Тие у всех детей общих способностей и формирование интере-са к учению вообще в контексте ведущей в этом возрасте учеб-

ной деятельности.Нетрудно заметить, что самые разныешкольные предметы имеют много общего, предъявляют ряд сходных требований к особенностям мышления, внимания, памяти ученика, к таким его свойствам, как умственная активность, любознательность. Вместе с тем отдельные учеб-ные предметы требуют для своего овладения специальных свойств, таких, как, например, фонетический слух или



пространственное воображение и др. Общие способности являются не только предпосылкой, но и результатом все-стороннего развития личности ребенка. Специфические (или специальные) способности детей проявляются тем ярче, чем выше их общее умственное развитие.

Интерес ребенка к тому или иному предмету или к уче-нию вообще побуждает к соответствующей деятельности. Между способностями и интересом существует очень тес-ная связь. Ведь, в сущности, мы хорошо слышим, замеча-ем, понимаем то, что хотим слышать, замечать, пони-мать. Сами дети отмечают, что больших успехов они доби-ваются в тех учебных предметах, к которым испытывают интерес. Именно познавательные интересы лежат в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть в глубь изучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами, сделать какие-то выводы, поставить новые вопросы. Без достаточного развития этих качеств ни о каком развитии способностей, а следователь-но, и об успешном обучении речи быть не может. Именно познавательные интересы ребенка определяют его актив-ное отношение к тому, что задает направленность и уро-вень развития его способностей.

Определенные интересы можно обнаружить уже у пер-воклассников. Одни больше любят математику («Когда скла-дываешь, отнимаешь, интересно, что получается», «Мне в школе больше всего нравится задачки решать, считать тоже интересно»), другие - письмо («Очень люблю слова писать: сначала буковка, буковка, а потом вдруг слово получается», «Люблю уроки письма, очень хочется скорее научиться писать, чтобы послать длинное-длинное пись-мо папе»), третьи - пение («Я петь сама еще плохо умею, а уроки по пению очень-очень люблю»), четвертые - ри-сование («Самое интересное в школе - это рисование, я и дома все время рисую»).

Однако в начале школьного обучения учебно-познава-тельные интересы детей еще довольно неустойчивы, не-редко носят случайный, ситуативный характер, часто - поверхностный. С возрастом интересы становятся все бо-лее содержательными, глубокими.

Что лучше: когда ребенок увлечен чем- то одним или когда у него много увлечений - то одно, то другое, а то и несколько сразу?

Нельзя давать категорических советов ограничивать или расширять сферу интересов ребенка, не зная его других



индивидуальных особенностей. Но все-таки можно сказать, что в дошкольном и младшем школьном возрасте, безус-ловно, более ценно разнообразие детских интересов. Пусть ребенок попробует свои силы в разных областях знания и видах деятельности. Младший школьный возраст - период впитывания, накапливания знаний, период усвоения по преимуществу. Разнообразие занятий, интересов является обязательным условием полноты развития ума ребенка, его способностей. В самых различных видах деятельности имеются общие моменты (требования к вниманию, на-блюдательности, памяти и т.д.), поэтому разнообразие детских занятий и интересов связано с развитием и об-щих, и специальных способностей.

В слишком ранней специализации школьников заклю-чена явная опасность. Целый ряд учебных предметов, ко-торые могли бы увлечь ребенка и к изучению которых у него, возможно, есть хорошие данные, иногда в таких случаях проходит мимо его внимания. Надо помочь каждо-му младшему школьнику избежать деления учебных пред-метов на «главные» и «второстепенные». Тем самым мы поможем ему правильнее определить свое жизненное при-звание, так как у него будет более широкое поле для при-ложения сил и проявления способностей.

Ошибкой было бы думать, пишет Н.С. Лейтес, что ин-дивидуальным особенностям человека «полностью соот-ветствует только какая-то одна определенная деятельность. Благодаря общим умственным способностям каждый мо-жет с успехом развиваться по многим направлениям, по-лучить удовлетворение в ряде деятельностей».

Д.Б. Эльконин, проводивший исследование индивиду-альных различий подростков, писал: «Учащиеся, у которых до 5 класса и в 5 классе возникли активные познавательные интересы, обнаруживают в усвоении школьных знаний и особенно в сфере интересующих их занятий более высокий уровень учебной деятельности по сравнению с однокласс-никами, у которых такие интересы не сложились».

Наличие или отсутствие интересов важно не только само по себе, но прежде всего как фактор формирования лич-ности.

