типичных трудностей, возникающих у студентов.
О том, что такое эксперимент и как он осуществляется, написано в предыдущем разделе. Остановимся преимущественно на его организации и проведении.
Качество исследования и достоверность полученных сведений определяет выбор методов исследования. Теоретическое обоснование, предшествующее их применению, критерии их отбора на основании проанализированной литературы позволят судить об их адекватности поставленным задачам и соответствии обследуемому контингенту. В случае модификации (изменения) исходной методики обследования необходимо указать причины и способ этой модификации (например, приспособление к данному возрасту испытуемых).
Комплектование экспериментальной и контрольной групп — важное условие, обеспечивающее надежность и достоверность исследования. Группа обследуемых должна быть однородной по ведущему исследуемому параметру — возрасту, характеру и тяжести речевого расстройства. Контрольная группа должна быть по этим характеристикам точно такой же. Количество обследуемых должно быть таким, чтобы обеспечить достоверность выводов.
Наибольшие затруднения обычно вызывают представление и анализ полученных экспериментальных данных.
ГЛАВА 8
В действительности это неразрывные процедуры, так как уже в составлении таблицы, где приводятся результаты проведенного эксперимента, их расположение является проявлением первичного анализа. Можно механически перечислить результаты в том порядке, как вы их получили, а можно расположить их, например, по степени убывания выраженности. По-видимому, ложное стремление к «научности» часто приводит к представлению данных, полученных на 10-15 детях, в процентах. И дело не только в «1,5 землекопах», возникающих в результате такой некорректной процедуры, но и в еще одной существенной ошибке. Приведение результатов измерения к процентам позволяет сопоставлять разнородные данные, в частности, при использовании шкал разной размерности, но только в том случае, когда размерность измерительных шкал не менее 100. В случае использования шкал меньшей размерности необходимо приводить значения других к самой простой из них. Например, если у вас какой-то показатель измерен в баллах от 1 до 5, а другой в сантиметрах от 1 до 100, следует показатели второй шкалы сделать более грубыми, приведя их к размерности первой (например, диапазон 1-10 см = 1 баллу, 11-20 см = 2 баллам и т. д.). Дело в том, что перевод первой шкалы в размерность второй только создает иллюзию более точного измерения, которая недостижима с помощью математических манипуляций с результатами непосредственного измерения. При оформлении таблицы необходимо проследить, чтобы имелось соответствие сумм приводимых величин, подсчитанных в столбцах и строках. Подписи должны быть полными и единообразными, при использовании сокращений или символов они должны быть расшифрованы в пояснении под таблицей. Дополнительным средством представления и анализа результатов эксперимента является рисунок. Обычно на нем в наглядной форме показываются количественные характеристики, приведенные в таблице. Чаще всего это сравнение средних показателей по набору произведенных измерений (если они приведены к единой шкале) в виде так называемого про-196
Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы
филя. Такое представление позволяет наглядно видеть и описать различие показателей, степень отклонения от нормы, высказать предположения о причинах их различий. Выявить взаимосвязи изучаемых параметров можно, построив линейный график соответствия. Достоверность этой связи проверяется с помощью корреляционного анализа. Другая часто используемая статистическая процедура — установление достоверности различий. Она применяется для установления отличий от нормы и подтверждения эффективности формирующего эксперимента.
Количественный анализ должен быть дополнен качественным анализом, в котором можно выделить описательную часть, включающую, в частности, примеры выполнения экспериментальных заданий отдельными испытуемыми, и соединение результатов в логически непротиворечивое их описание.
Формирующий эксперимент является решающим для психолого-педагогического исследования. Именно он позволяет принять окончательное решение о возможности использования предложенных методов обучения или коррекции. Первое требование к нему — адекватность выбранных методов и приемов тем задачам, которые предстоит решить. Эта адекватность обеспечивается результатами проведенного констатирующего эксперимента и теоретическим их обоснованием. Обязательное условие проверки эффективности нового метода — наличие контрольной группы, в которой занятия с детьми проводится по традиционной схеме. В составляемых методических рекомендациях недостаточно указать на набор приемов или методов воздействия на ребенка. Необходимо отметить условия проведения занятий, последовательность и время их проведения, особенности индивидуального применения.
Заключение работы содержит, помимо сжатого изложения полученных результатов экспериментального исследования, его обсуждение, сопоставление с результатами аналогичных исследований, анализ противоречий или сходства этих результатов. Необходимо отметить, получила ли подтверждение выдвинутая вами гипотеза, а также раскрыть, в чем это выразилось. Следует
'I!
