Социальная и профессиологическая характеристика профессии

1. Название профессии и специальности по официально принятой номенклатуре.

2. Престиж, имидж, статус профессии в данной отрасли, регионе, профессиональной группе.

3. Должностной оклад и его оценка (ниже среднего, средний, выше среднего в регионе).

4. Краткая характеристика квалификационных и должностных обязанностей.

5. Необходимое образование.

6. Диапазон квалификации (разряды, классы и т.д.), а также перспективы административного, профессионального, научного и др. видов продвижения, карьеры.

7. Основные особенности общения: постоянное или эпизодическое, с узким или широким кругом лиц, непосредственное или опосредованное техническими средствами, характер общения (узкопрофессиональное, с посетителями, клиентами, в условиях обслуживания людей, руководства подчиненными и т.д.).

8. Краткая характеристика требований профессии к безошибочности и надежности: последствия ошибок, особые требования к безопасности труда.

9. Частота случаев дисквалификации по профнепригодности, отдельно в периоды профобучения, профадаптации и профессиональной деятельности.

10. Краткая характеристика основных особенностей динамики трудовой деятельности (возрастные ограничения, большая текучесть кадров по данной специальности и др. обстоятельства, заслуживающие внимания с точки зрения общей характеристики данной профессии, специальности).

Психограмма

А. Общая характеристика труда

1. Фотография рабочего дня.

2. Описание и оценка динамических факторов труда (работоспособность, утомление, надежность и др.).

3. Влияние условий труда на динамические процессы работы.

4. Психологический анализ ошибочных действий.

Б. Требования к психическим процессам.

1. Психомоторика:

- рабочая поза, статические и динамические нагрузки;

- рабочие действия: гностические, исполнительские и др.;

- требования к выдерживанию темпоритма и точности реагирования;

- особые требования к психомоторике.

2. Сенсорная и перцептивная сферы:

- чувствительность различных сенсорных модальностей;

- профессионально значимые виды восприятия сигналов на фоне помех, при избытке илидефиците информации, восприятие времени, движения, скорости, пространственного положенияи т.д.;

- особые требования к сенсорной и перцептивной сферам.

3. Профессиональные особенности познавательных процессов:

- влияние представлений на эффективность и надежность трудовой деятельности;

- требования к воспроизводящему и (или) творческому воображению;

- преобладающие типы мышления: наглядно-действенное, образное, теоретическое (абстрактное), «безлимитное» по времени, жестко лимитированное, в условиях дефицита времени;

- особенности принятия решений при выполнении работы: самостоятельность,

- ответственность, самоконтроль;

- преобладающий вид памяти, требования к памяти, устойчивость памяти в условиях напряженности (эмоционально-мнемоническая устойчивость);

- особенности речи: удельный вес речи в профессиональной деятельности, требования к речи;

- внимание и его особенности: широта, интенсивность, устойчивость, роль внимательности как качества специалиста.

В. Требования эмоционально-волевой сфере

1. Характеристика преобладающих эмоциональных состояний.

2. Типичный уровень нервно-психической напряженности труда.

3. Воля и ее особенности. Основная направленность волевого процесса (управление техникой, людьми, собой и т.д.).

Г. Типичные психологические состояния в процессе труда

1. Монотония и утомление.

2. Требования к стрессоустойчивости.

3. Соматогенные психологические состояния в процессе труда (гипоксия, перегревание и др.)

4. Другие состояния, свойственные данной профессии.

Д. Ансамбли профессионально значимых качеств личности

1. Социально-профессиональная ответственность.

2. Внушаемость как желательное и нежелательное свойство личности. Мера опасности повышенной внушаемости для профессиональной деятельности (недопустима, весьма нежелательна, нежелательна, допустима).

3. Нравственно-психологическая устойчивость личности (особо необходима, необходима, важна, желательна, не является обязательным профессионально значимым качеством);

4. Профессиональные и инновационные способности. Их структура, качественно-количественная характеристика, обязательность (или необязательность) для выполнения деятельности на нормативно заданном уровне.

