Что такое характер. Черты характера.

Взаимосвязь характера с другими сторонами личности. Формирование характера у младших школьников.

Что такое характер

Люди по-разному относятся к окружающему миру - к другим людям, к природе, к труду, к самим себе. Различ-ные отношения выражаются в поведении, в поступках че-ловека.

Свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, всегда образуют некоторое своеоб-разное сочетание, представляющее не сумму отдельных особенностей данного человека, а единое целое, которое называют характером.

Слово «характер» в переводе с греческого означает «чер-та», «печать», «признак». Характер человека как бы накла-дывает определенный отпечаток на его поведение, на вза-имоотношения с другими людьми, является определен-ным признаком его личности.

Характер- это индивидуальное сочетание существен-ных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер представляет собой неповторимое сочетание психологических качеств, индивидуальных осо-бенностей личности, именно характер дает основание для суждения о том, хороший ли это человек или нет.

Писатель С. Шуртаков в одной из своих книг пишет: «Бывает так. Человек вроде бы и на вид неказист, и на язык не боек, и вообще среди других ничем таким не при-



метен, а познакомишься с ним поближе и хоть, может, пуда соли съесть не успеешь, а останется этот человек в твоем сердце на всю жизнь. Вспомнишь о нем через ме-сяц, через год - и радостно тебе станет: хорошо, что где-то есть такой чудесный человек!»

Известно, что между поведением человека и его харак-тером существует теснейшая связь. Выражается это в том, что именно в поведении проявляются особенности харак-тера человека. Человек всегда так или иначе ведет себя - совершает определенные действия, поступки по отноше-нию к окружающему миру и прежде всего по отношению к людям. В поведении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, вкусы, привычки, желания, степень уверенности или неуверен-ности в себе и пр.

Слова, движения, действия, отдельные поступки и поведение в целом позволяют понять характер человека, они как бы высвечивают его внутреннее, скрытое от по-сторонних глаз содержание. Но, с другой стороны, каждое свойство характера приводит в определенных условиях к совершению тех или иных поступков, накладывает печать на все действия, мысли и чувства человека. Народная муд-рость гласит: «Каков характер, таковы и поступки». Са-мым важным мерилом, показателем характера являются

поступкииповедение человека.Человек может говорить осебе всякое, однако поступки показывают, что он есть на самом деле. Особенно отчетливо подлинная сущность ха-рактера проявляется в трудных и критических ситуациях, например в несчастье, при аварии или пожаре. «Человек отражается в своих поступках», - писал Ф. Шиллер. «Че-ловек есть не что иное, как ряд его поступков», - утверж-дал Г. Гегель.

Поведение человека рассматривается, оценивается прежде всего с точки зрения его взаимоотношений с дру-гими - с отдельными людьми и с обществом в целом. При этом оценивается не только сам поступок, но мотив, по-будивший его поступить так, а не иначе. И оценка этого поступка происходит с точки зрения того, помогает ли он людям в их жизни и самочувствии, способствует ли дви-жению общества вперед. Н.Н. Миклухо-Маклай замечал: «Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят».

Каждый, кто хочет понять человека, начинает с поиска причин его действий, поступков, отношений. Важно про-



никнуть в мотивы (а это так не просто!), которыми руко-водствуются люди, избирая тот или иной способ поведе-ния, иными словами, узнать, ради чего предпринимаются усилия. Только зная мотив, зная внутреннее побуждение, мы можем правильно судить о действиях того или иного человека, ибо особенности поведения всегда вытекают из подлинных отношений человека к действительности и преж-де всего к людям, к обществу, к самому себе.

Зная основные свойства характера человека, возможно понять, с определенной вероятностью предвидеть его по-ведение.

Чертыхарактера

Черты характера выражают отношение человека к дру-гим людям, к самому себе, к окружающему миру и дея-тельности.

Черты характера- это индивидуальные привычныеформы поведения человека в соответствующих ситуаци-ях, в которых реализуется его отношение к действитель-ности.

