В психолого-педагогических исследованиях
Цель задания: расширение знаний студентов о методах педагогического исследования и изучения личности ученика, школьного класса, формирование умения наблюдать за поведением учащихся и педагогической деятельностью учителя.
Выполнение задания. Перед выполнением данного задания необходимо использовать содержащуюся в дневнике педагогической практики схему посадки учеников в классе. На одном уроке наблюдение проводится за поведением одного-двух учащихся. Посетив несколько уроков, студент-практикант охватывает наблюдением всех учеников класса. Во время наблюдения необходимо обратить внимание на следующие особенности поведения школьников:
• правильно ли рассажены на уроке;
• проявление внимания при объяснении учителем учебного материала;
• умение правильно обратиться к учителю с вопросом;
• умение правильно ответить на вопросы учителя.
Результаты наблюдений фиксируются в следующем исследовательском протоколе.
Протокол наблюдения за умением учащихся правильно
Вести себя на уроке
№ п/п | Ф.И. учащего-ся | Правильно сидит за столом | Внимательно слушает объяснения учителя | Не отвлекается при выполнении самостояте-льной работы | Не выкрики-вает с места, а поднима- ет руку для ответа на вопросы учителя | Отвечает на вопросы учителя полным ответом |
Примечание. Результаты наблюдения отмечаются в протоколе знаком «+», если ученик правильно ведет себя на уроке.
Данные наблюдения, зафиксированные в протоколе, математически обрабатываются и оформляются в дневнике педагогической практики. Результаты наблюдения анализируются, и на основании этого делается вывод об умении школьников правильно вести себя на уроке.
Наблюдение за появлением различных видов самооценки школьника на уроке и во внеурочное время
Материал к организации наблюдения:
1. Критерии проявления видов самооценки.
2. Форма протокола
Критерии проявления видов самооценки.
Завышенная | Заниженная | Адекватная |
Самоуверенность в поведении | Неуверенность в ответе | Общительность |
Высокомерие | Тревожность | Уверенность в ответе |
Вспыльчивость | Замкнутость | Контактность |
Бестактность | Боязнь общения | Доброжелательность |
Пренебрежение | Нерешительность | Решительность |
*Примечание: Критерии проявления видов самооценки фиксировать в протоколе наблюдения: знаком «+» - проявляется,
знаком «-» - не проявляется.
Протокол наблюдения за проявлениями видов самооценки
Этапы урока | Деятельность учителя | Реакция учащихся | Проявление видов самооценки у учащихся | Анализ проявлений самооценки | ||
Завышенная | Заниженная | Адекватная | ||||
Материал для анализа.
1. Адекватная самооценка- это (реальное, объективное) самооценка личностью своих возможностей. Она обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.
2. Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной:
· Завышенные самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п.
· Занижение самооценки формирует робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др.
Методики психологического исследования
Методика № 1 Корректурная проба [12., С.128 – 130; 17., С. 47 – 50.]
Цель: исследование особенностей объема, распределения и концентрациивнимания.
Метод: эксперимент.
Материал: бланк и секундомер.
Ход выполнения задания: Испытуемого предупреждают, что предстоит проверка внимания. Дается следующая инструкция: «Вам следует просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо и вычеркивать, буквы «к» и «р». Вычеркивать нужно нот так (экспериментатор на примере первой строчки показывает, как вертикальной чертой следует вычеркивать буквы). Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать необходимые буквы как можно быстрее, но самое главное в этом задании — работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «к»и «р» не пропустить и ни одной лишней не вычеркнуть. По истечении каждой минуты по моей команде вам следует вертикальной чертой отметить то место, где вы работаете, и продолжать работу дальше».
Экспериментатор дает команду начать работу и включает секундомер. По прошествии каждой минуты экспериментатор дает команду поставить знак в том месте, где испытуемый в это время держит карандаш. Общая длительность эксперимента — 10 минут или две серии по 5 минут (с перерывом 5 минут).
