Тема 9. Социальные группы и межгрупповые отношения.

Участие темы в формировании компетенций (ОК-4,ПК-5,ПК-8):

Понятие группы в социологии и социальной психологии (народы, классы, социальные слои, общности, сообщества, тайные общества, организации, политические партии и движения, социальные сети и субкультуры). Основные характеристики социальных групп. Группа как субъект деятельности, феномен группового сознания. Групповые нормы и ценности. Классификация групп (условные и реальные, постоянные и временные, организованные и неорганизованные, большие и малые, формальные и неформальные, группы членства и референтные группы).

Патриотизм, «ингрупповой фаворитизм» (Г. Тэджфел, Ф. Зимбардо). Социальная психология этнических конфликтов, ксенофобия.

Тема 10. Социальная психология малой группы.

Участие темы в формировании компетенций (ОК-4,ПК-5,ПК-8):

Понятие малой группы в социальной психологии (Э. Мейо, К. Левин, Д. Хоманс). Классификация малых групп. Типы и социально-психологические характеристики малых групп. Структура малой группы. Механизмы образования и развития малых групп. Динамические процессы в малой группе (феномен группового давления, влияние меньшинства на боль­шинство (С. Московичи), факторы, влияющие на эффективность деятельности группы, психологическая совместимость, сработанность, каналы коммуникации).

Теории лидерства: теория "черт", "ситуационная" теория лидерства, концеп­ция "харизматического" лидера. Типология лидерства. Специфика формального и неформального лидерства. Стили лидерства и руководства группой (авторитарный, демократический, либеральный, попустительский), политическое лидерство.

Теории коллектива в отече­ственной социальной психологии (А.С. Макаренко, А.В. Петровский, Л.И. Уманский). Формирование команды. Организационная культура. Проблемы психологической адаптации в малой группе, инкорпоративность группы.

Процесс принятия групповых решений. Феномен групповой поляризации и «сдвига к риску» (Дж. Стоунер). Теория совместной деятельности (Ф.М. Горбов, Б.Ф. Ломов, Г.М. Андреева, А.Л. Журавлев и др.).

Семья как специфическая малая группа. Эмоционально-психологические основы семьи и брака. Психологическая совместимость в супружестве. Пути решения супружеских конфликтов.

Тема 11. Социальная психология больших групп.

Участие темы в формировании компетенций (ОК-4,ПК-5,ПК-8):

Большие группы как объект социально-психологического анализа. Специфика социологического и социально-психологического анализа больших социальных групп. Типы больших социальных групп: постоянные, устойчивые (социальные слои, классы, нации, профессиональные группы), временные, неорганизованные (толпа, аудитория, публика).

Феномен "массового поведения" людей, психология толпы. Психология поведения индивида в толпе. Социально-психологические методы управления толпой. Психология панического поведения людей. Социально-психологические и психофизиологические механизмы возникновения и развития паники. Методы предотвращения и прекращения паники.

Информационные процессы в больших социальных группах. Социальная психология слухов. Социальная психология моды. Психологическое воздействие средств массовой информации на население. Этнические стереотипы, этноцентризм, ксенофобия, национальный характер.

Раздел пятый.

Практические приложения социальной психологии

Тема 12. Социальная психология в практических видах деятельности.

Участие темы в формировании компетенций (ОК-4, ПК-2, ПК-8, ПК-10, ПК-12, ПК-20):

Социальная психология в сферах бизнеса, управления, экономики и финансов, психология ведения переговоров, психология делового общения, психология в маркетинге и рекламе, психология потребительского поведения, психология организации совместной трудовой деятельности, социально-психологические основы командообразования, психология профессионального отбора и обучения, социальная психология формирования общих и профессиональных компетенций работников, социальная психология и эргономика труда, психология управления организацией, методы и технологии психологического воздействия.

Образовательные технологии

В ходе освоения курса должна быть предусмотрена планомерная организация последовательности различных видов аудиторных занятий: лекций и практических занятий. При изложении каждой темы необходимо указание на ее связь, как с современными проблемами науки, так и с практическими вопросами. Обязательными требованиями являются:

использование имеющихся в распоряжении преподавателя наглядных материалов (компьютерные презентации и пр.);

чередование на практических занятиях регулярных опросов и докладов;

периодическое включение занятий по проверке изучения рекомендованных монографий;

повсеместный акцент на необходимость систематического чтения литературы;

постоянное стимулирование самостоятельной работы студентов.

В рамках обучения по курсу «Социальная психология» используются следующие виды учебной работы: разбор практических задач и кейсов, анализ и групповые дискуссии художественных, документальных и научно-популярных фильмов (см. Приложение), ролевые игры, практические занятия в аудитории с использованием компьютеров.

