Понятие и признаки мышления.
Мышление — процесс моделирования системных отношений окружающего мира на основе безусловных положений. Однако в психологии существует множество других определений.
Опоследованность
- предполагает преемственность знаний, которые передаются от поколения к поколению.
Обобщенность
- представляет собой обобщенное познание существенных свойств и явлений окружающей действительности, а также связей и отношений, существующих между ними.
Целенаправленность и произвольность
- всегда связано с решением какой-то задачи и сопровождается определенным волевым усилием со стороны человека. Там, где нет цели, вызванной некоторой насущной потребностью, отсутствует проблемная ситуация, требующая мыслительной деятельности для ее разрешения. Отсутствие проблемной ситуации приближает мыслительный процесс к стереотипному поведению.
Виды мышления. Развитие мышления в онтогенезе.
Конкретно-действенное - направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.
Практическое - техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи.
Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними.
Конкретно-образное (наглядно-образное), или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.
Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.
Развитиемышления.
У ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.Развитие мышления ребенка осуществляется в его предметной деятельности и общении.
В своем развитии мышление проходит разные формы:
1. Наглядно-действенное мышление. Генетически наиболее ранняя форма мышления, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью.
2. Наглядно-образное мышление. Возникает у дошкольников в возрасте 4-6 лет. Дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле). Формирующиеся у младших школьников мыслительные операции еще связаны с конкретным материалом, недостаточно обобщены; образующиеся понятия носят конкретный характер. Мышление детей этого возраста является понятийно-конкретным. Но младшие школьники овладевают уже и некоторыми более сложными формами умозаключений, осознают силу логической необходимости
3. Словесно-логическое мышление
Формы абстрактного мышления.
Абстрактное мышление – это такойтип мышления, который позволяет абстрагироваться от мелких деталей и смотреть на ситуацию в целом.
Основные формы абстрактного мышления
Особенностью абстрактного мышления является то, что оно имеет три разные формы - понятия, суждения и умозаключения.
Понятие
Понятие являет собой такую форму мышления, при которой предмет или группа предметов отражается в качестве одного или нескольких признаков.
Суждение
Суждение являет собой такую форму мышления, при которой отрицается или утверждается какая-либо фраза, описывающая окружающий мир, предметы, взаимосвязи и закономерности.
3. Умозаключение
Умозаключение являет собой такую форму мышления, при которой из одного или группы связанных суждений, делают вывод, который представляет собой новое суждение.
23. Личность и ее психологическая структура. (в тетради)