Нарушения процедуры диагностики

К наиболее характерным вариантам искажения результатов психодиагностического исследования относятся следующие.

Основы психолого-педагогического исследования в специальной психологии Эффект плацебо (с лат. поправляюсь) — это обнаружен­ное в медицине изменение физиологического или психологи­ческого состояния людей под влиянием препаратов или про­цедур, назначенных под видом сильнодействующих средств. Механизм его основан на самовнушении и внушении.

Эффект Хоторна является своеобразным вариантом преды­дущего типа артефактов в экспериментальной психологии. Он заключается в том, что сам факт участия в процедурах исследо­ваний способен заметно повлиять на поведение испытуемых, в частности стимулировать осознанные или непроизвольные по­пытки соответствовать ожиданиям экспериментатора.

Эффект Пигмалиона — так по имени героя древнегреческо- . го мифа, изваявшего прекрасную статую, влюбившегося в свое творение и умолившего богов оживить ее, американский пси­холог Р. Розенталь назвал явление, суть которого состоит в том, что экспериментатор, твердо убежденный в правильности ка­кой-либо гипотезы, непроизвольно начинает действовать на испытуемого таким образом, что она получает фактическое подтверждение. При этом внушение осуществляется изменени­ем мимики, интонации, жестикуляции, экспрессии при обраще­нии с испытуемым. Иногда данный феномен именуется эффек­том Розенталя.

Эффект аудитории характеризуется тем, что присутствие пуб­лики или самого экспериментатора способно изменить поведе­ние испытуемого. Обычно при этом лучше и быстрее выполня­ется деятельность механическая, субъективно легкая, хорошо освоенная, интеллектуально простая. Хуже и медленнее осуще­ствляется деятельность, сложная для испытуемого или не осво­енная в полной мере.

Эффект первичности обозначает зависимость оценки незна­комого явления или человека от первого впечатления, произ­веденного им. Иногда при этом отбрасывается или искажается та последующая информация, которая противоречит уже соз­данному образу.

< Устранить артефакты помогают следующие приемы: . • дезинформирование испытуемых;

нарушения процедуры диагностики - student2.ru нарушения процедуры диагностики - student2.ru нарушения процедуры диагностики - student2.ru ГЛАВА 3

нарушения процедуры диагностики - student2.ru маскировка независимой переменной (например, введе-| ние ее «случайным» лицом); метод «скрытого» эксперимента, когда испытуемый не зна­ет, что участвует в исследовании; «двойной слепой метод»;

неинформирование лица, проводящего эксперимент, о его целях, гипотезе, ожидаемых результатах.

л J(I 3.8. ЭТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ПРОЦЕДУРЕ ПРОВЕДЕНИЯ '■ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

На каждом диагносте всегда лежит ответственность за установление и поддержание приемлемой этики обследования. Он также несет ответственность за этичное обращение коллег, ассистентов, студентов и всех других, участвующих в процессе взаимодействия с обследуемым. Этика требует, чтобы диагност информировал испытуемых обо всех сторонах обследования, ко­торые могут повлиять на их желание принимать в нем участие, а также отвечал на все вопросы о других подробностях исследова­ния. Честность и открытость — важные черты отношений между исследователем и испытуемым. Если утаивание и обман необхо­димы по методологии исследования, то исследователь должен объяснить испытуемому причины таких действий для восстанов­ления их взаимоотношений. Этика требует, чтобы исследователь относился с уважением к праву обследуемого сократить или пре­рвать свое участие в процессе диагностики в любое время.

Согласно принципу этического обращения с обследуемыми должно быть учтено их добровольное желание участвовать в исследовании, а также их право отказаться от него в любой момент по своему желанию и безо всяких для себя последствий.

________ Основы психолого-педагогического исследования в специальной психологии

Согласно принципу конфиденциальности обследуемый дол­жен быть уверен в реализации права на недоступность получа­емой диагностической информации другими лицами без его

согласия.

Согласно принципу соблюдения интересов обследуемого все результаты обследования сообщаются в щадящей форме при оптимальном использовании полученной информации для ока­зания ему помощи.

Принцип ненанесения ущерба защищает испытуемых от фи­зического и душевного дискомфорта, вреда и опасности. Если риск таких последствий существует, то психолог обязан про- ■ информировать об этом испытуемых, достичь согласия до на­чала работы и принять все возможные меры для минимизации вреда. Процедура диагностики может не применяться, если есть вероятность, что она причинит серьезный и продолжительный

вред участникам.

Принцип компетентности и беспристрастности. Очевидно, что психодиагност должен хорошо знать и понимать те синдро­мы, которые возникают при различных речевых расстройствах. Он должен считаться с возможностями испытуемого. То, что легко может выполнить физически здоровый заикающийся, мо­жет оказаться непосильной нагрузкой для больного, страдаю­щего афазией. Эти и некоторые другие обстоятельства склоня­ют к тому, чтобы использовать определенную схему обследо­вания, в чем убеждены многие специалисты. Схема позволяет достигнуть определенной унификации обследования и сделать его наиболее адекватным возможностям испытуемого.

В качестве примера могут быть приведены детально раз­работанные Американской психологической ассоциацией «Этические стандарты психологов» (Горбатов, 2000).