5. Особенности характера: необходимые, желательные, допустимые, нежелательные, категорически противопоказанные (социальная активность, принципиальность, честность, решительность, самостоятельность, смелость, инициативность, организованность, дисциплинированность, коллективизм, конформизм, оптимизм, пессимизм, уступчивость, терпение, толерантность, внимательность и др.)

Е. Противопоказания и ограничения

1.Последствия ошибок и особые требования к безопасности труда.

2.Характеристика профнепригодности.

3.Половозрастные ограничения.

4.Профессиональные вредности и льготы.

5.Профессиональные деформации личности

· Задания для подготовки к промежуточной аттестации

1. Зная требования, предъявляемые к методу «беседа», сформулируйтеперечень требований к психологу, использующему этот метод.

2. В основе какого метода психологии труда лежит положение о том, что, «окружающие могут знать о человеке точнее и даже больше, чем он сам о себе»?

3. Что общее в методах «экспертной оценки» и «обобщения независимых характеристик»?

4. Опираясь на знания аспектов понятия «профессия», сформулируйте верное, на Ваш взгляд, определение этого термина.

5. Предложите перечень основных вопросов для разработки комплексной профессиограммы.

6. Какие задачи должны решать руководители (в соответствии с теорией В.Врумма) для создания наиболее эф­фективной системы организации труда для получения на выходе максимально продуктивно и качественно работающих людей?

7. Назовите и охарактеризуйте психологические системы профессиональной деятельности (В.Д. Шадриков), в наибольшей степени обеспечивающие формирование ИСД?

8. Соотнесите способности человека и особенности его нервной системы в их влиянии на эффективность формирования ИСД.

9. Обоснуйте причины: внутриличностного конфликта, межличностного конфликта, межгруппового конфликта.

10. Дайте характеристику типов конфликтных личностей и способов управления этими людьми.

11. Составьте формулу своей будущей профессии.

12. Опишите трудовые посты и рабочие места профессий учителя, бухгалтера, врача, инженера, водителя, биолога.

13. Составьте следующиепрофессиограммы: врач, летчик, официант, воспитатель детского сада, менеджер.

14. На развитие каких аспектов трудовой деятельности должны обратить внимание руководители, чтобы повысить у работников степень удовлетворенности трудом?

15. Какие варианты поведения сотрудников возможны (в соответствии с теорией справедливости Дж. Адамса) в случае: а) недоплаты; б) пере-платы?

16. Обоснуйте возможность удовлетворенности/неудовлетворенностью жизнью безработного.

17. Опишите возможные этапы профессионального кризиса руководителя малой организации.

18. Дайте сравнительный анализ периодов развития профессионала по Е.А. Климову, Д. Сьюперу, Э. Эриксону.

19. Объясните, почему собранные воедино многочисленные частные данные об индивидуально-психологических свойствах личности В.С. Мерлин назвал концепцией интегральной индивидуальности?

20. Перечислите и охарактеризуйте требования профессиональной деятельности преподавателя высшей школы по каждому уровню интегральной индивидуальности В.С. Мерлина.

21. Сформируйте план исследования ИСД при помощи таких методов психологии труда, как метод тестов, экспертный метод, биографический метод.

22. Укажите стиль (тактику) поведения в конфликте:

- при низком значении «Напористости» и низком значении «Партнерства»;

- низком значении «Напористости» и высоком значении «Партнерства»;

- высоком значении «Напористости» и высоком значении «Партнерства»;

- высоком значении «Напористости» и низком значении «Партнерства»;

- среднем значении «Напористости» и среднем значении «Партнерства».

· Тематика рефератов и методические рекомендации по их написанию

1. Проблема отчуждения человека от труда в работах Э.Фромма.

2. Психологический смысл понятия «труд».

3. Психологические факторы эффективности педагогического труда.

4. Трудности и проблемы изучения профессий в современных условиях.

5. Человек как субъект труда: психологическая характеристика.

6. Основные этапы развития субъекта труда.

7. Типологии профессионального и личностного самоопределения.