I
ГЛАВА 8
конкретно указать теоретическое и практическое значение полученных данных. Желательно отметить перспективы дальнейших исследований в разрабатываемом вами направлении.
о кУ 8.2. ОПИСАНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗ
ДАННЫХ "??"'•*'"- Mfi:MM-
В предыдущих главах мы рассмотрели методы, которые могут быть использованы для изучения тех или иных психологических параметров, оценили приемы и методики, с помощью которых можно выяснить диагностические сведения об обследуемом, получили некоторые числовые данные, характеризующие субъекта. Что же делать дальше? В данной главе мы рассмотрим статистические методы, используемые психологами для описания, организации и интерпретации количественных показателей. Статистика имеет дело с числовыми характеристиками изучаемого явления, так как на основании математических процедур, пользуясь правилами арифметики с числами, можно манипулировать и определять ведущие тенденции и закономерности.
Все психологические явления — это признаки и переменные, которые с помощью математических операций можно измерить и проинтерпретировать. Объект измерения обозначается как переменная (англ. variable) — то, что варьируется, изменяется, а не является постоянным. Психические переменные очень различны и проявляются в виде ответов на разнообразные вопросы, выполнения заданий, отличающихся по характеру и уровню сложности, поведения в меняющихся ситуациях и т. д. Значения признака определяются при помощи специальных шкал измерения. При анализе переменных используют описательную статистику, теорию статистического вывода и методы планирования и анализа экспериментов. Важнейшая задача статистики — интерпретация неоднородности, которая встречается 198
______________ Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы
во всех исследованиях. Первым шагом в обработке данных яв
ляется шкалирование — процедура сопоставления чисел рас
сматриваемых данных. ...
Шкалы измерений ,.,,,■ ,
Все шкалы отличаются друг от друга возможностью применения к ним арифметических действий. Обычно используют следующие типы шкал измерений:
a) номинальную (наименований); , ■*
b) порядковую (ординальную); н л
c) интервальную (равных интервалов);
d) относительную (шкалу равных отношений). ■ rf$
Номинальные (от лат. nomen — имя, название) шкалы исполь
зуются для качественной классификации. Они только позволя
ют отличить один объект от другого или один субъект от дру
гого и разнести их по различным классам, которые могут быть
упорядочены, а их количество измерено.
Простейший случай номинативной шкалы — дихотомическая шкала, состоящая всего лишь из двух ячеек (например, мальчик — девочка, с нормальной речью — с нарушенной речью, с сохранным слухом — с нарушенным слухом и т. д.). Признак, который измеряется в дихотомической шкале наименований, называется альтернативным. Он может принимать всего два значения. При этом исследователь заинтересован, как правило, только в одном из них, и тогда он говорит, что признак «проявился» или «не проявился». Например: «Признак лево-полушарности проявился у трех заикающихся детей из 20».
Более сложный вариант номинативной шкалы — классификация из трех и более ячеек. Расклассифицировав все объекты, реакции или всех испытуемых по ячейкам классификации, исследователь получает возможность от наименований перейти к числам, подсчитав количество наблюдений в каждой ячейке. (Наблюдение — это одна зарегистрированная реакция, одно действие, один результат выполнения задания.) Такие данные могут быть обработаны с помощью метода у}, биноминального критерия m и углового преобразования Фишера ср.
73"
ГЛАВА 8
Порядковые (или ординальные) шкалы содержат больше информации, так как числовые значения, соответствующие результатам, не случайны, а заданы друг относительно друга. Они основаны на ранжировании (упорядочивании) объектов, если указано, какие из них в большей или меньшей степени обладают качеством, выраженным данной переменной. Например, если ребенка просят составить список из десяти самых близких ему людей, то под номером один будет кто-то самый близкий, под номером два — тот, кто респонденту менее близок, и т. д.
Например, ранжирование разных групп детей дошкольного возраста по результатам выполнения методики «Заучивание 10 слов» по среднему количеству воспроизведенных слов (рис. 1).
Ы- о -----------------------------
о | ||||
fi - | ||||
4 -2 0 - | — | |||
Дети с нормой речи |
Дети с ОНР
Дети с заиканием
Рис. 1.