Черт характера, или качеств личности, очень много. Весьма условно их можно разделить на две группы, кото-рые тесно между собой связаны, влияют друг на друга, но все- таки отражают отношение человека к разным сторо-нам жизни.

Группа первая- черты характера, в которых выраженыубеждения и идеалы, направленность личности. Например: коллективизм (человек ставит интересы коллектива и об-щего дела выше узколичных интересов) и эгоизм (человек проявляет заботу прежде всего о личном благополучии, для него существуют только его личные потребности и желания); чуткость и грубость; общительность, аккурат-ность и безответственность, небрежность; инициативность, чувство нового и косность, консерватизм; бережливость и мотовство; помощь другим и хищническое отношение к людям; скромность, самокритичность и зазнайство; тре-бовательность к себе и заносчивость; чувство собственно-го достоинства и высокомерие и т.д.

Эти черты характера, или особенности личности, яв-ляются моральными качествами и выступают либо добро-детелями, либо пороками человека. Главная наша добро-детель заключается в заботе об окружающих нас людях, их интересах, их спокойствии.



Каждый много думает о счастье, хочет быть счастли-вым и нередко забывает о главном - только тогда, когда мы приносим счастье другим людям, мы и сами чувствуем себя счастливыми. Это не пустые слова. Думая только о самом себе, о собственном благе, можно быть удовлетво-ренным, довольным (самодовольным), спокойным, но никогда - счастливым.

Б.Л. Пастернак писал:

Жизнь ведь тоже только миг, Только растворенье Нас самих во всех других, Как бы им в даренье.

Вторая группа- волевые черты характера. Они выража-ются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с опреде-ленными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. Волю называют основой характера, его становым хребтом. Говоря о ком-либо «человек с ха-рактером», тем самым подчеркивают прежде всего выра-женность волевых черт характера: целеустремленности, решительности, самообладания, выдержки, терпения, дис-циплинированности, мужества, смелости.

Но эти черты характера ценны только тогда, когда про-являются у человека нравственного, воспитанного. Важно знать, к каким целям стремится человек и какие средства выбирает он для их достижения. Не только цели, но и сред-ства деятельности должны быть честными, гуманными. Целеустремленность и настойчивость диктатора или карь-ериста, смелость хулигана или глупца не могут быть поло-жительными качествами. Волевые черты и поступки цен-ны не сами по себе, а лишь вместе с нравственной на-правленностью личности.

Особенности характера не только проявляются в дей-ствиях, поступках, отношениях, но и формируются в них. Так, мужество появляется в процессе совершения муже-ственных поступков, а чертой характера становится толь-ко тогда, когда такие поступки перестают быть случайны-ми эпизодами в жизни человека и превращаются для него в привычку. «Нельзя воспитать мужественного человека, - говорил А.С. Макаренко, - если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, - все равно



в чем, - в сдержанности, в прямом открытом слове, неко-тором лишении, в терпеливости, в смелости».

Еще Демокрит утверждал: «Хорошими людьми стано-вятся больше от упражнений, чем от природы». А китай-ская поговорка гласит:

Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу.

Каждая черта характера проявляется не изолированно от других, а связана с ними. В зависимости от этого у различ-ных людей одна и та же черта характера может проявляться по-разному. Например, смелый поступок может быть ра-зумным и безрассудным, моральным и аморальным. Такая черта, как мужество, включает в себя не только волевую сферу, но и сферу интеллектуальную и эмоциональную. Мужество одновременно является и моральной чертой. Ха-рактер каждого человека - это своеобразное сочетание раз-личных черт, объединяемых в человеческой личности.

В истории психологии делалось немало попыток клас-сифицировать человеческие характеры или определить типы характеров. Однако удовлетворительной классификации и типологии характеров еще не создано. Поэтому при харак-теристике человека обычно указывают на одну или две наиболее выделяющиеся черты его характера. Одних мы называем людьми твердого, сильного характера, других - скромными, трудолюбивыми, третьих - добрыми, общи-тельными и т.п.

