В психолого-педагогических исследованиях

Цель задания: расширение знаний студентов о методах педагогического исследования и изучения личности ученика, школьного класса, формирование умения наблюдать за поведением учащихся и педагогической деятельностью учителя.

Выполнение задания. Перед выполнением данного задания необходимо использовать содержащуюся в дневнике педагогической практики схему посадки учеников в классе. На одном уроке наблюдение проводится за поведением одного-двух учащихся. Посетив несколько уроков, студент-практикант охватывает наблюдением всех учеников класса. Во время наблюдения необходимо обратить внимание на следующие особенности поведения школьников:

• правильно ли рассажены на уроке;

• проявление внимания при объяснении учителем учебного материала;

• умение правильно обратиться к учителю с вопросом;

• умение правильно ответить на вопросы учителя.

Результаты наблюдений фиксируются в следующем исследовательском протоколе.

Протокол наблюдения за умением учащихся правильно

Вести себя на уроке

№ п/п Ф.И. учащего-ся Правильно сидит за столом Внимательно слушает объяснения учителя Не отвлекается при выполнении самостояте-льной работы Не выкрики-вает с места, а поднима- ет руку для ответа на вопросы учителя Отвечает на вопросы учителя полным ответом

Примечание. Результаты наблюдения отмечаются в протоколе знаком «+», если ученик правильно ведет себя на уроке.

Данные наблюдения, зафиксированные в протоколе, математически обрабатываются и оформляются в дневнике педагогической практики. Результаты наблюдения анализируются, и на основании этого делается вывод об умении школьников правильно вести себя на уроке.

Наблюдение за появлением различных видов самооценки школьника на уроке и во внеурочное время

Материал к организации наблюдения:

1. Критерии проявления видов самооценки.

2. Форма протокола

Критерии проявления видов самооценки.

Завышенная Заниженная Адекватная
Самоуверенность в поведении Неуверенность в ответе Общительность
Высокомерие Тревожность Уверенность в ответе
Вспыльчивость Замкнутость Контактность
Бестактность Боязнь общения Доброжелательность
Пренебрежение Нерешительность Решительность

*Примечание: Критерии проявления видов самооценки фиксировать в протоколе наблюдения: знаком «+» - проявляется,

знаком «-» - не проявляется.

Протокол наблюдения за проявлениями видов самооценки

Этапы урока Деятельность учителя Реакция учащихся Проявление видов самооценки у учащихся Анализ проявлений самооценки
Завышенная Заниженная Адекватная
             

Материал для анализа.

1. Адекватная самооценка- это (реальное, объективное) самооценка личностью своих возможностей. Она обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

2. Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной:

· Завышенные самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п.

· Занижение самооценки формирует робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др.

Методики психологического исследования

Методика № 1 Корректурная проба [12., С.128 – 130; 17., С. 47 – 50.]

Цель: исследование особенностей объема, распределения и концентрациивнимания.

Метод: эксперимент.

Материал: бланк и секундомер.

Ход выполнения задания: Испытуемого предупреждают, что предстоит проверка внимания. Дается следующая инструкция: «Вам следует просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо и вычеркивать, буквы «к» и «р». Вычеркивать нужно нот так (экспериментатор на примере первой строчки показывает, как вертикальной чертой следует вычеркивать буквы). Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать необходимые буквы как можно быстрее, но самое главное в этом задании — работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «к»и «р» не пропустить и ни одной лишней не вычеркнуть. По истечении каждой минуты по моей команде вам следует вертикальной чертой отметить то место, где вы работаете, и продолжать работу дальше».

Экспериментатор дает команду начать работу и включает секундомер. По прошествии каждой минуты экспериментатор дает команду поставить знак в том месте, где испытуемый в это время держит карандаш. Общая длительность эксперимента — 10 минут или две серии по 5 минут (с перерывом 5 минут).

