Нарушения процедуры диагностики
К наиболее характерным вариантам искажения результатов психодиагностического исследования относятся следующие.
Основы психолого-педагогического исследования в специальной психологии Эффект плацебо (с лат. поправляюсь) — это обнаруженное в медицине изменение физиологического или психологического состояния людей под влиянием препаратов или процедур, назначенных под видом сильнодействующих средств. Механизм его основан на самовнушении и внушении.
Эффект Хоторна является своеобразным вариантом предыдущего типа артефактов в экспериментальной психологии. Он заключается в том, что сам факт участия в процедурах исследований способен заметно повлиять на поведение испытуемых, в частности стимулировать осознанные или непроизвольные попытки соответствовать ожиданиям экспериментатора.
Эффект Пигмалиона — так по имени героя древнегреческо- . го мифа, изваявшего прекрасную статую, влюбившегося в свое творение и умолившего богов оживить ее, американский психолог Р. Розенталь назвал явление, суть которого состоит в том, что экспериментатор, твердо убежденный в правильности какой-либо гипотезы, непроизвольно начинает действовать на испытуемого таким образом, что она получает фактическое подтверждение. При этом внушение осуществляется изменением мимики, интонации, жестикуляции, экспрессии при обращении с испытуемым. Иногда данный феномен именуется эффектом Розенталя.
Эффект аудитории характеризуется тем, что присутствие публики или самого экспериментатора способно изменить поведение испытуемого. Обычно при этом лучше и быстрее выполняется деятельность механическая, субъективно легкая, хорошо освоенная, интеллектуально простая. Хуже и медленнее осуществляется деятельность, сложная для испытуемого или не освоенная в полной мере.
Эффект первичности обозначает зависимость оценки незнакомого явления или человека от первого впечатления, произведенного им. Иногда при этом отбрасывается или искажается та последующая информация, которая противоречит уже созданному образу.
< Устранить артефакты помогают следующие приемы: . • дезинформирование испытуемых;
ГЛАВА 3
маскировка независимой переменной (например, введе-| ние ее «случайным» лицом); метод «скрытого» эксперимента, когда испытуемый не знает, что участвует в исследовании; «двойной слепой метод»;
неинформирование лица, проводящего эксперимент, о его целях, гипотезе, ожидаемых результатах.
л J(I 3.8. ЭТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ПРОЦЕДУРЕ ПРОВЕДЕНИЯ '■ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
На каждом диагносте всегда лежит ответственность за установление и поддержание приемлемой этики обследования. Он также несет ответственность за этичное обращение коллег, ассистентов, студентов и всех других, участвующих в процессе взаимодействия с обследуемым. Этика требует, чтобы диагност информировал испытуемых обо всех сторонах обследования, которые могут повлиять на их желание принимать в нем участие, а также отвечал на все вопросы о других подробностях исследования. Честность и открытость — важные черты отношений между исследователем и испытуемым. Если утаивание и обман необходимы по методологии исследования, то исследователь должен объяснить испытуемому причины таких действий для восстановления их взаимоотношений. Этика требует, чтобы исследователь относился с уважением к праву обследуемого сократить или прервать свое участие в процессе диагностики в любое время.
Согласно принципу этического обращения с обследуемыми должно быть учтено их добровольное желание участвовать в исследовании, а также их право отказаться от него в любой момент по своему желанию и безо всяких для себя последствий.
________ Основы психолого-педагогического исследования в специальной психологии
Согласно принципу конфиденциальности обследуемый должен быть уверен в реализации права на недоступность получаемой диагностической информации другими лицами без его
согласия.
Согласно принципу соблюдения интересов обследуемого все результаты обследования сообщаются в щадящей форме при оптимальном использовании полученной информации для оказания ему помощи.
Принцип ненанесения ущерба защищает испытуемых от физического и душевного дискомфорта, вреда и опасности. Если риск таких последствий существует, то психолог обязан про- ■ информировать об этом испытуемых, достичь согласия до начала работы и принять все возможные меры для минимизации вреда. Процедура диагностики может не применяться, если есть вероятность, что она причинит серьезный и продолжительный
вред участникам.
Принцип компетентности и беспристрастности. Очевидно, что психодиагност должен хорошо знать и понимать те синдромы, которые возникают при различных речевых расстройствах. Он должен считаться с возможностями испытуемого. То, что легко может выполнить физически здоровый заикающийся, может оказаться непосильной нагрузкой для больного, страдающего афазией. Эти и некоторые другие обстоятельства склоняют к тому, чтобы использовать определенную схему обследования, в чем убеждены многие специалисты. Схема позволяет достигнуть определенной унификации обследования и сделать его наиболее адекватным возможностям испытуемого.
В качестве примера могут быть приведены детально разработанные Американской психологической ассоциацией «Этические стандарты психологов» (Горбатов, 2000).
