У 6.7. составление заключения

И ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ДАННЫХ

.-( -г;

<-.

Результаты психолого-педагогического исследования зависят от всех его этапов: четкости формулирования диагнос­тической гипотезы, качества контакта с испытуемым, тщатель­ности проведения исследования и др., но в составлении заклю­чения в наибольшей степени проявляется квалификация специа­листа. Форма и характер заключения будут различаться в зависимости от задач, стоящих перед диагностом: дифференци­ально-диагностических, установления наличия и степени откло­нения от нормы, анализ структуры дефекта, экспертиза и т. д. Как уже отмечалось, в диагностическом исследовании требует­ся установить прежде всего индивидуальные особенности конк­ретного ребенка или подростка, чтобы оказать ему оптималь­ную помощь. С этой точки зрения каждое заключение уникаль­но, и вместе с тем полностью избежать некоторой их стереотипизации в практической деятельности психолога не­возможно. Специально проведенные исследования показыва­ют, что отдельные специалисты (педагоги, психологи и вра­чи) имеют достоверную тенденцию выносить пристрастные

у 6.7. составление заключения - student2.ru у 6.7. составление заключения - student2.ru ГЛАВА 6

у 6.7. составление заключения - student2.ru суждения о своих учениках, клиентах и пациентах. Это про­является, например, в том, что в глазах одного специалиста у всех его подопечных преобладают явления депрессии, а в гла­зах другого — явления астении. К стандартизации диагнозов врача вынуждает закон, требующий, чтобы он соответство­вал принятой в нашей стране международной классификации болезней. Любая профессия, в том числе и психолога, сопря­жена с выработкой профессионального жаргона, а значит, по­вторяющихся формулировок и определений, что становится своеобразным неформальным аналогом международного стандарта в медицине. Отказ от такого стандарта может восприниматься как непрофессионализм. Вместе с тем по сте­пени стандартизации заключений можно выделить две их категории. В наибольшей мере она присутствует в заключе­ниях, которые составляются при массовых (особенно скри-нинговых) обследованиях и оформляются на стандартных бланках, исключающих разнообразие формулировок. Наиме­нее стандартизированным может быть результат индивиду­ального обследования. Можно определить некоторые общие правила его составления, в то время как содержание всегда будет носить уникальный характер.

Сначала отмечаются жалобы ребенка или его родителей на состояние психических функций — памяти, внимания, умствен­ной работоспособности и др. Затем необходимо приступить к изложению сведений о ребенке на основе трех основных источ­ников информации: результатов использования психодиагнос­тических методик, непосредственного наблюдения поведения испытуемого в процессе их выполнения и других дополнитель­ных источников (направленного расспроса в процессе беседы, опроса родственников, учителей и т. д.). В дальнейшем описа­нии результатов обследования должны быть отражены с той или иной степенью полноты личностные особенности ребенка, состояние его поведения и познавательной сферы. Полнота и детальность обследования и, следовательно, описания его ре­зультатов определяются местом исследования в педагогическим процессе, более развернутые обследования обычно проводятся




Организация и содержание диагностической деятельности логопеда и психолога

у 6.7. составление заключения - student2.ru при переходе от одного этапа обучения к другому, например в начале и конце учебного года. В процессе оказания помо­щи ребенку обычно проводятся сокращенные варианты об­следования, направленные на уточнение тех психических функций, коррекция которых производится. С другой сторо­ны, в заключении большее внимание должно быть уделено наиболее значимым для организации обучения психическим функциям, прежде всего тем, которые отклоняются от нор­мативных показателей, и сохранным, необходимым для ком­пенсации и коррекции имеющихся недостатков.

Личностные черты испытуемых проявляются во время об­следования в его способности вступать в контакт, восприни­мать инструкцию, старательности или небрежности выполне­ния заданий, заинтересованности результатами их выполнения, т. е. прежде всего в системе его отношений, которая определя­ется преобладающими у него ценностями. Для описания лич­ностных черт испытуемого наряду с результатами вашего на­блюдения могут быть дополнительно привлечены результаты специально организованной беседы и проективных методик.