Черты характера, проявляющиеся у человека в его дея-тельности, в чувствах, в речи, в отношении к другим лю-дям, к самому себе, приобретают положительное или от-рицательное значение в зависимости от того, какими це-лями человек руководствуется в своей жизни, ради чего он живет, как осмысливает свою жизнь и свои поступки.

Встречаются люди и без ярко выраженного характера, люди с неопределенным характером. О таких людях Н.В. Го-голь писал: «Люди... неопределенные, ни то, ни се, не пой-мешь, что за люди, ни в городе Богдан, ни в селе Сели-фан». О таких людях и деятелях так же довольно метко го-ворится у нас в народе: «Так себе человек - ни рыба, ни мясо», «Ни богу свечка, ни черту кочерга».

Черты характера являются приобретенными и закреп-ленными свойствами личности, физиологическую основу



характера составляют изменившиеся в процессе индиви-дуальной жизни особенности нервной системы.

И.П. Павлов связывал изменяющийся тип нервной си-стемы с системностью работы коры больших полушарий и с динамическим стереотипом, который представляет со-бой слаженную, уравновешенную систему нервных про-цессов.

Стереотип является нервно-физиологической основой прочно закрепленных привычных свойств личности, к числу которых относятся и черты характера.

Для понимания нервно-физиологической основы харак-тера большое значение имеет учение И.П. Павлова о вто-рой сигнальной системе1.Вторая сигнальная система являет-ся физиологической основой мышления и речи и вместе с этим она регулирует поведение человека. «В нормально раз-витом человеке, - говорил И.П. Павлов, - вторая сигналь-ная система есть высший регулятор человеческого поведе-ния». Конечно, говоря о физиологических основах характе-ра, нельзя понимать дело так, что будто все черты характера определяются только особенностями нервной системы. «Фи-зиологическая основа характера, конечно, не включает и не может включать его содержательную сторону, напри-мер, общественную направленность, мужество, верность долгу. Содержательная сторона психологии характера име-ет своим источником общественные категории; раскрывая эту сторону, психология включается в число обществен-ных наук»2.

Формируясь под влиянием окружающей среды, жизнен-ного опыта человека, его воспитания, характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типичного, возникающее под влиянием как общественно-исторических условий (определенный общественно-исто-рический строй, социальная среда), так и индивидуальных условий жизни и деятельности (жизненный путь человека).

Не все особенности человека можно считать чертами его характера, а только существенные и устойчивые. На-пример, смел тот, для кого такая форма поведения посто-янна, типична. Конечно, он тоже может иногда испыты-вать чувство страха, но трусом его не назовешь.

Чтобы узнать характер человека, требуется время и по-стоянное общение с ним. С незнакомым человеком трудно

1 См.: Павлов И.П. Полное собрание сочинений. — М., 1951 . — Т. 3. — Кн. 2. - С. 334, 346.

2 Там же.



общаться и иметь дело прежде всего потому, что не зна-ешь, чего от него ожидать и что он ждет от тебя. Зная характер человека, мы можем предвидеть, предсказать, как он поведет себя в той или иной ситуации, как посту-пит при данных обстоятельствах, что сделает, что и как скажет.

Вспомним своих друзей, знакомых, однокурсников, сослуживцев. По отношению почти к каждому из них можно предвидеть, как они отнесутся к той или иной проблеме, как поведут себя при определенных обстоятельствах, ка-кое примут решение...

Характер человека может быть определенным или не-определенным, цельным или противоречивым.

Определенность характеразависит от того, насколькоясно выражены доминирующие, стержневые черты. Цель-ный характер- это единство мыслей, чувств и поведения,действий, поступков.

Если же индивидуальность человека лишена внутрен-ней определенности, его поступки зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, мы гово-рим о «бесхарактерности» человека. Вспомним еще раз народные пословицы: «Плывет по течению, как полено»; «Не человек, а охапка пустяков». Мы видим, что в народе такие люди никогда уважением не пользовались.