Примером отечественной разработки этого вопроса может быть статья И.И. Лунина, руководителя группы разработки «Этического кодекса психолога» (Психологическая газета. 1996. № 1), где автор охватывает широкий спектр отношений психолога, регламентируя их с позиций моральных норм. Вместе с тем очевидно, что моральные нормы общества, в
ГЛАВА 3
котором мы живем, подвержены существенной деформации, носят зачастую групповой социально обусловленный характер, а порой просто отрицаются с позиций безграничного либерализма. В последнем случае права отдельного человека провозглашаются приоритетными по отношению к правам общества. Авторы данной разработки ставят перед собой благородную задачу создать максимально высокие этические стандарты для любых категорий психологов. Кодекс основан на шести следующих принципах: компетентность, порядочность, профессиональная и научная ответственность, уважение к правам человека, забота о благополучии ближних, социальная ответственность.
'T'i ГРЭ') .J
Ж!..
3.9. ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА! ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
1. Психолог, запрашивающий у человека в ходе обследова
ния сведения о его личности или допускающий, чтобы ему до
верили информацию, делает это только после того, как обсле
дуемый полностью осознал цели обследования, а также цели и
способы использования запрашиваемой информации. Для эф
фективности обследования может быть необходимо скрывать
истинную цель тестирования, тем не менее личность не должна
подвергаться тестированию обманным путем.
2. Любой человек имеет право отказаться от участия в пси
хологическом обследовании или эксперименте и тем самым ог
радить себя от нежелательного вмешательства в свой внутрен
ний мир.
3. Когда обследование проводится в интересах какого-либо
учреждения, обследуемый должен быть полностью проинфор
мирован относительно использования получаемых результатов.
Желательно также объяснить, что адекватная оценка его личности будет выгодна самому испытуемому.
Результаты обследования, проведенного по личной просьбе и в интересах обследуемого, не могут быть представлены какому-либо учреждению, если испытуемый не даст на это согласия.
Если обследование проводится в интересах личности и по инициативе организации (школы, вуза, предприятия и т. д.), то для использования полученных результатов в рамках этой организации не требуется дополнительного согласия обследуемого.
4. Обязательство хранить профессиональную тайну теряет
силу, если положение закона обязывает психолога сообщить о
полученной информации. При тестировании личности ребен
ка до 16 лет необходимо индивидуальное согласие ребенка и
его родителей; родителям по их просьбе должны быть сообще
ны результаты тестирования.
5. Доступ к результатам тестирования должен подлежать
строгому контролю.
6. При сообщении результатов тестирования должны учи
тываться особенности того человека, кому они предназнача
ются.
7. Обследуемому не должны сообщаться результаты его тес
тирования без их грамотной интерпретации.
Помимо общих принципов, используемых в работе с психодиагностическими методиками, имеется ряд требований к лицам, связанным в своей профессиональной деятельности с применением тестов. Это могут быть:
• психологи-пользователи, работающие с психодиагностическими методиками;
• • специалисты-непсихологи смежных с психологией областей (учитель, врач, социолог, экономист и др.), применяющие в своей работе отдельные психодиагностические ме-: тодики.
ГЛАВА 3
Контрольные вопросы
1. Каковы основные принципы психологической диагнос
тики?
2. Перечислите требования к методам психолого-педагоги
ческой диагностики.
3. Назовите требования, предъявляемые к разработчикам
тестов.
4. Сформулируйте требования к специалистам-непсихоло
гам, применяющим психодиагностические методики.
5. Перечислите типичные ошибки нарушения процедуры
диагностики.
6. Каковы основные этические принципы психодиагностики?
Список литературы
1. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психоди
агностике. СПб.: Питер, 2000. 528 с.
2. Бурлачук Л. Ф.. Морозов С. М. Словарь-справочник по психологи
ческой диагностике / Отв. ред. СБ. Крымский. Киев: Наук, дум
ка, 1989.
3. Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб.: Лань. 2003. 656 с.
4. Общая психодиагностика / Иод ред. А.А. Бодалева, В.В. Столи-
на. М.: Изд-во МГУ, 1987. 304 с.
5. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред,
пед. учеб. завед. / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солн
цева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. М.: Академия, 2002. 480 с.
6. Психолого-медико-педагогическая консультация / Под ред. Л.М.
Шипицыной. СПб.. 1999. 201 с.
7. Семаго М.М., Ахутина Т.В., Семаго Н.Я., Светлова Н.А., Береслав-
ская М.И. Психолого-медико-педагогическое обследование ре
бенка: Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М. М. Се
маго. М.: АРКТИ, 1999. 136 с.
8. Ярошевскип М.Г. История психологии. М.: Мысль. 1976. С. 463.
t ! Д!
'It-,'
1. • ('
/Л У |
г l i |
I \
/Я
Глава !-тУ