Данные виды учебной работы наиболее эффективны при рассмотрении социально-психологических проблем, не имеющих общепризнанных решений или предполагающих множественные решения. К таким проблемам могут быть отнесены: вопрос о границах социальной психологии как науки, вопрос о предмете и задачах социальной психологии, проблема развития группы, проблема точности межличностного восприятия, проблема оценки социально-психологической информации, проблема принятия решений и др.

Данные виды образовательной работы позволяют развивать у студентов навыки ведения научной дискуссии, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения, способствует развитию критических и творческих компонентов мышления, формированию навыков работы в группе, а также пониманию многомерности социально-психологических феноменов.

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов при изучении курса «Социальная психология» предполагает, в первую очередь, работу с основной и дополнительной литературой. Результатами этой работы становятся выступления на семинарских занятиях, участие в обсуждении тем курса, подготовка докладов, выполнение практических заданий.

В ходе лекционных занятий оценивается включенность студентов в работу, ответы на вопросы преподавателя, заданные вопросы и т.д. На семинарских занятиях оценивается готовность к обсуждению заданных тем, активность участия в дискуссиях, презентациях и обсуждениях, выполнении групповых и индивидуальных заданий и т.д.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: подготовку докладов и выступление с ними на семинарах, ответы на вопросы.

Доклад— развёрнутое сообщение по определённому вопросу, основанное на привлечении научных и научно-популярных источников.

При оценке доклада преподаватель руководствуется следующими критериями:

· соответствие содержания доклада выбранной теме;

· умение работать с источниками информации;

· наличие четкой и логичной структуры доклада;

· обоснованность и аргументированность высказываемых положений;

· ораторские навыки.

Доклады готовятся студентами после прохождения (усвоения) каждого раздела курса. В случае, если доклад не был сделан в установленный срок, студент обязан написать по пройденному разделу реферат.

Для того, чтобы составить доклад нужно:

· выбрать тему, определить цель и поставить задачи;

· проанализировать научную литературу по теме, провести поиск необходимых фактов, отразить мнение ведущих ученых, научные достижения по теме и перспективы ее развития;

· провести обобщение информации и логическую структуризацию доклада;

· на основании полученной информации, составить план, который будет являться содержанием всего выступления. Необходимо, чтобы план был сложным, т.е. содержал не только основные определения, но и подпункты;

· написать текст доклада с соблюдением научной стилистики.

Структура доклада:

1. Титульный лист.

2. План (оглавление).

4. Вступление (актуальность, новизна, значимость вопроса).

5. Основная часть (постановка темы).

6. Планирование развития в будущем, пути решения проблем.

7. Заключение.

8. Список используемых источников.

.Темы докладов и практические задания по темам курса:

Тема 1. Предмет, объекты и задачи социальной психологии.

Темы докладов:

1. Роль социального и биологического в поведении человека.

2. Теоретические и практические задачи социальной психологии.

3. Психические процессы в условиях общения и взаимодействия людей.

4. Психические состояния в условиях общения.

5. Психические состояния в условиях взаимодействия.

6. Влияние социально-психологических факторов на ощущения и восприятие.

7. Социально-психологические детерминанты памяти человека.

8. Мышление в условиях социально-психологического взаимодействия.

9. Волевые процессы в условиях взаимодействия людей.

10. Эмоции и общение.

11. Взаимосвязь социальной психологии и нейропсихологии.

12. Социально-психологические процессы в условиях организации.

13. Социальная психология политического противостояния.

14. Социальная психология в маркетинге и рекламе.

15. Социальная психология потребительского поведения.

Тема 2. История возникновения и развития социальной психологии за рубежом и в нашей стране.

Темы докладов:

1. Психоаналитическое направление в социальной психологии.

2. Развитие социальной психологии как науки в ХХ веке.

3. Развитие социально-психологических идей у МакДаугала.

4. Социально-психологические исследования в когнитивной психологии.

5. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.

6. Теория символического интеракционизма Дж. Мида и ее социально-психологические основы.

7. Социальная психология и необихевиоризм.

8. Социально-психологические эксперименты М. Шерифа.

9. Социально-психологические эксперименты С. Милграма.

10.Социально-психологические механизмы потребительского поведения.

Тема 3. Методы сбора обработки и систематизации социально-психологической данных.

Вопросы к практическому занятию:

1. Перечислите психофизические измерительные шкалы С. Стивенса.

2. Чем отличаются методы социологии и социальной психологии.

3. Расскажите о влиянии социально-психологических факторов на надежность социально-психологического исследования.

4. Перечислите этические проблемы, возникающие в процессе проведения социально-психологических исследований.

5. Как решаются проблемы репрезентативности социально-психологического исследования.

Наши рекомендации