Но «бесхарактерность» часто бывает только внешней: внутренне, для себя, человек строго придерживается оп-ределенной линии, но его линия, если можно так ска-зать, принципиально неопределенная - как выгодно, так и поступает: он может быть бессердечным, жестоким или добрым в чьих-то глазах (все дело в том, кому эти глаза принадлежат). Смелым или трусливым, бороться с жаром то за эту идею, то за противоположную.

Характер, как и сама личность, - очень сложное явле-ние, не застывшее раз и навсегда. Он развивается и фор-мируется в течение всей жизни человека.

Какие черты характера наиболее привлекательны в че-ловеке? Наверное, все согласятся, что это доброжелатель-ность, чувство достоинства и справедливости, душевная чуткость, простота в общении с людьми, оптимизм, пре-данность своему делу, смелость, принципиальность, юмор. К. Паустовский писал, что самая глубокая, самая напря-женная деятельность человека может и даже должна со-провождаться юмором. Отсутствие юмора свидетельствует не только о равнодушии ко всему окружающему, но и об



известной умственной тупости. Культурный, воспитанный человек разрешит неожиданный житейский конфликт ско-рее с юмором, чем с досадой. Он же (К. Паустовский) замечал: «Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр».

2.3. Взаимосвязь характера с другими сторонами личности

Характер взаимосвязан со всеми сторонами личности. Потребности и интересы человека, составляя основу его мотивационной сферы, формируют и его характер. Есть люди, для которых превыше всего духовные ценности. Но есть и такие, которые стали рабами вещей. У последних обедняется духовный и нравственный мир, возникают та-кие черты характера, как тупость, скупость, жадность, зависть. Убеждения человека проявляются в таких чертах характера, как целеустремленность, оптимизм, требова-тельность к себе и другим, они делают поведение челове-ка принципиальным. Мировоззрение позволяет человеку правильно ориентироваться в общественных событиях, ре-

гулировать свое поведение.

Интеллектуальные свойства человека также наклады-вают определенный отпечаток на его характер и придают ему своеобразие. Острота или тупость, основательность или поверхностность ума являются интеллектуальными свой-ствами, которые могут стать чертами характера.

Воля определяет решительность, постоянство, самосто-ятельность и целенаправленность характера. Чувства в ха-рактере показывают эмоциональное отношение к людям, миру и к самому себе. Что человек любит или ненавидит, к чему остается равнодушным - все это проявляется в его характере, свидетельствуя о его отношении.

Характер тесно связан с темпераментом. Темперамент влияет на форму проявления характера. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегма-тика - в сосредоточенном обдумывании.

От темперамента зависят многие черты характера, та-кие, как уравновешенность поведения, общительность, легкость или трудность включения в новую деятельность, выражение чувств. Однако тип темперамента не опреде-ляет сущности характера: флегматик может быть деятель-ным и трудолюбивым, а сангвиник суетливым и бесплод-ным.



Следует отметить тесную взаимообусловленность ха-рактера и способностей. Развитие способностей зависит от таких черт характера, как трудолюбие, трудоспособ-ность. В школе, в средних и высших учебных заведениях немало учеников и студентов, которые благодаря своим способностям все схватывают на лету, хорошо успевают. Но в жизни некоторые из них не оправдывают надежд, и главным образом потому, что не привыкли серьезно и организованно работать, настойчиво преодолевать пре-пятствия.

Для развития способностей важны такие черты харак-тера, как самокритичность, требовательность к себе. Очень важна и такая черта характера, как скромность. Уверен-ность в своей исключительности часто губительна для спо-собностей, так как в этом случае нередко формируются зазнайство, самовосхищение, пренебрежение к окружаю-щим. М.М. Пришвин замечал: «Величайшее счастье не счи-тать себя особенным, а быть как все люди». А.И. Гете под-черкивал: «Кто не слишком мнит о себе, тот лучше, чем он сам о себе думает».

Наши рекомендации