Познавательная сфера ребенка занимает особое место в пси­холого-педагогическом исследовании и, в частности, в специ­альной психологии, так как, с одной стороны, у детей с откло­няющимся развитием часто имеются нарушения этой сферы, требующие коррекции, с другой — познавательные функции являются основой любого педагогического воздействия. Наи­большее внимание следует уделить детальному описанию цен­трального нарушения, которое установлено у ребенка в ходе обследования. Затем необходимо охарактеризовать другие, менее выраженные нарушения, сочетающиеся с ним, раскрыв содержание психологического синдрома или структуру имею­щегося у ребенка дефекта.

Наконец, должно быть описано поведение ребенка в про­цессе обследования и в других обстоятельствах. Значимость поведения определяется тем, что только через него мы можем судить о личностных особенностях ребенка и о его познаватель­ной сфере. Специфика самого поведения — адаптация к ме-

у 6.7. составление заключения - student2.ru

у 6.7. составление заключения - student2.ru ГЛАВА 6___________________________________________________

няющимся жизненным обстоятельствам. Непосредственное наблюдение позволяет выявить такие особенности поведения, как активность или пассивность, гибкость или негибкость, интерес или безразличие к происходящим событиям.

При характеристике всех сторон психики ребенка и подростка могут быть использованы иллюстрации в виде выписок из протоколов исследования, некоторые количе­ственные характеристики. Их следует приводить в краткой формулировке для подтверждения наиболее значимых поло­жений заключения. Не следует злоупотреблять такими при­мерами, поскольку их обилие может вызвать нежелательный эффект, когда «за лесом не будет видно деревьев», т. е. оби­лие деталей снизит четкость и определенность заключения.

Завершается заключение кратким резюме, в котором дол­жны быть отражены наиболее важные данные, полученные при исследовании. Они должны отражать структуру основ­ного психологического синдрома (структуру дефекта), вы­явленного в процессе проведенного обследования.

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются требования по организации прове­дения обследования?

2. Раскройте последовательность процедуры психолого-
педагогического обследования.

3. Чем должен руководствоваться психолог (логопед) при
выборе методов обследования?

4. Могут ли неправильно соблюденные условия обследо­
вания повлиять на результат диагностики?

Список литературы

1. ВассермапЛ.И., Дорофеева С. А., МеерсонЯ.А. Методы нейропси-
хологической диагностики: Практич. рук-во. СПб.: Стройлеспе-
чать, 1997.304 с.

2. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию:
Учеб. пособие. Самара: Бахрах-М, 2000. 248 с.

Организация и содержание диагностической деятельности логопеда и психолога

у 6.7. составление заключения - student2.ru Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб: Питер, 2000. 368 с.

Кемпиньский А. Познание больного. Минск: Выш. шк., 1998. 207 с.

Психолого-медико-педагогическая консультация / Под ред. Л.М. Шипицыной СПб., 1999. 201с.

Лалаева Р.И. Методические рекомендации по логопедической диагностике // Диагностика нарушений речи у детей и организа­ция логопедической работы в условиях дошкольного образова­тельного учреждения: Сб. методич. рек. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. С. 5-14.

Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2000. 440 с. Семаго М.М., Ахутина Т.В., Семаго Н.Я. и др. Психолого-меди-ко-педагогичеекое обследование ребенка: Комплект рабочих ма­териалов / Под общ. ред. М.М. Семаго. М.: АРКТИ, 1999. 136 с. Шванцара Й., Балаштик Б., Голуб В. и др. Диагностика психи­ческого развития. Прага: Авиценум, 1978. 388 с.

ft..--,, г*

;.1УТ Д.--1.

'К > * * '

у 6.7. составление заключения - student2.ru •it- V,-

Глава

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ

СОПРОВОЖДЕНИЕ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Организация психодиагностики у детей и подростков с речевыми нарушениями

у 6.7. составление заключения - student2.ru хического развития детей, учете сложного и неоднозначного вза­имодействия факторов психического развития. Совместная ра­бота психологов, педагогов и медицинских работников должна иметь установку именно на сопровождение, а не на руководство и опеку. В настоящее время сложилась специальная служба — служба сопровождения, предназначенная квалифицированно выстраивать помощь ребенку. В качестве сопровождающих вы­ступают психологи, педагоги, медицинские и социальные ра­ботники. Таким образом, понятие психолого-педагогического сопровождения связывают, прежде всего, с оказанием помощи ребенку, его семье с целью обеспечения позитивных изменений в психическом развитии ребенка. При этом смысл сопровожде­ния оказывается предельно широким, поскольку структуру со­провождения представляет деятельность различных служб.

Наши рекомендации