Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

Почти все авторы, описывающие ролевую игру, отмечают, что на нее решающее значе­ние оказывает окружающая ребенка действительность. Дети играют в то, что воспринимают вокруг и что является для них особенно привлекательным. Но что же именно в окружающей действительности стимулирует игру дошкольника? Д.Б.Эльконин описывает эксперименты: (экскурсия в зоопарк, играют не в зверей, а в людей, поездка по ж.д. - не в паровозы, вагоны, а в машиниста, кондуктора). Этот опыт работы воспитателей подтолкнул Д.Б.Эльконина на мысль о неодинаковом значении разных сфер жизни на возникновение ролевой игры.

При анализе игры необходимо различать еесюжет и содержание. Сюжет игры - об­ласть действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, война, магазин). Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим. Содержание игры - то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В нем выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в отношения и деятельность людей. Переход к роли в игре требует руководства со стороны взрослых. Ребенок сам не изобретает игровой роли. Он может усвоить этот способ игры только от тех, кто уже владеет им и может и хочет передать его ребенку.

Главным содержанием игры младших дошкольников является выполнение определенных действий с игрушками. Они многократно повторяют одни и те же действия с одними игрушками - «трут морковку», «режут хлеб» и т.д. При этом результат действия не используется детьми - никто не ест нарезанный хлеб. Сами действия при этом максимально развернуты, они не могут быть сокращены и не могут заменяться словами. Роли фактически есть, но они сами определяются характером действия, а не определяют его. Как правило, дети называют себя именами лиц, роли которых они на себя взяли. Эти роли существуют скорее в действиях, чем в сознании ребенка.

В середине дошкольного детства та же по сюжету игра проходит иначе. Основным со­держанием игры становятся отношения между ролями, которые ярко очерчены и выделены. Дети называют их до начала игры. Выделяются игровые действия, передающие отношения к другим участникам игры, - если каша накладывается в тарелки, если нарезается хлеб, -о все это дается «детям» на обед. Действия ребенка становятся короче, они не повторяются и сме­няются одно другим. Действия выполняются уже не ради их самих, а ради осуществления определенного отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью.

Содержанием игры старших дошкольников становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Дети 6-7 лет чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят насколько их действия и действия их партнеров соответствуют общепринятым правилам поведения -бывает так или не бывает («Мамы так не делают», «суп после второго не подают»),

Таким образом, содержание игр в дошкольном возрасте меняется от предметных дейст­вий людей к отношениям между ними, а затем к выполнению правил, регулирующих поведе­ние и отношения людей. Развитие игры идет от игр с открытой ролью и скрытым правилом к играм с открытым правилом и скрытой ролью.

Многие исследователи считают игру свободной деятельностью в силу того, что в ней нет ясно выраженной цели и результата. Но соображения Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина опровергают это предположение. В творческой, ролевой игре дошкольника есть и целт-^ и ре­зультат. Цель игры заключается в осуществлении взятой на себя роли. Результатом игры яв­ляется то, как осуществляется эта роль. Конфликты, возникающие по ходу игры, как и само удовольствие от игры, определяются тем, насколько результат соответствует цели. Если такого соответствия нет, если правила игры часто нарушались, вместо удовольствия дети испытывают разочарование и скуку.

Игра имеет огромное значение для общего психического развития ребенка. Именно в игре поведение ребенка впервые превращается из полевого в волевое, он сам начинает опре­делять и регулировать свои действия в ней, создавать воображаемую ситуацию и действовать в ней, осознавать и оценивать свои действия и многое, многое другое. Все это возникает в игре и, по словам Л.С.Выготского, ставит ее на высший уровень развития, возносит на гре­бень волны, делает ее девятым валом развития дошкольного возраста.

* Сюжетно ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника, поскольку в ней складываются личностные механизмы поведения и поскольку главные психические ново­образования этого возраста наиболее эффективно проявляются и формируются в игре.

* Ролевая игра имеет социальный характер - как по своему происхождению, так и по содержанию. Основной единицей игры является роль, которая реализуется в игровых дей­ствиях. Необходимо различать сюжет и содержание игры. Сюжет - это область действи­тельности, которая воссоздается в ролевой игре. Содержанием игры является то, что ре­бенок выделяет и воспроизводит как основной момент деятельности взрослых.

* Содержание ролевой игры меняется с возрастом детей. Для младших дошкольников основным содержанием игры являются предметные действия людей, в среднем дошкольном возрасте на первый план выступают отношения между людьми, в старшем - выполнение правил, регулирующих поведение и отношения людей.

Специфика развития детей дошкольного возраста.

Самосознание.

В дошкольном детстве самооценка появляется на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («Я хороший»)} и рациональной оценки чужого поведения. Ребёнок сначала приобретает умение оценивать действие других людей, позже собственные действия, моральные качества и умения. Самооценка ребёнка практически всегда совпадает с внешней оценкой (близких взрослых). 5-летний ребёнок преувеличивает свои достижения, обычно он считает, что всё делает лучше всех. К 6 годам завышенная самооценка сохраняется, но дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. К 7 годам у большинства самооценка становится более адекватной. Высокая самооценка дошкольника позволяет ему осваивать новые виды деятельности без страха и сомнений. В основном реоёнок видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка, его представление о себе окажутся искажёнными. Для дошкольного возраста характерна половая идентификация, ребёнок осознаёт себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления об определённых стилях поведения. Мальчики стремятся быть сильными, смелыми; а девочки -аккуратными, деловитыми в быту. мягкими, кокетливыми. К концу\а[ошкольного возраста не во все игры играют вместе, появляются специфические игры. тольк^^для мальчиков и только для девочек.

В 3-4 года начинается осознание себя. Это время первых датских воспоминаний. В 6-7 лет ребёнок уже помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет в будущем; «когда я был маленьким» или «когда я вырасту большой».

К 7 годам появляется сознание своих переживаний. В начале дошкольного детства ребёнок тоже испытывал различные переживания, но он не осознает их. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциях и может выразить их словами: «Я огорчён». «Я рад», «Я рассержен».

Диагностика развития восприятия у детей 5-ти и 6-ти лет.

Восприятие - это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. В результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. При переходе к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из них в отдельности и затем объединяя в единое целое. Кроме контура предмета, здесь выделяются его структура, пространственные характеристики, соотношение составляющих его частей, А.В.Запорожец считал, что формирование ПЕРЦЕПТИВНЫХ (перцептивный - относящийся к восприятию) действий под влиянием обучения проходив ряд этапов. На первом этапе ПЕРЦЕПТИВНЫЕ действия совершаются ребенком в практическом плане путем действий с материальными предметами. Исправления в перцептивные действия вносятся в сами манипуляции с предметами по ходу выполнения действий. Прохождение этого этапа можно ускорить если ребенку предложить перцептивные эталоны - образцы по которым он может соотносить формирующийся образ. На следующем этапе сенсорные (сенсорный - связанный с работой органов чувств) процессы сами превращаются в перцептивные действия, дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи исследовательских движений рук и глаз. На третьем этапе количество перцептивных действий сокращается до достаточного минимума. В дальнейшем дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать, распознавать определенные свойства воспринимаемых объектов. Перцептивное действие превращается в идеальное.

Диагностировать, проверить восприятие ребенка можно с помощью теста Венгера - перцептивное моделирование отнесение к заданным эталонам Виды восприятия: Слуховое, зрительное. Восприятием занимались: Запорожец, Т.Н.Осипенко академик Сеченов.

Наши рекомендации