Ценность младшего школьного возраста.
/. /. Физическое, психическое и психофизиологическое развитие ребенка
Начало младшего школьного возраста определяется мо-ментом поступления ребенка в школу. Впоследние годы всвязи с переходом к обучению с 6 лет и введением четы-рехлетней начальной школы нижняя граница данного воз-растного этапа переместилась, и многие дети становятся школьниками, начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6 лет. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет.
В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирова-ние, регуляцию и контроль сложных форм психической
деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга за-канчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулиру-ющее и тормозящее влияние коры на подкорковые струк-туры оказывается недостаточным. Несовершенство регули-рующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школь-ники легко отвлекаются, не способны к длительному со-средоточению, возбудимы, эмоциональны.
Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестрой-кой). Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организ-ма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов.
Однако, несмотря на отмечаемые в это время опреде-ленные осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку (повышенная утомляемость, нервно-психи-ческая ранимость ребенка), физиологический криз не столько отягощает, сколько, напротив, способствует бо-лее успешной адаптации ребенка к новым условиям. Это объясняется тем, что происходящие физиологические из-менения отвечают повышенным требованиям новой ситу-ации. Более того, для детей, отстающих в общем развитии по причинам педагогической запущенности, этот криз является последним сроком, когда еще можно догнать свер-стников1.
В младшем школьном возрасте отмечается неравномер-ность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Ука-зывая на это, некоторые ученые приходят к выводу, что фактически в младших классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в кален-дарном возрасте»2.
См.: Петрунек В.П., Таран Л.Н. Младший школьник. - М., 1981. | |
Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик - подросток - юноша. - М., |
1982.-С.35.
Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности де-тей, которая у младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая. И хотя на протяже-нии возраста эти параметры повышаются, в целом про-дуктивность и качество работы младших школьников при-мерно наполовину ниже, чем соответствующие показате-ли старшеклассников.
На протяжении младшего школьного возраста проис-ходят существенные изменения и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфе-ра, формируется личность, складывается сложная систе-ма отношений со сверстниками и взрослыми. Все эти ас-пекты психического развития младших школьников будут подробно рассмотрены далее.
Своеобразиемладшегошкольноговозрастакак
Этапаразвития
В отечественной психологии специфика каждого возра-ста, каждого возрастного этапа раскрывается через анализ ведущей деятельности, особенности социальной ситуации развития, характеристику основных возрастных новообра-зований.
Младший школьный возраст связан с переходом ре-бенка к систематическому школьному обучению.Началообучения в школе ведет к коренному изменению соци-альной ситуации развития ребенка. Он становится «об-щественным» субъектом и имеет теперь социально зна-чимые обязанности, выполнение которых получает об-щественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требова-ниями.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учеб-ная деятельность. Она определяет важнейшие изменения,происходящие в развитии психики детей на данном воз-растном этапе. Врамках учебной деятельности складывают-ся психологические новообразования, характеризующие наи-более значимые достижения в развитии младших школьни-ков и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей,
активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.
Младший школьный возраст является периодом интен-сивного развития и качественного преобразования позна-вательных процессов: они начинают приобретать опосред-ствованный характер и становятся осознанными и произ-вольными. Ребенок постепенно овладевает своими психи-ческими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.
Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обу-чения мышление выдвигается в центр сознательной дея-тельности ребенка, становится доминирующей функцией. В ходе систематического обучения, направленного на ус-воение научных знаний, происходит развитие словесно-логического, понятийного мышления, что ведет к пере-стройке и всех других познавательных процессов: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие ду-мающим»1. Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникно-вению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий.
В этот период качественно изменяется способность к
произвольнойрегуляции поведения. Происходящая в этом воз-расте «утрата детской непосредственности» (Л.С. Выгот-ский) характеризует новый уровень развития мотиваци-онно-потребностной сферы, что позволяет ребенку дей-ствовать не непосредственно, а руководствоваться созна-тельными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения.
На протяжении младшего школьного возраста начина-етскладыватьсяновыйтипотношенийсокружающимилюдь-ми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачи-вается, все большее значение для ребенка начинают при-обретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.
Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:
- качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
- рефлексия, анализ, внутренний план действий;
- развитие нового познавательного отношения к дей-ствительности;
- ориентация на группу сверстников.
1 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989. —
С. 56.