Анализ результатов:
1. В результате эксперимента можно получить следующие данные:
· количество просмотренных знаков (букв) – показатель объёма внимания;
· количество правильно зачеркнутых знаков;
· количество пропущенных или неправильно зачеркнутых букв (учитывать вместе) – показатель концентрации внимания.
Эти данные далее также можно использовать для вычислений точности внимания и динамики работоспособности.
2. Коэффициент точности внимания вычисляем по формуле:
А = ___Е__ ,
Е + О
где Е— число правильно зачеркнутых знаков;
О — число пропущенных и неправильно зачеркнутых знаков.
Если испытуемый не допускает ни одного пропуска, коэффициент точности внимания будет равен единице; при наличии ошибок он всегда будет меньше единицы.
Вычислить коэффициенты точности внимания: за работу в целом, т.е. за 10 минут; за работу по каждой минуте в отдельности (А1, А1,….А10).
Бланк корректурной пробы
«___ »___________________ 200__ г.
(фамилия, имя, отчество) (возраст)
А К С Н В Е Р А М П А О Б А С З Е А Ю Р А Ц К А Ч П Ш А Ы Т
О В Р К А Н В С А Е Р Н Т Р О Н К С Ч О Д В И О Ц Ф О Т З О С
К А Н Е О С В Р А Е Т Г Ч К Л И А Ы З К Т Р К Я Б Д К П К Ш У
В Р Е С О А К В М Т А В Н Ш Л Ч В И Ц Ф В Д Б О Т В Е И С М В
Н С А К Р В О Ч Т Н У Ы П Л Б Н П М Н К О У Ч Л Ю Н Р А В Н Ф
Р В О Е С Н А Р Ч К Р Л Б К У В С Р Ф Ч З Х Р Е Л Ю Р С Р К И М
Е Н Р А Е Р С К В Ч Б Щ Д Р А Е П Т М И С Е М В Ш Е О Л Д Т Е
О С К В Н Е Р А О С В Ч Б Ш Л О И М А У Ч О И П О Е О Н А Ы
В К А О С Н Е Р К В И В М Т О Б Щ В Ч Ы Ц Н Е П В М И Т Б Е З
С Е Н А О В К С Е А В М Л Д Ж С К Н П М Ч С И Г Т А Ш П Б С
К О С Н А К С А Е В И Л К Ы Ч Б Щ Ж О Л К П М С Ч Е Г Ш К А
О В К Р Е Н Р Е С О Л Т И Н О П С О Ы О Д Ю И О З П С Ч Я И Е
А С К Р А С К О В Р А К В С И Н Е А Т Б О А Ц В К Р Н А И О Т
К А Н Е О С В Р А Е Т Г Ч К Л И А Ы З К Т Р К Я Б Д К П К Ш У
В Р Е С О А К В М Т А В Н Ш Л Ч В И Ц Ф В Д Б О Т В Е И С М В
Н С А К Р В О Ч Т Н У Ы П Л Б Н П М Н К О У Ч Л Ю Н Р А В Н Ф
Р В О Е С Н А Р Ч К Р Л Б К У В С Р Ф Ч З Х Р Е Л Ю Р С Р К И М
Е Н Р А Е Р С К В Ч Б Щ Д Р А Е П Т М И С Е М В Ш Е О Л Д Т Е
О С К В Н Е Р А О С В Ч Б Ш Л О И М А У Ч О И П О Е О Н А Ы
В К А О С Н Е Р К В И В М Т О Б Щ В Ч Ы Ц Н Е П В М И Т Б Е З
С Е Н А О В К С Е А В М Л Д Ж С К Н П М Ч С И Г Т А Ш П Б С
3. Показатель чистой работоспособности F вычисляем по формуле:
F = А * S,
где А — коэффициент точности внимания; S — число просмотренных знаков.
Вычислить показатели чистой работоспособности: за работу в целом; за работу по каждой минуте (F1, F2 … F10).
