Личность и феномены профессионального взаимодействия при оказании помощи
Национальная ассоциация проф. США выделяет свойства личности необходимые для психолога:
· Проявление глубокого интереса к людям и терпения в общении с ними
· Чувствительность к обстановкам
· Эмоциональная стабильность и объективность
· Способность вызывать доверия
· Уважения прав других людей
Автор Мэй выделяет следующие требования
· Осознание психологов своих внутренних неврот. Ограничений
· Мужество принимать неудачу и собственное несовершенство
· Умение радоваться ни только достигнутым целям но и самому процессу жизни
· Проявление интересов к людям ради их самих, а не во имя высших ценностей
Бочманова и Стафурина выделяют 5 составляющих в способности психолога практически решать задачи при общении
· Умение полно и правильно воспринимать человека
· Умение понимать внутренние свойства и особенности человека(проникновение в его духовный мир и интуиция)
· Умение сопереживать(эмпатия, сочувствие, доброта и уважение к человеку, готовность помочь)
· Умение управлять самим собой и общением
· Умение анализировать свое поведение(рефлексия)
В отношении рефлексии для практического психолога выделяют 2 аспекта, во первых должно присутствовать ясное осознание того как он воспринимается клиентом, во вторых необходимо профессионально направленная рефлексия предполагающее профессиональной позиции, предметов взаимодействия, обобщенные теории, я-концепции психолога.
Абрамова несовместимыми с работой психолога: незрелость личности; низкая сила эго; авторитарность; низкий интеллект; пассивность и замкнутость; отсутствие эмпатии; невозможность решать проблемы; излишняя заторможенность; низкая организованность; плохое сопротивление стрессу; потребность в гиперопеки; высокая тревожность; склонность использовать клиентов; неумение быть терпимым; невротическая установка в отношении денег.
Кочюнас включает следующие качества в модель психолога
· Аутентичность(подлинность, искренность, конгруэнтность)
Бьюджинталь выделяет 3 признака существования
Первое составляющее: 1) Полное осознание настоящего момента; 2) Выбора способа жизни в данный момент; 3) Принятия ответственности за свой выбор
второе составляющее: Открытость собственному опыту; Развитие самопознание; Сила личности или сильное эго; Профессиональная и личностная эффективность; Принятие личной ответственности; Глубина отношений с другими людьми; Оценка людей; Возможность выражения чувств; Постановка реалистичных целей.
Модели консультативной помощи: медицинская, психологическая, педагогическая, диагностическая.
Медицинская модель базируется на предположении, что в основе психологических трудностей и проблем лежит болезнь, болезненное состояние или болезненное развитие личности клиента.
Психологическая модель отличается от медицинской след. чертами:
· Исходит из индивид-ой, а не соц.этики
· Воспринимает человека как неделимую целостность, а не как сумму органов и механизмов
· Исходит из принципа реальности, а не противопоставления объективности и субъективности
· Обращается к проблемам и потенциям, а не болезням и недостаткам
· Ориентирована на развитие и оптимизацию индивидуального бытия, а не на ликвидацию симптомов и нормализацию соц.поведения
· Фокусируется на процессе, а не на методике
· Концентрируется на настоящем, открывающем дорогу в будущее, а не на прошлом во имя возврата к бывшей норме
· Предполагает работу психолога «собой», а не «техникой»
· Директивностью – недирективностью психолога
· Анонимность – самораскрытием
· Возможностью – невозможностью выражения полож-ых и отриц-ых по отношению к клиенту
· Односторонностью – двусторонностью психолога (психотерапевта) и клиента за эффективность консультирования (психотерапии).
Педагогическая модель основана на гипотезе недостаточной компетентности клиента в этой области жизненных умений, знаний, навыков, в которой он испытывает трудности. Процесс психотерапии направлен не на «излечение», а на коррекцию или более успешную адаптацию клиента к реальности, т.е. на научение клиента успешнее справляться с этой реальностью.