Самое маленькое число соответствует самому худшему показателю — наименьшему количеству запомненных слов, тогда как самое большое соответствует наилучшему показателю. Из рис. 1 видно, что самый лучший показатель у детей с нормальным речевым развитием, а наихудший — у детей с ОНР. Порядковые значения нельзя ни складывать, ни вычитать, но можно установить меру их различия.
Все психологические методы, использующие ранжирование, построены на применении шкалы порядка. Само расположение шкал в порядке возрастания и информативности — номинальная, порядковая, интервальная — пример порядковой переменной. Например, можно сказать, что измерения в номинальной шкале предоставляют меньше информации, чем в порядковой,
Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы
а в порядковой — меньше, чем в интервальной. Однако невозможно выразить эти отношения с помощью точных количественных величин.
Например, если подросток поступил в клинику с диагнозом заикание, психологу необходимо выяснить, какое место в системе его ценностей занимает лечение и преодоление данного дефекта. Это можно сделать с помощью методики М. Рокича «Оценка ценностных ориентации». Психолог предлагает подростку произвести процедуру «принудительного» ранжирования, результатом интерпретации которого будет выявление степени значимости заявленной проблемы в системе его ценностей.
Примером порядковой шкалы может быть шкала предпочтений при социометрическом исследовании. Итак, единица измерения в шкале порядка — расстояние в один ранг, при этом расстояние между наименованиями может быть разным. К данным, полученным по порядковой шкале, применимы все критерии и методы статистической обработки.
Интервальные шкалы позволяют не только упорядочивать объекты измерения, но и выражать численно и сравнивать различия между ними. Это шкала, классифицирующая по принципу «больше на определенное количество единиц — меньше на определенное количество единиц». При этом известна величина расстояния между любыми двумя соседними измеряемыми элементами. Каждое из возможных значений признака отстоит от другого на равном расстоянии.
Типичной психологической переменной, обычно трактуемой как интервальная шкала, является время реакции. Его измеряют, например, в экспериментах по проверке памяти, когда испытуемые должны как можно быстрее отреагировать на те слова, которые он уже встречал раньше. Предположим, что кому-то требуется в среднем две секунды, чтобы отреагировать на существительные, три — на глаголы и четыре —на прилагательные. Разница во времени реакции на глаголы и существительные такая же, как между временем реакции на прилагательные и глаголы. Мы можем строить гипотезы о
ГЛАВА 8
причинах, лежащих в основе данных различий именно потому, что общее время реакции можно рассматривать как интервальную шкалу.
Значения, полученные в баллах по любой нестандартизиро-ванной методике, оказываются измеренными только по шкале порядка. На самом деле равноинтервальными можно считать лишь шкалы в единицах стандартного отклонения и процен-тильные шкалы, и то лишь при условии, что распределение значений в выборке было стандартным.
Относительные шкалы похожи на интервальные переменные, но позволяют выражать всякий результат в единицах отдаленности от действительного нуля, как, например, обстоит дело при измерении роста и веса. Они позволяют утверждать, что ребенок ростом в 140 см в два раза больше ребенка ростом в 70 см. Значения, заданные в интервальной шкале, можно складывать и вычитать, но их нельзя умножать и делить. Например, разница между 5 и 10 °С равна разнице между 15 и 20, но мы не можем сказать, что 20 °С вдвое выше, чем 10 °С, так как температура по Цельсию — интервальная шкала. Это оказывается возможным при использовании шкалы Кельвина, в которой нулевая точка (абсолютный нуль) составляет примерно минус 273 °С.
Некоторые переменные в психологии могут быть описаны с помощью шкалы отношений. Например, имеет смысл утверждение, что шум, исходящий от транспорта за окнами вашей квартиры, втрое громче звуков, издаваемых стиральной машиной в ванной комнате. Но во многих случаях трудно представить себе абсолютный нуль в отношении какой-либо измеряемой психологической переменной. Только условно мы называем какого-то человека абсолютно глупым или бесчувственным. Поэтому для психологии такие шкалы не характерны, и в большинстве статистических процедур не делается тонкого различия между свойствами интервальных шкал и шкал отношения.
Кратко различие между шкалами можно резюмировать следующим образом:
Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы
• номинальная шкала (а) позволяет различать объекты (но
сит качественный характер);
• порядковая (Ь) — не только различает, но и упорядочива
ет объекты (задает направление, вектор);
• интервальная (с) — позволяет не только упорядочивать,
но и сравнивать объекты с помощью стандартных единиц
различия (задает произвольно точку отсчета посредине
вектора);
• относительная (d) — позволяет отвечать не только на воп
рос, на сколько (как интервальная), но и во сколько раз
одна величина отличается от другой (задает абсолютную
точку отсчета).