8. Кризисы профессионального становления социального психолога.

9. Проблема формирования личности профессионала.

10. Сущность и основные стратегии профессионального образования.

11. Основные задачи инженерной психологии.

12. Принятие решений в деятельности человека-оператора.

13. Ошибки в труде операторов.

14. Основные направления эксплуатации систем «человек – машина».

1. Система «человек – компьютер» и пути обогащения «компьютерной метафоры».

15. Роль анализаторов при приеме и обработке информации

16. Ощущения и восприятия в системе СЧМ

17. Оператор в системе «человек – машина» (СЧМ) и общая схема его деятельности.

18. Профессиональные действия и профессиональные задачи в труде оператора.

Методические указания по написанию и оформлению рефератов

Реферат – письменная работа по определенной научной проблеме, краткое изложение содержания научного труда или научной проблемы. Он является действенной формой самостоятельного исследования научных проблем на основе изучения текстов, специальной литературы, а также на основе личных наблюдений, исследований и практического опыта. Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного научного поиска, грамотного и логического изложения избранной проблемы и способствует приобщению студентов к научной деятельности.

Последовательность работы:

1. Выбор темы исследования.

Тема реферата выбирается студентом по коду зачетной книжки и (или) на основе его научного интереса. Также помощь в выборе темы может оказать преподаватель.

2. Планирование исследования.

Включает составление календарного плана научного исследования и плана предполагаемого реферата. Календарный план исследования включает следующие элементы:

- выбор и формулирование проблемы, разработка плана исследования и предварительного плана реферата;

- сбор и изучение исходного материала, поиск литературы;

- анализ собранного материала, теоретическая разработка проблемы;

- сообщение о предварительных результатах исследования;

- литературное оформление исследовательской проблемы;

- обсуждение работы (на семинаре, в студенческом научном обществе, на конференции и т.п.).

Каждый элемент датируется временем начала и временем завершения.

План реферата характеризует его содержание и структуру. Он должен включать в себя:

- введение, где обосновывается актуальность проблемы, ставятся цель и задачи исследования;

- основная часть, в которой раскрывается содержание проблемы;

- заключение, где обобщаются выводы по теме и даются практические рекомендации.

3. Поиск и изучение литературы

Для выявления необходимой литературы следует обратиться в библиотеку или к преподавателю. Подобранную литературу следует зафиксировать согласно установленному на дату написания реферата ГОСТу по библиографическому описанию произведений печати. Подобранная литература изучается в следующем порядке:

- знакомство с литературой, просмотр ее и выборочное чтение с целью общего представления проблемы и структуры будущей научной работы;

- исследование необходимых источников, сплошное чтение отдельных работ, их изучение, конспектирование необходимого материала (при конспектировании необходимо указывать автора, название работы, место издания, издательство, год издания, страницу);

- обращение к литературе для дополнений и уточнений на этапе написания реферата. Для разработки реферата достаточно изучение 4-5 основных источников и/или важнейших статей по избранной проблеме. При изучении литературы необходимо выбирать материал, не только подтверждающий позицию автора реферата, но и материал для полемики.

4. Обработка материала.

При обработке полученного материала автор должен:

- систематизировать его по разделам;

- выдвинуть и обосновать свои гипотезы;

- определить свою позицию, точку зрения по рассматриваемой проблеме;

- уточнить объем и содержание понятий, которыми приходится оперировать при разработке темы;

- сформулировать определения и основные выводы, характеризующие результаты исследования; - окончательно уточнить структуру реферата.

5. Оформление реферата.

При оформлении реферата рекомендуется придерживаться следующих правил:

- следует писать лишь то, чем автор хочет выразить сущность проблемы, ее логику;

- писать последовательно, логично, доказательно (по схеме: тезис – обоснование – вывод);

- соблюдать правила грамматики, писать осмысленно, не злоупотребляя наукообразными выражениями.

При изложении материала необходимо придерживаться принятого плана.

Реферат печатается на стандартном листе бумаги формата А4. Левое поле – 20 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Шрифт TimesNewRoman размером 14, межстрочный интервал 1,5. Абзацный отступ 1,25 см.