Анализ результатов:

1. В результате эксперимента можно получить следующие данные:

· количество просмотренных знаков (букв) – показатель объёма внимания;

· количество правильно зачеркнутых знаков;

· количество пропущенных или неправильно зачеркнутых букв (учитывать вместе) – показатель концентрации внимания.

Эти данные далее также можно использовать для вычислений точности внимания и динамики работоспособности.

2. Коэффициент точности внимания вычисляем по формуле:

А = ___Е__ ,

Е + О

где Е— число правильно зачеркнутых знаков;

О — число пропущенных и неправильно зачеркнутых знаков.

Если испытуемый не допускает ни одного пропуска, коэффициент точности внимания будет равен единице; при наличии ошибок он всегда будет меньше единицы.

Вычислить коэффициенты точности внимания: за работу в целом, т.е. за 10 минут; за работу по каждой минуте в отдельности (А1, А1,….А10).

Бланк корректурной пробы

«___ »___________________ 200__ г.

(фамилия, имя, отчество) (возраст)

А К С Н В Е Р А М П А О Б А С З Е А Ю Р А Ц К А Ч П Ш А Ы Т

О В Р К А Н В С А Е Р Н Т Р О Н К С Ч О Д В И О Ц Ф О Т З О С

К А Н Е О С В Р А Е Т Г Ч К Л И А Ы З К Т Р К Я Б Д К П К Ш У

В Р Е С О А К В М Т А В Н Ш Л Ч В И Ц Ф В Д Б О Т В Е И С М В

Н С А К Р В О Ч Т Н У Ы П Л Б Н П М Н К О У Ч Л Ю Н Р А В Н Ф

Р В О Е С Н А Р Ч К Р Л Б К У В С Р Ф Ч З Х Р Е Л Ю Р С Р К И М

Е Н Р А Е Р С К В Ч Б Щ Д Р А Е П Т М И С Е М В Ш Е О Л Д Т Е

О С К В Н Е Р А О С В Ч Б Ш Л О И М А У Ч О И П О Е О Н А Ы

В К А О С Н Е Р К В И В М Т О Б Щ В Ч Ы Ц Н Е П В М И Т Б Е З

С Е Н А О В К С Е А В М Л Д Ж С К Н П М Ч С И Г Т А Ш П Б С

К О С Н А К С А Е В И Л К Ы Ч Б Щ Ж О Л К П М С Ч Е Г Ш К А

О В К Р Е Н Р Е С О Л Т И Н О П С О Ы О Д Ю И О З П С Ч Я И Е

А С К Р А С К О В Р А К В С И Н Е А Т Б О А Ц В К Р Н А И О Т

К А Н Е О С В Р А Е Т Г Ч К Л И А Ы З К Т Р К Я Б Д К П К Ш У

В Р Е С О А К В М Т А В Н Ш Л Ч В И Ц Ф В Д Б О Т В Е И С М В

Н С А К Р В О Ч Т Н У Ы П Л Б Н П М Н К О У Ч Л Ю Н Р А В Н Ф

Р В О Е С Н А Р Ч К Р Л Б К У В С Р Ф Ч З Х Р Е Л Ю Р С Р К И М

Е Н Р А Е Р С К В Ч Б Щ Д Р А Е П Т М И С Е М В Ш Е О Л Д Т Е

О С К В Н Е Р А О С В Ч Б Ш Л О И М А У Ч О И П О Е О Н А Ы

В К А О С Н Е Р К В И В М Т О Б Щ В Ч Ы Ц Н Е П В М И Т Б Е З

С Е Н А О В К С Е А В М Л Д Ж С К Н П М Ч С И Г Т А Ш П Б С

3. Показатель чистой работоспособности F вычисляем по формуле:

F = А * S,

где А — коэффициент точности внимания; S — число просмотренных знаков.

Вычислить показатели чистой работоспособности: за работу в целом; за работу по каждой минуте (F1, F2 … F10).

