Джуэлл Линда Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов — СПб.: Питер, 2001.
Следовательно, особенности коммуникативной структуры малой группы во многом определяются статусно-ролевой структурой. Под статусно-ролевой структурой понимается совокупность отношений между индивидами, в основе которой лежат типичные способы поведения, предписанные, ожидаемыми реализуемые участниками группового процесса в соответствии со своей позицией в группе.
Коммуникативная структура группы - это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и с внешней средой, и концентрации у них того или иного объема групповой информации.
В свою очередь владение информацией — важный показатель положения члена группы в ее иерархии. С одной стороны, доступ к получению, хранению и распределению информации обеспечивает человеку в группе особую роль, особые групповые привилегии. В ряде случаев человека, являющегося информационным центром группы, называют информационным лидером. С другой стороны, информация обычно адресуется именно высокостатусным членам группы, т.е. чем выше статус индивида, тем большим объемом информации он владеет. Характер сообщаемой информации также зависит от групповой позиции человека: чем выше его статус, тем более благожелательный характер придается передаваемой информации.
На практике выбор той или иной коммуникативной сети зависит от вида и целей взаимодействия. Необходимость обращения к анализу существующих в группе коммуникативных сетей возникает в случаях, когда общение между ее членами становится неэффективным в свете решаемых задач или нарастает негативный эмоциональный фон во взаимоотношениях.
Лексика и грамматика коммуникации в малой группе.
Когда человек включается в группу, его поведение постепенно приближается к принятым стандартам — от грубого подражания к освоению конвенциональных процедур. Чаще всего те или иные ценности усваиваются благодаря устойчивым эмоциональным реакциям других людей. Установившиеся ориентации используются в социальных взаимодействии, поскольку совместное действие значительнаоблегчается, если существует взаимопонимание ее символического окружения.
Характерной лексической (языковой) особенностью малой группой как формальной, так и неформальной, выступает ее речевая однородность. Эта особенность определяется фактором сплоченности, длительностью и регулярностью контактов. Часто в таких группах коммуниканты используют слова, речевые образцы, штампы в шутливом или ироническом тоне, который понятен лишь посвященным.
Другой особенностью речевой коммуникации в малой группе выступает преобладание оценочных и характеризующих слов. Это объясняется тем, что в малой группе, где люди объединены общим опытом и интересами, важно не столько название предмета, о котором идет речь, сколько имеют значение его свойства, характеристика и оценка, т.е. новая информация.
Таким образом, члены малой группы обладают общим лексическим опытом; общие слова и построения высказываний выступают своеобразными символами как принадлежности индивида к социальной группе, так и присущей данной группе социальной дифференциации. Отсюда одним из дополнительных преимуществ членства в группе является легкость коммуникации с себе подобными (жаргоны, локальный юмор и т.п.).
В какую бы группу ни попал человек, он прежде всего должен научиться внутреннему языку новой группы. Причем новичку нужно усвоить не только принятые категории и их символы, но также невысказанные предпосылки относительно того, как эти единицы взаимосвязаны. Научаясь мыслить конвенциальными терминами, человек становится участником символического окружения данной группы. Он ориентируется во времени и пространстве с помощью координат, используемых группой; он думает в тех же выражениях, которые использует в разговоре с другими и которые другие используют в разговоре с ним. Это позволяет сравнивать опыт с чужим, уточнять значения, которые неадекватны, и получать инструкции относительно того, что неясно.
Поскольку каждый индивид входит в различные малые группы.то как коммуникативная личность он является «полиглоссным» владеет несколькими коммуникативными кодами и умеет правильно пользоваться ими в каждой конкретной группе. А социально «чужое» слово, не связанное с деятельностью членов данной группы, воспринимается как инородный элемент речи.
Итак, входя в группу, человек неизбежно включается в непрерывный процесс коммуникации, в ходе которого он избирательно вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой. Усваивая конвенциональные значения и символы, новый член группы может достаточно легко становиться участником различных коллективных предприятий. Он научается проводить более тонкие различия, и это позволяет ему принимать участие в более сложных формах кооперации. Каждый коммуникативный канал, который становится ему доступным, вводит его в несколько иное символическое окружение.
Нормы и правила, т.е. грамматика внутригруппового общения, включают принятые модели поведения, допустимую коммуникативную тактику.В частности, следует обратить внимание на гендерное разнообразие коммуникаций. На основе проведенных исследований было установлено, что у представителей разных полов существует свой коммуникативный «мир»: женщины и мужчины склонны к различным образцам общения.
Мужчины склонны делать акцент на властных полномочиях, в то время как женщины уделяют основное внимание доверительным взаимоотношениям. В целом мужчины отличаются прямолинейностью, предъявляют претензии на поощрение при достижении поставленных целей, но в то же время стремятся замаскировать неуверенность. Женщины в большей степени склонны к открытому общению с помощью обратной связи и при прочих равных условиях предпочитают «обходные маневры».