4. Приготовить сводную таблицу показателей А и F:
Показатели | Время (поминутно) | |||||||||
F | ||||||||||
А |
5. Начертить сравнительную диаграмму показателей А и F.
6. Если эксперимент носил групповой характер, составить сводные таблицы значений для всей группы; построить кривые распределения величин.
7. На основании сравнительного анализа количественных данных описать динамику устойчивости и распределения внимания.
Методика № 2. Исследование влияния прошлого опыта на способ решения задач (Методика Лачинса)[12., С. 142 - 145]
Цель: изучение проявления ригидности – пластичности мышления учащегося при решении арифметических задач.
Метод: эксперимент (индивидуальный).
Материал: бланк с 10 простыми арифметическими задачами. Испытуемые письменно решают задачи, начиная с первой.
Ригидность — это инертность, негибкость мышления, когда необходимо переключиться на новый способ решения задачи. Инертность мышления и связанная с нею тенденция к предпочтению репродуктивного, к избеганию ситуаций, в которых нужно искать новые решения — важный диагностический показатель и для определения типологических особенностей нервной системы (инертностьнервнойсистемы), и для диагностирования особенностей умственного развития ребенка.
Ход выполнения:
Перед выполнением задания экспериментатор обращается к детям со следующей инструкцией: «На бланке имеется десять задач, для решения которых требуется выполнить элементарные арифметические операции. Непосредственно па бланке записывайте их последовательно, примененных вами для решения каждой задачи (от 1 до 10). Время решения каждой задачи не более 2-х минут».
Задачи
1. Даны три сосуда — 37, 21 и 3 л; как отмерить ровно 10 л воды?
2. Даны три сосуда — 37, 24 и 2 л; как отмерить ровно 9 л воды?
3. Даны три сосуда — 39, 22 и 2 л; как отмерить ровно 13л воды?
4. Даны три сосуда — 38, 25 и 2 л; как отмерить ровно 9 л воды?
5. Даны три сосуда — 29, 14 и 2 л; как отмерить ровно 11 л воды?
6. Даны три сосуда — 28, 14 и 2 л; как отмерить ровно 10 л воды?
7. Даны три сосуда — 26, 10 и 3 л. как отмерить ровно 10 л воды?
8. Даны три сосуда — 27, 12 и 3 л, как отмерить ровно 9 л воды?
9. Даны три сосуда— 30, 12 и 3 л; как отмерить ровно 15л воды?
10. Даны три сосуда — 28, 7 и 5 л; как отмерить ровно 12л воды?
Анализ результатов:
Задачи 1—5 установочные. Они могут быть решены только путем последовательного вычитания обоих меньших чисел из большего. Например: 37 - 21 - 3 - 3 = 10 (первая задача) или 37- 24- 2 -2==9 (вторая задача) и др. Они имеют только одно решение сложным способом (т.е. решение их всегда рационально).
Критерием же рациональности решения задач 6—10 является использование минимального числа арифметических действий — двух, одного или никакого (т.е. сразу же дается ответ). Если испытуемый решает задачи именно сложным способом, то это свидетельствует о фиксации установки.
Эти задачи могут быть решены каким-нибудь другим, более простым способом. Задача 6 может быть решена таким образом: 14 — 2 — 2 = 10. Решение задачи 7 вообще не требует вычислений, так как для того, чтобы отмерить 10л воды, достаточно воспользоваться имеющимся сосудом в 10л.
Задача 8 допускает только одно решение: 12 — 3 = 9, не соответствующее сложившейся установке (испытуемые, решившие эту задачу, проявили пластичность мышления, не решившие – ригидность).
Задача 9 может быть решена и путем сложения: 12 + 3 = 15.
И, наконец, задача 10 допускает только одно, но иное, решение: 7+5=12, чем в 1—5задачах. Решение задач 9 и 10 сложным способом свидетельствует о прочности установки, усиливает вывод о ригидности мышления.