Каждый новый раздел начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, списку литературы, приложениям и т.д.).

В работе можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения.

Важным моментом при написании реферата является оформление ссылок а используемые источники. При их оформлении следует придерживаться следующих правил:

- текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания;

- каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник;

- научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки.

При цитировании текста цитата приводится в кавычках, а после нее в квадратных скобках указывается ссылка на литературный источник по списку использованной литературы и номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст. Например: [15, с. 237-239]. Возможно оформление ссылок при цитировании текста в виде концевых сносок со сквозной нумерацией.

Критерии оценки реферата:

· Оригинальность текста составляет свыше 75% - 3 балла

· Оригинальность текста составляет 50-74 % - 2 балла

· Оригинальность текста составляет 25-49 % - 1 балл

· Оригинальность текста составляет менее 25% - 0 баллов

· привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. публикации последних лет) – 2 балла

· реферат опирается на учебную литературу и/ или устаревшие издания – 1 балл

· Отражение в плане ключевых аспектов темы – 2 балла;

· Фрагментарное отражение ключевых аспектов темы – 1 балл;

· Полное соответствие содержания теме и плану реферата – 2 балла;

· Частичное соответствие содержания теме и плану реферата – 1 балла;

· сопоставление различных точек зрения по одному вопросу (проблеме) – 1 балла;

· Все представленные выводы обоснованы – 2 балла;

· Аргументирована часть выводов – 1 балл.

· Верно оформлены ссылки на используемую литературу – 1 балл

· Соблюдены правила орфографической, пунктуационной, стилистической культуры – 1 балл;

· Соблюдены требования к объёму реферата – 1 балл.

· Составление словаря терминов.

В ходе самостоятельного изучения некоторых вопросов, к экзамену, а также для возможности написания понятийного диктанта, у студентов должен быть оформлен словарь терминов:


Психология безопасности Действие
Производственная опасность Мотивация
Несчастный случай Потребность
Опасные зоны Мотив
Опасная ситуация Мотивационная сфера
Авария Содержательные теории мотивации
Катастрофа Процессуальные теории мотивации
Организация безопасности труда на производстве Удовлетворенность трудом
Конфликт Трудовой пост
Управление производственным конфликтом Профессионально-важные качества
Инвалид Профориентация
Реабилитация Профессиональное самоопределение
Дезадаптация Профессиограмма
Трудотерапия Психограмма
Реадаптация «Модуль профессии»
Трудоспособность Аналитическая профессиограмма
Дееспособность Профотбор
Работоспособность(актуальная, потенциальная) Профподбор
Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. Схема анализа профессии
Профпригодность Модель специалиста
Персонал Профессия
Кадры Специальность
Штаты Квалификация
Подбор кадров Должность
Найм Трудовой пост
Ротация Субъективная значимость труда
Увольнение Метод
Анализ работы Методология
Функциональные обязанности Методика
Квалификационные требования Методы психологии труда
Ориентация Процедура
Адаптация Процесс труда
Обучение Цели труда
Оценка персонала Предмет труда
Управление человеческими ресурсами Средство труда
Профориентация Производственная среда
Профконсультация Предметные условия труда
Профессиональное и личностное самоопределение Социальные условия труда
Карьера Витуальные условия труда
Профессиональный выбор Предмет психологии труда
Индивидуальный стиль трудовой деятельности Субъект труда
Интегральная индивидуальность Объект труда
Оптант Эргономика
Адепт Психотехника
Адаптант Тектология
Интернал Профориентация
Мастер Профессиональное самоопределение
Авторитет Психологические признаки труда
Наставник Система человек-машина
Деяние Действие

ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

1. Предмет психологии труда. Основные проблемы (теоретические и практические) и задачи психологии труда.

2. История отечественной и зарубежной психологии труда как прикладной психологии в сфере профессионального труда.

3. Смежные области психологического и междисциплинарного научного знания о человеке и труде.