Интерес тесно связан с успешностью учения. Быстро и легко усваивая определенный учебный предмет, ребенок получает удовлетворение. Успех пробуждает желание боль-ше и глубже заниматься именно этим предметом, что, в свою очередь, способствует развитию способностей ребенка.



Успех в значимой для ребенка учебной деятельности спо-собствует развитию у него чувства личностного достоин-ства, неуспех тормозит и осложняет нормальный процесс становления личности.

У каждого ребенка свой потенциал развития, надо по-мочь ему этот потенциал почувствовать, осознать и реали-зовать. При этом и учеба приобретает для него личност-ный смысл и не будет создавать особых проблем ни ребен-ку, ни учителю, ни родителям. А.Н. Леонтьев не случайно подчеркивал, что способности человека к общественно-исторически сложившимся формам деятельности, т.е. спе-цифические человеческие способности, представляют со-бой подлинные новообразования, формирующиеся в ин-дивидуальном развитии.

Развитие способностей младшего школьника требует доброжелательности, терпения и веры в способности ре-бенка со стороны взрослого, что составляет основу педа-гогического профессионализма. И воспитатель, и учитель не вправе объяснять неудачи своих воспитанников и уче-ников их плохим умственным развитием, так как оно само в значительной степени определяется обучением, зависит от особенностей его содержания и организации. Л.Н. Тол-стой предупреждал: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подра-жать, копировать, так как мало таких, которые бы, на-учившись копировать, умели бы сделать самостоятельные приложения этих сведений».

При решении проблемы способностей учащихся надо учитывать и то, как они сами себя оценивают. Самооценка способностей учащихся в процессе школьного обучения - это осознание ими успешности в овладении материалом того или иного учебного предмета. В зависимости от того, считает ли себя ребенок способным, у него складывается определенное отношение к себе: укрепляется или утрачи-вается вера в свои возможности. А без уверенности в своих силах ни о каком успешном учении говорить не приходит-ся. Поэтому знать, как оценивают свои способности дети, помогать им правильно определять свои возможности очень важно для педагога.

Учебная деятельность, являясь ведущей в младшем школьном возрасте, обеспечивает формирование и разви-тие всех психических процессов и психических свойств ре-бенка. Но не во всякой учебной деятельности развиваются дети, а только в той, которая приносит удовлетворение,



которой хочется заниматься. А заниматься хочется той де-ятельностью, к которой ребенок, во-первых, испытывает интерес и, во-вторых, в овладении которой он ощущает успех. Если отсутствует ощущение движения вперед, ин-терес к деятельности может постепенно ослабевать и даже пропасть вовсе. Поэтому одна из основных задач школы - развить познавательные интересы каждого учащегося. Когда ребенок занимается, пусть даже по одному или несколь-ким учебным предметам, увлеченно, с интересом, с боль-шим желанием, у него более интенсивно развивается и мышление, и память, и восприятие, и воображение, а значит, способности, у него появляется свое отношение к предмету и учению вообще - он развивается как личность.

Вопросы и задания

1. Американский психолог Дж. Брунер пишет: «Один из наи-менее обсуждавшихся способов побудить ученика к преодолению трудностей учебного материала - это бросить ему вызов испы-тать свои силы, заставить его выложиться полностью, открыть для него радость успешного совершения трудной работы. Хоро-ший учитель знает силу этого соблазна. Ученик должен испытать чувство полного поглощения работой, в то время как в школе с ним это редко происходит. Испытав подобное чувство в классе, многие ученики, весьма вероятно, перенесут это состояние и на свою самостоятельную работу».

а) попробуйте доказать, что предложенный Дж. Брунером спо-соб работы с ребенком имеет прямое отношение к развитию способностей школьника;

б) испытывали ли вы когда-нибудь «чувство полного погло-щения» какой-либо деятельностью? Если нет, то хотели бы ис-пытать это чувство и что, по-вашему, этому мешает (этот воп-рос для обсуждения с самим собой, а не в аудитории)?

1 Проинтерпретируйте слова М.М. Пришвина, который пи-сал, что «талант к чему-нибудь есть общее свойство почти всех людей, а поведение в отношении таланта есть именно личное дело

2 что не талантом один человек отличается от другого, а поведе-нием»?

3. Как вы понимаете взаимосвязь между способностями че-ловека и выбираемой им профессией?

4. Попробуйте объяснить в контексте проблемы способнос-тей смысл высказывания Г. Лихтенберга: «В слове „ученый" иног-да заключено лишь понятие того, что человека многому учили, но не то, что он сам чему-то научился».


Наши рекомендации