В реальной жизни, например при проведении массовых опросов, мы имеем все типы переменных, представленных в одном исследовании.
Распределением признака называется закономерность встречаемости разных его значений. В психологических исследованиях чаще всего ссылаются на нормальное распределение, которое характеризуется тем, что крайние значения признака в нем встречаются достаточно редко, а значения, близкие к средней величине, — достаточно часто. График нормального распределения представляет собой так называемую колоколообразную кривую, которая определяется только двумя параметрами — средним и стандартным отклонением. Наиболее практически важными параметрами являются математическое ожидание, дисперсия, показатели асимметрии и эксцесса.
Оценка математического ожидания (среднее арифметическое) вычисляется по формуле
Rl где xi — каждое наблюдаемое значение признака;
/ — индекс, указывающий на порядковый номер дан-його значения признака; 41 п — количество наблюдений;
2 — знак суммирования.
ГЛАВА 8
Дисперсия (англ. variance) и стандартное отклонение (англ.
standard deviation) — наиболее часто используемые меры измен
чивости переменной. Дисперсия (термин впервые введен Р. Фи
шером, 1918) меняется от нуля до бесконечности. Крайнее значе
ние нуля означает отсутствие изменчивости, когда значения пе
ременной постоянны. Оценка дисперсии определяется по
формуле ,4
-У:
i где xi — каждое наблюдаемое значение признака;
х —среднее арифметическое значение признака: п —количество наблюдений.
Величина, представляющая собой корень квадратный из несмещенной оценки дисперсии (S). называется стандартным отклонением, или средним квадратичным отклонением. Более привычно для психологов обозначение этой величины буквой у (сигма), а не S:
____________ Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы
Показатель асимметрии (А) вычисляется по формуле
_ |
-X)'
Hi.;
п х о1
Для симметричных распределений А = 0.
Достаточно надежным является визуальная оценка графического изображения распределения. Как мы уже отметили, большинство статистик имеют нормальное распределение (особенно при большом числе наблюдений) или распределение, связанное с нормальным и вычисляемое на основе нормального, такое, как ;, F или хи-квадраш.
Трудности могут возникнуть при попытке применить тесты, основанные на предположении нормальности, к данным, не являющимся нормальными. В подобных случаях можно поступить двумя способами.
Во-первых, использовать альтернативные «неиараметричес-кие» тесты (или так называемые «свободно распределенные тесты»), особенно полезные, если число наблюдений мало.
FW ■rqi.ii»);j iLu< |
iB-ц ,.ищ:щ.:-':\\\и{\ -V.0 |
Характерное свойство нормального распределения состоит в том, что 68 % из всех его наблюдений лежат в диапазоне 1 (стандартное отклонение от среднего), а диапазон 2 стандартных отклонений включает 95 % значений. Другими словами, при нормальном распределении стандартизованные наблюдения (меньшие-2 или большие+2) имеют относительную частоту менее 5 % (стандартизованное наблюдение означает, что из исходного значения вычтено среднее и результат поделен на стандартное отклонение.) Это и есть знаменитое правило 2-сиг-ма или 2-стандартных отклонений, вместе с правилом 3-сигма чрезвычайно популярное на практике (рис. 2).
Для проверки нормальности прибегаю] к подсчету коэффициента асимметрии как наиболее точному способу, но практически часто используют более простые методы.
X
95%
99%
99,9 %
Рис. 2. Процентное распределение случаев под нормальной кривой
.Выявление различий в уровне исследуемого ! ! признака -~--^?Ь- |
2. Выявление различий в распределении признака |
3. Выявление степени согласованности изменений |
4. Анализ изменений признака под влиянием контролируемых уело вий |
ГЛАВА 8
Во-вторых, можно все же использовать тесты, основанные на предположении нормальности, если уверены, что объем выборки достаточно велик. Последняя возможность основана на чрезвычайно важной закономерности, позволяющей широко использовать тесты, основанные на нормальности: при возрастании объема выборки форма распределения статистики критерия приближается к нормальной, даже если распределение исследуемых переменных не является нормальным. Этот принцип называется центральной предельной теоремой.