4. Трудовой процесс и его структура.

5. Структура субъекта труда.

6. Методы психологии труда.

7. Трудовой пост и его компоненты.

8. Профессионально-важные качества личности, общие и специальные способности.

9. Принципы, методы и цели психологического изучения профессий.

10. Структура профессиограммы и психограммы.

11. Методы профессиографии.

12. Классификация профессий, психологические признаки ее построения. Цели применения.

13. Содержательно-структурные и процессуальные модели трудовой мотивации.

14. Внешние и внутренние мотивационные факторы труда.

15. Основные показатели удовлетворенности трудом.

16. Периодизация развития человека как субъекта труда.

17. Нормативные кризисы профессионального развития личности

18. Исследование индивидуального стиля деятельности в психологии труда.

19. Эффективный индивидуальный стиль деятельности и «псевдостиль». Пути и способы формирования индивидуального стиля трудовой деятельности.

20. Методы изучения индивидуального стиля деятельности.

21. Цель и задачи профессионального самоопределения.

22. Типы и уровни профессионального самоопределения.

23. Основные задачи и конечные цели профориентации. Основные направления профориентации.

24. Основные методы профориентации.

25. Цели и процедура профконсультирования.

26. Типы профконсультаций.

27. Психологическая сущность и структура профотбора. Основные принципы профотбора.

28. Основные группы методов, используемые в целях профессионального отбора и профессиональной психодиагностики.

29. Подбор и взаимная адаптация работников и работодателей.

30. Функции и основные направления работы кадровых служб современного предприятия.

31. Содержание, цели и функции аттестации.

32. Общая стратегия аттестации, основные методические приёмы и способы проведения аттестации. Психологические установки, влияющие на эффективность оценивания работников.

33. Психологические основы профессионального обучения (основные требования; компоненты; организация и формы обучения; средства обучения).

34. Задачи исследования и диагно­стики работоспособности и функциональных состояний в труде.

35. Закономерности (фазы) динамики работоспособности в процессе труда.

36. Виды функциональных состояний

37. Методы диагностики функциональных состояний.

38. Психологическая и социально-психологическая реабилитация больных и инвалидов как средство компенсации различных нарушений физического и психического здоровья человека и пополнения трудовых ресурсов страны (цель реабилитации, основные принципы, основные виды реабилитации соматически и психически больных индивидов и инвалидов).

39. Уровни социально-трудовойреадаптации психически больных.

40. Психологические основы трудотерапии при психических заболеваниях.

41. Принципы подбора видов труда в зависимости от характера дефекта и стадии болезни.

42. Характеристика трудовой деятельности, обеспечивающие восстановление нарушенных психических функций при психических заболеваниях.

43. Сущность, структура производственного конфликта.

44. Основные фазы развития производственного конфликта. Причины возникновения конфликтных отношений.

45. Основные принципы и тактики разрешения конфликта.

46. Психология безопасности – отрасль психологии и область эргономики, её объект и предмет изучения.

47. Психологическая классификация причин ошибочных действий субъекта труда.

48. Методы изучения и анализа несчастных случаев и ава­рий.

49. Психологические способы профилактики производственного травматизма и аварийности.

50. Предмет и задачи инженерной психологии и эргономики.

51. Различие и сходство инженерной психологии и эргономики.

52. Методы исследования в инженерной психологии и эргономике.

53. Классификация характеристик и использование анализаторов.

54. Характеристики зрительного анализатора.

55. Характеристики слухового анализатора.

56. Пороги чувствительности анализаторов.

57. Восприятие речевых сообщений.

58. Взаимодействие анализаторов при приеме информации.

59. Мышление оператора.

60. Принятие решения оператором.

61. Надежность оператора.

62. Ошибки оператора.

63. Хранение и воспроизведение информации оператором.

64. Характеристика моторных действий оператора.

65. Информационная и концептуальная модель деятельности оператора.

66. Конструирование средств отображения информации.

67. Конструирование средств ввода управляющей информации.

68. Функциональные состояния оператора.

69. Напряженность и тяжесть труда оператора.