Принятые в малой группе нормы часто применяются дифференцирование к каждому ее члену. Например, тех, кто считается слабым и неспособным вынести боль или фрустрацию, прощают чаще и охотнее, чем остальных. Если известно, что у человека бурный темперамент, считается само собой разумеющимся, что он может взорваться даже при слабой провокации. Хорошо успевающего школьника классный руководитель хвалит иначе, чем ученика, которому задачка по математике далась с трудом.
Коммуникативные навыки, необходимые для успешного общения в группах, — в основном межличностного плана, но есть и такие, которые направлены на сохранение группы и поддержание ее статуса.
Ø Правила коммуникативного поведения в группе включают:
взаимное признание статусов участников общения как кои кантов и как членов группы;
Ø учет тендерных и иных особенностей моделей общения группы;
необходимость уметь «считывать» ключевые коммуникативные сигналы и в зависимости от ситуации корректировать стиль общения;
Ø желательность публичного оценивания достижений других («Молодец!Хорошая идея!»);
Ø умение вовремя разрядить обстановку (шутка, анекдот);
Ø умение выразить согласие с групповыми идеями, действиями, решениями;
Ø умение предложить нужную информацию и идеи группе («почему бы нам не ...»;
Ø обратное действие здесь деструктивно; вопросы не по теме»);
Ø умение оценить предложенные идеи и информацию так, не обидеть («Не вижу ничего плохого в том, чтобы ...»; «Замечательно, а не получится ли так, что ...»);
Ø призыв к другим высказать свое мнение и дать необходимую формацию («Ты у нас специалист по таким-то вопросам, думаешь о ...»; это особенно важно для пары лидер — молчальник);
Ø умение интегрировать различные идеи и информацию, это свойство особенно важно для лидера);
Ø умение предложить план совместных действий («Попробуем так...»).
Формирование групповой сплоченности и коммуникация в малой группе. Коммуникация — прежде всего способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление поведений людей. Следовательно, суть коммуникативной деятельности ее не столько в выражении предшествующих мыслей и чувств, сколько в установлении такой кооперации, когда поведение каждого изменяется и в известной степени регулируется фактом участия других индивидов. Коммуникация — это такой обмен, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной кооперацию движений большой сложности.
Интегральной характеристикой системы внутригрупповых связейявляется степень сплоченности, индексом которой может служить таили степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций члене группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в целом.
Сплоченность выступает ключевым понятием разработанной К. Левиным теории групповой динамики(см.: Левин К. Теория поля в социальных науках.СПб., 2000). Сплоченность определяется им как «тотальное поле сил», заставляющее членов группы оставаться в ней. Группа тем сплоченнее, чем больше она отвечает потребностям людей в эмоционально насыщенных межличностных связях. В сплоченных группах создается атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки, у ее членов формируется чувство групповой идентичности. Сплоченность порождает также эмоциональную привязанность, принятие общих задач, обеспечивает группе стабильность даже в самых фрустрирующих обстоятельствах, способствует выработке общих стандартов, которые делают группу устойчивой несмотря на разнонаправленность индивидуальных устремлений.
Курт ЦадекЛеви́н (нем. KurtZadekLewin; 9 сентября 1890 — 12 февраля 1947) — немецкий, а затем американский психолог, чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию и многие другие школы и направления...
Среди изученных к настоящему времени механизмов формирования групповой сплоченности особое место принадлежит групповому давлению. В результате его действия происходит подчинение индивида группе в ситуации наличия конфликта между мнением индивида и мнением группы. Такая степень подчинения индивида групповому давлению получила название конформизма или конформного поведения. Впервые модель конформного поведения изучал в экспериментах С. Аш в 19,51 г.
Соломон Элиот Аш (англ. SolomonEliotAsch, 14 сентября 1907, Варшава, Царство Польское, Российская империя — 20 февраля 1996, США) — американский психолог, автор знаменитых экспериментов, посвящённых конформности.
Обычно различают два вида конформизма:
Ø внешний, когда мнение группы принимается индивидом лишь «для формы», а на самом деле он продолжает ему сопротивляться;
Ø внутренний, когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренний конформизм и есть, таким образом, результат преодоления конфликта в пользу группы. В свою очередь внутренний конформизм предполагает две линии поведения: некритическое принятие мнения большинства и сознательное признание личностью норм и стандартов группы. Специфическим случаем конформизма, своеобразной конформностью «наизнанку», выступает негативизм -поведение индивида, который противостоит мнению группы даже при оказываемом на него давлении. Однако в этом случае зависимость от группы продолжает сохраняться и проявляется в виде активного продуцирования антигруппового поведения, антигрупповой позиции. Иначе говоря, продолжает сохраняться привязка к групповому мнению, хотя и со знаком минус.
В исследованиях конформности, проводившихся М. Дойчем и Г. Джерардом, были Мо́ртонДойч (англ. MortonDeutsch; 4 февраля 1920, Нью-Йорк — 13 марта 2017) — американский психолог, специалист в области социальной психологии и психологии личности, конфликтологии, психологии предупреждения военных действий...