Специальные так называемые Монте-Карловские иссле
дования позволяют сделать вывод о том. что последствия на
рушения предположения нормальности не столь существен
ны, как первоначально предполагалось. nj'J
к U
Принятие решения о выборе метода а/ м <;
v математической обработки -и,1 ли,'
Если данные уже получены, то необходимо принять решение о методе их обработки.
Принять решение о задаче и методе обработки на стадии, когда данные уже получены, можно следующим образом:
1. По первому столбцу таблицы (табл. 1) определить, какая
из задач стоит в вашем исследовании.
2. По второму столбцу определить, каковы условия реше
ния вашей задачи, например: сколько выборок обследовано или
на какое количество групп вы можете разделить обследован
ную выборку.
3. По третьему столбцу табл. 1 определить, какой именно
метод или критерий вам целесообразно использовать.
Проверка диагностической гипотезы
Следующая задача после описания полученных результатов измерений — их анализ, составление суждений о характере их связи. Эти процедуры можно называть проверкой диагностической гипотезы. Можно выделить следующие виды анализа данных:
Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы
Таблица 1
Методы |
Классификация задач и методов их решения
Условия
а)двевыоорки испытуемых |
Q - критерий Розенбаума;
U - критерий Манна —
Уитни;
ф- критерий (угловое
преобразование Фишера)
б)три и более выборок испытуемых |
S- критерий тенденции
Джонкира-.
G - критерий Крускала
У о лл иса_____________
а) при сопостав лении эмпири ческого распре- деленияс теоре тическим ___ |
X" - критерий Пирсона;
X - критерии Колмогорова
Смирнова;
т- биномиальный критерии
б) при сопоставлении двух эмпирических распределений |
X" • критерий Пирсона; X - критерий Колмогорова-Смирнова; ф - критерий (угловое преобразование Фишера)
а) двух признаков |
г - коэффициент ранговой корреляции Спирмена
б)двух иерархии или профилей |
/•'- коэффициент ранговой корреляции Спирмена
а)под влиянием одного фактора |
S- критерий тенденций
Джонкира;
L- критерий тенденции
Пейджа; однофакторный
дисперсионный анализ
Фишера
б) под влиянием двух факторов одновременно |
Двухфакторный днеперси онный анализ Фишера
ГЛАВА 8
1. Вычисление регрессии.
2. Методы сравнения между собой двух или нескольких опи
сательных статистик (средних, дисперсий и т. п.). относящихся
к разным выборкам.
3. Методы установления статистических взаимосвязей меж
ду переменными, прежде всего их корреляции друг с другом.
4. Методы выявления внутренней статистической структу
ры эмпирических данных (например, факторный анализ).
Метод регрессии позволяет свести множественные разроз
ненные данные к общему линейному графику, отражающему
взаимосвязь переменных, и получить возможность поданным
одной переменной оценить значение другой. С помощью вы
числения регрессии происходит сведение многочисленных кон
кретных соотношений каких-либо двух показателей, например
уровня тревожности и частоты сердцебиения, к усредненному
показателю в виде линейного их соотношения, которое может
быть представлено либо в математической форме в виде выра
жения v = ах +■ Л, либо в виде графика (рис. 3). В данном случа
ет искомое отношение представляет прямую линию на графике
и называется уравнением прямой регрессии. - '
Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы Сравнение результатов двух измерений — частная задача исследования. Например, мы хотим узнать, насколько меньше стало запинок в речи заикающихся, с которыми проводилась коррекционная работа в течение одного месяца. Для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга, используют /-критерий Стьюдента, который вычисляется с помощью формулы
И J
где х,!'— среднее значение переменной по одной выборке
■"*■'' данных;:'■'•• х, — среднее значение переменной по другой выборке
";" данных;
' frv m, и ш, -- интегрированные показатели отклонений ча-•■■'--■ * стных значений из двух сравниваемых выборок от ■'--■•■''■■••■ у- соответствующих им средних величин. В своюочередь w, и »?, вычисляются по следующим фор-
о.;г r»i,£i,s |
г У 4
РисЗ. Прямая регрессии Y по Л', где х и у — средние значения переменных
"Г* 'г |
«?=■
гдеЛ",2— выборочная дисперсия первой переменной (по первой выборке); .S1,2- — выборочная дисперсия второй переменной (по вто-
,»о,;, рой выборке):
1Л /г, — число частных значений переменной в первой вы-
, борке;
ij. «, — число частных значений переменной по второй выборке.
После того как при помощи приведенной выше формулы вычислен показатель /, по табл. 2 для заданного числа степен