4. Приготовить сводную таблицу показателей А и F:

Показатели Время (поминутно)
F                    
А                    

5. Начертить сравнительную диаграмму показателей А и F.

6. Если эксперимент носил групповой характер, составить сводные таблицы значений для всей группы; построить кривые распределения величин.

7. На основании сравнительного анализа количественных данных описать динамику устойчивости и распределения внимания.

Методика № 2. Исследование влияния прошлого опыта на способ решения задач (Методика Лачинса)[12., С. 142 - 145]

Цель: изучение проявления ригидности – пластичности мышления учащегося при решении арифметических задач.

Метод: эксперимент (индивидуальный).

Материал: бланк с 10 простыми арифметическими задачами. Испытуемые письменно решают задачи, начиная с первой.

Ригидность — это инертность, негибкость мышления, когда необходимо переключиться на новый способ решения задачи. Инертность мышления и связанная с нею тенденция к предпочтению репродуктивного, к избеганию ситуаций, в которых нужно искать новые решения — важный диагностический показатель и для определения типологических особенностей нервной системы (инертностьнервнойсистемы), и для диагностирования особенностей умственного развития ребенка.

Ход выполнения:

Перед выполнением задания экспериментатор обращается к детям со следующей инструкцией: «На бланке имеется десять задач, для решения которых требуется выполнить элементарные арифметические операции. Непосредственно па бланке записывайте их последовательно, примененных вами для решения каждой задачи (от 1 до 10). Время решения каждой задачи не более 2-х минут».

Задачи

1. Даны три сосуда — 37, 21 и 3 л; как отмерить ровно 10 л воды?

2. Даны три сосуда — 37, 24 и 2 л; как отмерить ровно 9 л воды?

3. Даны три сосуда — 39, 22 и 2 л; как отмерить ровно 13л воды?

4. Даны три сосуда — 38, 25 и 2 л; как отмерить ровно 9 л воды?

5. Даны три сосуда — 29, 14 и 2 л; как отмерить ровно 11 л воды?

6. Даны три сосуда — 28, 14 и 2 л; как отмерить ровно 10 л воды?

7. Даны три сосуда — 26, 10 и 3 л. как отмерить ровно 10 л воды?

8. Даны три сосуда — 27, 12 и 3 л, как отмерить ровно 9 л воды?

9. Даны три сосуда— 30, 12 и 3 л; как отмерить ровно 15л воды?

10. Даны три сосуда — 28, 7 и 5 л; как отмерить ровно 12л воды?

Анализ результатов:

Задачи 1—5 установочные. Они могут быть решены только путем последовательного вычитания обоих меньших чисел из большего. Например: 37 - 21 - 3 - 3 = 10 (первая задача) или 37- 24- 2 -2==9 (вторая задача) и др. Они имеют только одно решение сложным способом (т.е. решение их всегда рационально).

Критерием же рациональности решения задач 6—10 является использование минимального числа арифметических действий — двух, одного или никакого (т.е. сразу же дается ответ). Если испытуемый решает задачи именно сложным способом, то это свидетельствует о фиксации установки.

Эти задачи могут быть решены каким-нибудь другим, более простым способом. Задача 6 может быть решена таким образом: 14 — 2 — 2 = 10. Решение задачи 7 вообще не требует вычислений, так как для того, чтобы отмерить 10л воды, достаточно воспользоваться имеющимся сосудом в 10л.

Задача 8 допускает только одно решение: 12 — 3 = 9, не соответствующее сложившейся установке (испытуемые, решившие эту задачу, проявили пластичность мышления, не решившие – ригидность).

Задача 9 может быть решена и путем сложения: 12 + 3 = 15.

И, наконец, задача 10 допускает только одно, но иное, решение: 7+5=12, чем в 1—5задачах. Решение задач 9 и 10 сложным способом свидетельствует о прочности установки, усиливает вывод о ригидности мышления.

Наши рекомендации