ОПРОСНЫЙ ЛИСТ Для психологической характеристики профессий Отто Липмана
(Платонов К. К. Вопросы психологии труда. — М., 1970. — С. 228—237).
Инструкция.Внимательно прочтите сначала один или два раза весь опросный лист и уже затем приступите к его заполнению.
На каждый вопрос необходимо давать три ответа при помощи цифр.
I. Является ли данное качество необходимым для хорошей работы в
данной профессии или специальности?
совершенно необходимым — 2,
желательным — 1,
безразличным — 0.
II. Нужно ли данное качество при работе в данной профессии или
специальности?
всегда — 2,
иногда — 1,
никогда — 0.
III. Возможно ли развитие и усовершенствование этого качества с
возрастом или путем профессионального образования?
в высокой степени — 2,
в слабой степени — 1,
совершенно невозможно — 0.
Для профессии летчика-наблюдателя на вопрос 86 «Величайшее напряжение внимания» следует ответить: 2, 1, 1, так как это качество совершенно необходимо (2), встречается иногда, например во время воздушного боя (1), поддается развитию, но в слабой степени (1). Если качество является очень желательным, в графе «Примечания» следует дать описание соответствующих профессиональных ситуаций или действий, где оно необходимо. Рекомендуется не ставить прочерк, а пользоваться баллами (2, 1, 0). Если для характеристики профессии необходимо упомянуть о качествах, не приведенных в листе, то следует сделать это в конце списка вопросов.
Прочитайте вопрос по каждому пункту опросника и оцените указанное свойство, умение1.
№ п/п | Вопросы | Ответы | Примечания | ||
I | II | III | |||
Восприятие, быстрое узнавание | |||||
не бросающихся в глаза, слабо осве- | |||||
щенных или отдаленных предметов | |||||
Восприятие, быстрое узнавание и раз- | При провер- | ||||
личение тихих или разнообразных шумов | ке работы | ||||
мотора, при | |||||
планирова- | |||||
нии |
1 В качестве иллюстрации опросник заполнен для профессии летчика-наблюдателя.
Продолжение приложения $•_
№ п/п | Вопросы | Ответы | Примечания | ||
I | II | III | |||
Восприятие, быстрое узнавание и раз- | Проверка | ||||
личение ритмов | работы | ||||
мотора | |||||
Восприятие, быстрое узнавание и раз- | |||||
личение запахов | |||||
Восприятие, быстрое узнавание и раз- | |||||
личение вкусовых ощущений | |||||
Быстро замечать разницу в температуре | |||||
Быстро замечать колебания атмосфер- | Определя- | ||||
ного давления | ется по | ||||
приборам | |||||
Быстро замечать разницу в весе | |||||
Быстро распознавать разницу во влаж- | |||||
ности | |||||
Замечать незначительную шероховатость | |||||
с помощью осязания | |||||
Различать разные степени гладкости | |||||
и неровности | |||||
Различать с помощью осязания толщину | |||||
разных предметов (например, ниток, | |||||
картона) | |||||
Различать с помощью осязания степень | |||||
твердости или гибкости (картона, ме- | |||||
талла и пр.) | |||||
Быстро узнавать или сравнивать различ- | Натяжение | ||||
ные степени сопротивления или давле- | тросов на | ||||
ния | рычаг упра- | ||||
вления | |||||
Узнавать или различать основные цвета | При сигна- | ||||
лах | |||||
Узнавать и различать даже незначи- | |||||
тельные оттенки степени света | |||||
Оценка больших промежутков времени | |||||
(дни, недели, месяцы) | |||||
Оценка коротких промежутков времени | |||||
(с, мин) | |||||
Оценка больших расстояний (сажень, | |||||
верста) | |||||
Оценка и различение скорости и напра- | Воздушный | ||||
вления движения движущихся предметов | бой, посадка |
Продолжение приложения 2
№ п/п | Вопросы | Ответы | Примечания | ||
I | И | III | |||
Оценка ускоренных движений | Подъем | ||||
самолета | |||||
Оценка замедленных движений | Посадка | ||||
Оценка пространственного соотношения | |||||
предметов | |||||
Оценка и сравнение на глаз небольших | |||||
расстояний (см, мм) | |||||
Оценка и сравнение длин и величин, | При спуске | ||||
особенно при различном положении | |||||
сравниваемых предметов или при раз- | |||||
личном расстоянии, или при неодина- | |||||
ковом либо меняющемся положении | |||||
наблюдателя | |||||
Оценка углов, особенно прямых | |||||
Быстро узнавать небольшие отклонения | |||||
от предписанной формы (круг, прямой | |||||