70. Групповая деятельность операторов.

71. Психологическая совместимость групп.

72. Фазы работоспособности оператора.

73. Деятельность в экстремальных условиях.

74. Отбор операторов. Критерии эффективности отбора.

75. Подготовка операторов. Математическая модель обучаемости.

76. Психологические основы конструирования тренажеров.

77. Распределение функций управления между человеком и машиной.

78. Влияние условий обитаемости на эффективность СЧМ.

79. Влияние на человека гигиенических условий работы.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

В рамках проведения курса на лекционных занятиях демонстрируются электронные презентации по темам:

Тема 1.1. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина, профессия. Процесс труда и его компоненты.

Тема 1.2. Субъект труда и его структура.

Тема 1.3. Методы психологии труда.

Тема 2.1. Психологическое профессиоведение

Тема 2.2. Трудовая мотивация.

Тема 2.3. Развитие человека как субъекта труда. Индивидуальный стиль трудовой деятельности.

Тема 2.4. Психология профессионального самоопределения. Психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров.

Тема 2.5. Психология профессиональной работоспособности.

Тема 2.6. Психологические аспекты социально-трудовой реабилитации.

Тема 2.7. Психология профессионального конфликта.

Тема 3.1. Предмет, задачи и методы инженерной психологии и эргономики.

Тема 3.2. Прием и переработка информации человеком.

Тема 3.3. Деятельность оператора в СЧМ. Групповая деятельность операторов.

Тема 3.6. Психология безопасности

Требования крейтинг-контролю

Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования студентов, по результатам выполнения различных видов работ предусмотренных учебной дисциплиной. Основными формами текущего контроля знаний являются:

- обсуждение вынесенных в планах практических занятий вопросов, тем, контрольных вопросов, выполнение практических заданий, решение задач, подготовка рефератов по различной тематике курса, разработка проектов;

- участие в дискуссиях по проблемным темам дисциплины и оценка качества проведенной работы.

Модульная работа проводится дважды за семестр в виде комплексной работы, которая включает в себя тестовые задания, практико-ориентированные задания и задачи. Максимально количество баллов, в которое может быть оценена модульная работа – 10 баллов. Максимальное количество баллов за текущую работу в семестре – 60 баллов. Промежуточная аттестация (экзамен) осуществляется в виде комплексных заданий, предлагаемые для подготовки по программе данного курса, которые включают решение ряда практических заданий. Максимальное количество баллов на экзамене – 40 баллов.

Распределение максимальных баллов по видам работы:

№ п/п Вид отчетности Баллы
1. Работа в семестре:
Модуль №1  
Текущие виды работы (участие в семинарах, самостоятельное выполнение практических заданий, подготовка рефератов и др.)
Модульная работа №1
Модуль №1  
Текущие виды работы (участие в семинарах, самостоятельное выполнение практических заданий, подготовка рефератов и др.)
Модульная работа №2
2. Экзамен

VIII. Перечень педагогических и информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (по необходимости):

· педагогические технологии:

- традиционная академическая лекция;

- лекция визуализация;

- метод малых групп;

- деловые игры;

- тестирование;

- решение практических задач, упражнений;

- проработка методов, приемов и техник в рамках психологии труда и инженерной психологии.

· информационные технологии:

использование мультимедийных технологий в рамках проведения лекционных и практических занятий.

· программное обеспечение:

- AST-TestPlayer

- Microsoft office 2007

· информационные справочные системы:

http://www.edu.ru/Федеральный портал «Российское образование»

www.rsl.ru Российская государственная библиотека

http://elibrary.ru/ Научная электронная библиотека

http://window.edu.ru/Единое окно доступа к образовательным ресурсам

IX. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная аудитория, оснащенная мультимедийной техникой, тренинговый класс.

Х. Сведения об обновлении рабочей программы дисциплины

№ п.п. Обновленный раздел рабочей программы дисциплины Описание внесенных изменений Дата и протокол заседания кафедры, утвердившего изменения
1.      

Наши рекомендации