У 6.7. составление заключения
И ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ДАННЫХ
.-( -г;
<-.
Результаты психолого-педагогического исследования зависят от всех его этапов: четкости формулирования диагностической гипотезы, качества контакта с испытуемым, тщательности проведения исследования и др., но в составлении заключения в наибольшей степени проявляется квалификация специалиста. Форма и характер заключения будут различаться в зависимости от задач, стоящих перед диагностом: дифференциально-диагностических, установления наличия и степени отклонения от нормы, анализ структуры дефекта, экспертиза и т. д. Как уже отмечалось, в диагностическом исследовании требуется установить прежде всего индивидуальные особенности конкретного ребенка или подростка, чтобы оказать ему оптимальную помощь. С этой точки зрения каждое заключение уникально, и вместе с тем полностью избежать некоторой их стереотипизации в практической деятельности психолога невозможно. Специально проведенные исследования показывают, что отдельные специалисты (педагоги, психологи и врачи) имеют достоверную тенденцию выносить пристрастные
ГЛАВА 6
суждения о своих учениках, клиентах и пациентах. Это проявляется, например, в том, что в глазах одного специалиста у всех его подопечных преобладают явления депрессии, а в глазах другого — явления астении. К стандартизации диагнозов врача вынуждает закон, требующий, чтобы он соответствовал принятой в нашей стране международной классификации болезней. Любая профессия, в том числе и психолога, сопряжена с выработкой профессионального жаргона, а значит, повторяющихся формулировок и определений, что становится своеобразным неформальным аналогом международного стандарта в медицине. Отказ от такого стандарта может восприниматься как непрофессионализм. Вместе с тем по степени стандартизации заключений можно выделить две их категории. В наибольшей мере она присутствует в заключениях, которые составляются при массовых (особенно скри-нинговых) обследованиях и оформляются на стандартных бланках, исключающих разнообразие формулировок. Наименее стандартизированным может быть результат индивидуального обследования. Можно определить некоторые общие правила его составления, в то время как содержание всегда будет носить уникальный характер.
Сначала отмечаются жалобы ребенка или его родителей на состояние психических функций — памяти, внимания, умственной работоспособности и др. Затем необходимо приступить к изложению сведений о ребенке на основе трех основных источников информации: результатов использования психодиагностических методик, непосредственного наблюдения поведения испытуемого в процессе их выполнения и других дополнительных источников (направленного расспроса в процессе беседы, опроса родственников, учителей и т. д.). В дальнейшем описании результатов обследования должны быть отражены с той или иной степенью полноты личностные особенности ребенка, состояние его поведения и познавательной сферы. Полнота и детальность обследования и, следовательно, описания его результатов определяются местом исследования в педагогическим процессе, более развернутые обследования обычно проводятся
Организация и содержание диагностической деятельности логопеда и психолога
при переходе от одного этапа обучения к другому, например в начале и конце учебного года. В процессе оказания помощи ребенку обычно проводятся сокращенные варианты обследования, направленные на уточнение тех психических функций, коррекция которых производится. С другой стороны, в заключении большее внимание должно быть уделено наиболее значимым для организации обучения психическим функциям, прежде всего тем, которые отклоняются от нормативных показателей, и сохранным, необходимым для компенсации и коррекции имеющихся недостатков.
Личностные черты испытуемых проявляются во время обследования в его способности вступать в контакт, воспринимать инструкцию, старательности или небрежности выполнения заданий, заинтересованности результатами их выполнения, т. е. прежде всего в системе его отношений, которая определяется преобладающими у него ценностями. Для описания личностных черт испытуемого наряду с результатами вашего наблюдения могут быть дополнительно привлечены результаты специально организованной беседы и проективных методик.
