Анализ характерологических особенностей спортсмена и тренера

Ориентировочная анкета В. Смекала и М. Кучера[31]

Тест позволяет изучить жизненные идеалы, установки и интересы личности, ради которых она действует. В анкете выделяется три вида направленности индивида: на себя, других людей (общение) и деятельность.

Направленность на себя подразумевает стремление к первенству и престижу, первоочередное удовлетворение своих личных желаний и потребностей в работе, отсутствие в той или иной степени интересов к другим людям и их желаниям.

Лица, направленные на общение с другими людьми, стремятся поддерживать хорошие отношения с коллегами, проявляют заинтересованность в совместной деятельности, в которой, однако, их больше интересует процесс личностного общения, а не работа.

Людей, направленных на дело, обычно влечет процесс познания, овладения новыми навыками, их цель — успешно решить поставленную перед ними задачу.

Плюсом ориентировочной анкеты является то, что она даёт возможность управлять совместимостью хоккеистов на практике. Пройти данный тест можно на: http://psvlist. net/praktikum/48.htm.

Методика изучения успешности профессиональной деятельности Г.В. Лозовой[32]

Тест позволяет анализировать мотивацию и удовлетворенность своей работой как игрокам, так и тренерам. Для этого в данном тесте приводятся 22 аспекта деятельности, субъективную важность каждого испытуемому необходимо оценить по 5-балльной шкале, а затем дать 5-балльную оценку реальному положению дел. Чем меньше разница — тем больше удовлетворения человек получает от своей работы.

Таблица 2. Бланк ответов

Важность Аспекты деятельности Реальное положение дел
1. Привлекательность содержания
2. Увлекательность процесса
3. Высокие результаты
4. Высокая общественная значимость
5. Хорошая организация труда
6. Удачное местоположение работы
7. Хорошая материальная база
8. Хорошие санитарно-гигиенические условия
9. Хорошие отношения с коллегами
10. Хорошие отношения с подопечными
11. Хорошие отношения с руководством
12. Высокая престижность
13. Высокий личный профессиональный статус
14. Хорошие перспективы карьерного роста
15. Высокая профессиональная подготовка
16. Высокий уровень профессионализма
17. Соответствие профессии характеру
18. Большие возможности для самосовершенствования
19. Большие возможности для проявления творчества
20. Большие возможности для широкого общения
21. Высокие материальные доходы от профессии
22. Большие профессиональные льготы и привилегии

Психогеометрический тест С. Деллингер[33]

С точностью до 85% данная методика позволяет мгновенно определять тип личности и давать подробную характеристику особенностей поведения индивида в страндартных ситуациях. Для этого испытуемому даются изображенные на бумаге пять геометрических фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг и зигзаг). Задача проранжировать фигуры по степени их привлекательности. Причем на первое место необходимо поставить ту фигуру, с которой обследуемый себя наибольшим образом отожествляет. Она позволить определить характерные черты личности и особенности поведения данного индивида. Фигура, поставленная на последнее место, будет характеризовать тип личностей, взаимодействие с которыми вызывает наибольшие трудности. Методика представлена на портале: http://testoteka.narod.rU/pm/l/16.html.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Социометрия и оценка команды

Диагностическая шкала-опросник Ф. Фыдлера (адаптирована Ю.Л. Ханиным)[34][35]

Специфика теста заключается в том, что атмосферу в коллективе оценивают сами хоккеисты. Для этого спортсмену нужно оценить по 8-балльной шкале 10 противоположных по смыслу пар слов, описывающих внутрикомандную атмосферу. Методика представлена на: http://vsetesti.ru/109/.

Индекс групповой сплоченности Сишора (адаптирован ЛНИИФК)[35][36]

Данная методика представляет собой опросник, состоящий из 5 вопросов с 6 вариантами ответов на каждый. По итогам его выполнения можно оценить привлекательность данного коллектива для каждого игрока. Тест представлен на интернет-портале: http:// vsetesti.ru/86/.

Наши рекомендации