выделены два вида группового влияния:
Ø нормативное, когда давление оказывает большинство и его мнение воспринимается членом группы как норма;
Ø информационное, когда давление может оказываться большинством, член группы рассматривает это мнение как информацию, на основе которой он сам должен осуществить свой выбор (см.: МайерсД.Социальная психология. СПб., 1996. С. 298).
Дэвид Майерс (англ. DavidG.Myers ; род. 20 сентября 1942, Сиэтл, США) — американский социальный психолог, исследователь, популяризатор науки, профессор психологии Хоуп-колледжа в штате Мичиган, США.
Нормативный конформизм подразумевает необходимость подчиниться группе, чтобы не быть отвергнутым, сохранить с людьми хорошие отношения или заслужить одобрение. Информационное влияние имеет место, когда ситуация носит двусмысленный характер и мнение окружающих может оказаться ценным источником информации. Любопытно отметить, что после того как человексогласился с той или иной группой, у него возникает довольно сильная потребность оправдывать выбранное решение.
Таким образом, конформизм проявляется не только в ситуации сильного влияния группы, но и тогда, когда человек чувствует себя некомпетентным и стремится избежать возможных ошибок, когда задание кажется ему чересчур трудным.
Групповая сплоченность с точки зрения процессов коммуникации в малой группе была исследована также Л. Фестингером. Способность анализировалась им на основе данных о частоте и прочности коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе. Центральным понятием, с помощью которого осуществлялся анализ, сталопонятие когнитивного диссонанса—осознания индивидом противоположности своих убеждений мнению другого человека или группы (см.: Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999. С. 223—271).
Лео́нФе́стингер (англ. LeonFestinger; 8 мая 1919, Нью-Йорк — 11 февраля 1989, Нью-Йорк) — американский психолог, специалист в области психологии регуляции мышления, социальной психологии, автор теории когнитивного диссонанса.
По мнению Фестингера, процессы социальной коммуникации социального влияния неразрывно переплетены с процессамивозникновения и устранения когнитивного диссонанса. Для индивида социальная группа является одновременно и главным источником когнитивного диссонанса, и основным средством его уменьшения или даже полного устранения. Так, информация, получаемая в процессе коммуникации, может содержать элементы, диссонирующиесо взглядом индивида на какую-либо проблему или ситуацию. Наиболее эффективным путем устранения диссонанса между мнениями индивида и группы является принятие набора когнитивных элементов,соответствующих точке зрения группы.Причем диссонанс, вызванный столкновением мнений, зависит от следующих факторов:
количество когнитивных элементов мнения индивида, совпадающих с противоположным мнением. Чем больше консонантных отношений, т.е. чем больше количество совпадающих когнитивных элементов двух высказываемых мнений, тем меньшевызванный разногласием диссонанс. Таким образом, количественная характеристика определяет в конечном счете степень согласия:
Ø важность когнитивных элементов, включаемых в диссонанс. Чем более важным является элемент, тем больше будет диссонанс. Так, чем более значима проблема для отдельного человека или целой группы, тем важнее будут когнитивные элементы, свидетельствующие о существовании иных взглядов на эту проблему, и тем больше будет диссонанс, вызванный выражением несогласия;
Ø авторитет человека или группы, выражающих противоположную точку зрения. Диссонанс становится больше, если противоположное мнение высказывается человеком или группой, признанными авторитетными.
Согласно Фестингеру, если диссонанс существует, присутствует и стремление к его уменьшению, и чем больше диссонанс, тем сильнее стремление его устранить. Обычно там, где существуют разногласия, используются следующие методы, способы выработки единого мнения в группах:
Ø самостоятельное изменение мнения субъекта на более распространенное. Именно распространенность мнения является обязательным условием уменьшения диссонанса;
изменение мнения субъекта через влияние;
Ø утверждение превосходства собственного мнения.
Одновременно Фестингер обращает внимание на возможность использования индивидом процессов социального влияния и коммуникации для уменьшения диссонанса. Человек будет прилагать усилия, чтобы получить одобрение членов группы. Он попытается найти тех, кто придерживается аналогичной точки зрения, или повлиять на мнение других. Причем попытки влияния будут направлены главным образом в адрес тех членов группы, которые проявляют наибольшую степень несогласия, так как чем острее разногласия, тем сильнее диссонанс в сознании индивида.
Экология и коммуникация вмалой группе. Когда речь идет об экологических, т.е. средовых, аспектах жизнедеятельности группы, Прежде всего, подразумевается, что группа располагается в каком-то пространстве, адаптируется к нему, обживает его.
Пространственные расположения членов группы влияют на развитие внутригруппового взаимодействия, в частности коммуникативной его стороны. Так, экспериментальные данные, полученнныеР. Соммером, показывают, что существует зависимость между пространственным расположением людей в определенном помещении и их взаимодействием и аттракцией (см.: Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М., 2001. С-165-166).