Познавательная сфера ребенка занимает особое место в психолого-педагогическом исследовании и, в частности, в специальной психологии, так как, с одной стороны, у детей с отклоняющимся развитием часто имеются нарушения этой сферы, требующие коррекции, с другой — познавательные функции являются основой любого педагогического воздействия. Наибольшее внимание следует уделить детальному описанию центрального нарушения, которое установлено у ребенка в ходе обследования. Затем необходимо охарактеризовать другие, менее выраженные нарушения, сочетающиеся с ним, раскрыв содержание психологического синдрома или структуру имеющегося у ребенка дефекта.
Наконец, должно быть описано поведение ребенка в процессе обследования и в других обстоятельствах. Значимость поведения определяется тем, что только через него мы можем судить о личностных особенностях ребенка и о его познавательной сфере. Специфика самого поведения — адаптация к ме-
ГЛАВА 6___________________________________________________
няющимся жизненным обстоятельствам. Непосредственное наблюдение позволяет выявить такие особенности поведения, как активность или пассивность, гибкость или негибкость, интерес или безразличие к происходящим событиям.
При характеристике всех сторон психики ребенка и подростка могут быть использованы иллюстрации в виде выписок из протоколов исследования, некоторые количественные характеристики. Их следует приводить в краткой формулировке для подтверждения наиболее значимых положений заключения. Не следует злоупотреблять такими примерами, поскольку их обилие может вызвать нежелательный эффект, когда «за лесом не будет видно деревьев», т. е. обилие деталей снизит четкость и определенность заключения.
Завершается заключение кратким резюме, в котором должны быть отражены наиболее важные данные, полученные при исследовании. Они должны отражать структуру основного психологического синдрома (структуру дефекта), выявленного в процессе проведенного обследования.
Контрольные вопросы
1. В чем заключаются требования по организации проведения обследования?
2. Раскройте последовательность процедуры психолого-
педагогического обследования.
3. Чем должен руководствоваться психолог (логопед) при
выборе методов обследования?
4. Могут ли неправильно соблюденные условия обследо
вания повлиять на результат диагностики?
Список литературы
1. ВассермапЛ.И., Дорофеева С. А., МеерсонЯ.А. Методы нейропси-
хологической диагностики: Практич. рук-во. СПб.: Стройлеспе-
чать, 1997.304 с.
2. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию:
Учеб. пособие. Самара: Бахрах-М, 2000. 248 с.
Организация и содержание диагностической деятельности логопеда и психолога
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб: Питер, 2000. 368 с.
Кемпиньский А. Познание больного. Минск: Выш. шк., 1998. 207 с.
Психолого-медико-педагогическая консультация / Под ред. Л.М. Шипицыной СПб., 1999. 201с.
Лалаева Р.И. Методические рекомендации по логопедической диагностике // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методич. рек. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. С. 5-14.
Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2000. 440 с. Семаго М.М., Ахутина Т.В., Семаго Н.Я. и др. Психолого-меди-ко-педагогичеекое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М.М. Семаго. М.: АРКТИ, 1999. 136 с. Шванцара Й., Балаштик Б., Голуб В. и др. Диагностика психического развития. Прага: Авиценум, 1978. 388 с.
ft..--,, г*
;.1УТ Д.--1.
'К > * * '
•it- V,-
Глава
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Организация психодиагностики у детей и подростков с речевыми нарушениями
хического развития детей, учете сложного и неоднозначного взаимодействия факторов психического развития. Совместная работа психологов, педагогов и медицинских работников должна иметь установку именно на сопровождение, а не на руководство и опеку. В настоящее время сложилась специальная служба — служба сопровождения, предназначенная квалифицированно выстраивать помощь ребенку. В качестве сопровождающих выступают психологи, педагоги, медицинские и социальные работники. Таким образом, понятие психолого-педагогического сопровождения связывают, прежде всего, с оказанием помощи ребенку, его семье с целью обеспечения позитивных изменений в психическом развитии ребенка. При этом смысл сопровождения оказывается предельно широким, поскольку структуру сопровождения представляет деятельность различных служб.