Примером отечественной разработки этого вопроса может быть статья И.И. Лунина, руководителя группы разработки «Этического кодекса психолога» (Психологическая газета. 1996. № 1), где автор охватывает широкий спектр отношений психолога, регламентируя их с позиций моральных норм. Вместе с тем очевидно, что моральные нормы общества, в

нарушения процедуры диагностики - student2.ru нарушения процедуры диагностики - student2.ru нарушения процедуры диагностики - student2.ru нарушения процедуры диагностики - student2.ru ГЛАВА 3

котором мы живем, подвержены существенной деформации, носят зачастую групповой социально обусловленный харак­тер, а порой просто отрицаются с позиций безграничного либерализма. В последнем случае права отдельного чело­века провозглашаются приоритетными по отношению к пра­вам общества. Авторы данной разработки ставят перед со­бой благородную задачу создать максимально высокие эти­ческие стандарты для любых категорий психологов. Кодекс основан на шести следующих принципах: компетентность, порядочность, профессиональная и научная ответствен­ность, уважение к правам человека, забота о благополучии ближних, социальная ответственность.

'T'i ГРЭ') .J

Ж!..

3.9. ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА! ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

1. Психолог, запрашивающий у человека в ходе обследова­
ния сведения о его личности или допускающий, чтобы ему до­
верили информацию, делает это только после того, как обсле­
дуемый полностью осознал цели обследования, а также цели и
способы использования запрашиваемой информации. Для эф­
фективности обследования может быть необходимо скрывать
истинную цель тестирования, тем не менее личность не должна
подвергаться тестированию обманным путем.

2. Любой человек имеет право отказаться от участия в пси­
хологическом обследовании или эксперименте и тем самым ог­
радить себя от нежелательного вмешательства в свой внутрен­
ний мир.

3. Когда обследование проводится в интересах какого-либо
учреждения, обследуемый должен быть полностью проинфор­
мирован относительно использования получаемых результатов.

Желательно также объяснить, что адекватная оценка его лич­ности будет выгодна самому испытуемому.

Результаты обследования, проведенного по личной просьбе и в интересах обследуемого, не могут быть представлены ка­кому-либо учреждению, если испытуемый не даст на это со­гласия.

Если обследование проводится в интересах личности и по инициативе организации (школы, вуза, предприятия и т. д.), то для использования полученных результатов в рамках этой организации не требуется дополнительного согласия обсле­дуемого.

4. Обязательство хранить профессиональную тайну теряет
силу, если положение закона обязывает психолога сообщить о
полученной информации. При тестировании личности ребен­
ка до 16 лет необходимо индивидуальное согласие ребенка и
его родителей; родителям по их просьбе должны быть сообще­
ны результаты тестирования.

5. Доступ к результатам тестирования должен подлежать
строгому контролю.

6. При сообщении результатов тестирования должны учи­
тываться особенности того человека, кому они предназнача­
ются.

7. Обследуемому не должны сообщаться результаты его тес­
тирования без их грамотной интерпретации.

Помимо общих принципов, используемых в работе с психо­диагностическими методиками, имеется ряд требований к ли­цам, связанным в своей профессиональной деятельности с при­менением тестов. Это могут быть:

• психологи-пользователи, работающие с психодиагности­ческими методиками;

• • специалисты-непсихологи смежных с психологией облас­тей (учитель, врач, социолог, экономист и др.), применя­ющие в своей работе отдельные психодиагностические ме-: тодики.

нарушения процедуры диагностики - student2.ru ГЛАВА 3

нарушения процедуры диагностики - student2.ru нарушения процедуры диагностики - student2.ru нарушения процедуры диагностики - student2.ru нарушения процедуры диагностики - student2.ru нарушения процедуры диагностики - student2.ru Контрольные вопросы

1. Каковы основные принципы психологической диагнос­
тики?

2. Перечислите требования к методам психолого-педагоги­
ческой диагностики.

3. Назовите требования, предъявляемые к разработчикам
тестов.

4. Сформулируйте требования к специалистам-непсихоло­
гам, применяющим психодиагностические методики.

5. Перечислите типичные ошибки нарушения процедуры
диагностики.

6. Каковы основные этические принципы психодиагностики?

Список литературы

1. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психоди­
агностике. СПб.: Питер, 2000. 528 с.

2. Бурлачук Л. Ф.. Морозов С. М. Словарь-справочник по психологи­
ческой диагностике / Отв. ред. СБ. Крымский. Киев: Наук, дум­
ка, 1989.

3. Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб.: Лань. 2003. 656 с.

4. Общая психодиагностика / Иод ред. А.А. Бодалева, В.В. Столи-
на. М.: Изд-во МГУ, 1987. 304 с.

5. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред,
пед. учеб. завед. / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солн­
цева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. М.: Академия, 2002. 480 с.

6. Психолого-медико-педагогическая консультация / Под ред. Л.М.
Шипицыной. СПб.. 1999. 201 с.

7. Семаго М.М., Ахутина Т.В., Семаго Н.Я., Светлова Н.А., Береслав-
ская М.И. Психолого-медико-педагогическое обследование ре­
бенка: Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М. М. Се­
маго. М.: АРКТИ, 1999. 136 с.

8. Ярошевскип М.Г. История психологии. М.: Мысль. 1976. С. 463.

t ! Д!

'It-,'

1. • ('

/Л У
 

г l i

I \

Глава !-тУ

Наши рекомендации