угол, квадрат, параллельность двух | |||||
линий) | |||||
Быстро узнавать небольшую разницу | |||||
в форме, величине, расположении | |||||
(сортировка) | |||||
Оценка и сравнение на ощупь неболь- | |||||
ших расстояний | |||||
Сравнение расстояний, воспринятых | |||||
путем зрения и осязания | |||||
Находить зрительно воспринятую точку | |||||
в пространстве (дыру) посредством не- | |||||
видимого глазом движения (нащупы- | |||||
вания) | |||||
Узнавать направление, откуда исходит | |||||
звук | |||||
Быстро узнавать небольшие отклоне- | Планиро- | ||||
ния в высоте тембра, тона, силе или | вание | ||||
ритме звука | |||||
Быстро узнавать зрительные впечатления | |||||
Быстро и правильно читать | |||||
Быстро и правильно восполнять не- | |||||
полные впечатления | |||||
Разбираться в неясном почерке |
Продолжение приложения 2
№ п/п | Вопросы | Ответы | Примечания | ||
I | II | III | |||
Понимать неясное произношение | |||||
Точно и наглядно представлять себе | Различать | ||||
предметы и их части (черчение в уме, | системы | ||||
конструктивная фантазия) | самолета | ||||
Понимать строение и работу машин | |||||
Пространственно представлять нари- | Контуры | ||||
сованные предметы и представлять | самолетов | ||||
себе проекцию на плоскость и разрез | |||||
пространственных предметов | |||||
Быстро и верно запечатлевать про- | |||||
странственные соотношения | |||||
Уверенно запечатлевать путем немно- | Во время | ||||
гих повторений известную связь между | боевых | ||||
явлениями | действий | ||||
Способность запоминать большие цита- | |||||
ты и целиком их повторять | |||||
Уверенность при немедленном повто- | |||||
рении только что прочитанного | |||||
Уверенность при немедленном повто- | |||||
рении только что услышанного | |||||
Быстро вспоминать заученное на память | |||||
Точное и продолжительное воспомина- | |||||
ние о положениях, пережитых один раз | |||||
или редко | |||||
Точное и продолжительное воспомина- | |||||
ние о местах и путях, виденных один | |||||
раз или редко | |||||
Точное и продолжительное воспоми- | |||||
нание о людях, виденных один раз | |||||
или редко | |||||
Точная и продолжительная память | |||||
на слова (фамилии), слышанные или | |||||
виденные один раз или редко | |||||
Точная и продолжительная память | |||||
на числа, слышанные или виденные | |||||
один раз или редко | |||||
Точно и уверенно узнавать предметы | |||||
по их форме и величине | |||||
Правильно писать | |||||
Выполнять грубые и сильные движения |
Продолжение приложения 2
№ п/п | Вопросы | Ответы | Примечания | ||
I | II | III | |||
Выполнять малые и ловкие движения, | |||||
точно разделять малые (пальцев), уве- | |||||
ренно и спокойно выполнять предпи- | |||||
санные малые движения, особенно | |||||
правильно их направлять | |||||
Красивый и разборчивый почерк | |||||
Точно соразмерять движения, особенно | |||||
их силу (как, например, при работе мо- | |||||
лотом или при выдувании) | |||||
Уверенное и правильное выполнение | |||||
широких движений (руки) в отношении | |||||
направления и величины (например, | |||||
прицел) | |||||
Частое и быстрое повторение одного | |||||
и того же движения в течение долгого | |||||
времени (как при пилении) | |||||
Частая и быстрая смена движений од- | |||||
ной и той же конечности (руки, ноги) | |||||
Приноравливать темп собственных дви- | |||||
жений к данному постоянному темпу | |||||
(например, машины) | |||||
Приноравливать темп собственных дви- | |||||
жений к данному имеющемуся темпу | |||||
Способность при особых обстоятель- | |||||
ствах ускорять темп работы | |||||
Соединять в группы часто повторяю- | |||||
щуюся последовательность различных | |||||
движений (общий импульс) | |||||
Быстро отвечать на различные впечат- | Полет | ||||
ления собственными различными дви- | |||||
жениями | |||||
Очень быстро и уверенно выбирать | |||||
между движениями, возможными | |||||
в определенном случае (присутствие | |||||
духа) | |||||
Быстро отвечать на неожиданное зри- | При обуче- | ||||
тельное восприятие определенными | нии | ||||
предписанными движениями | |||||
Быстро выполнять определенные пред- | |||||
писанные движения в определенной | |||||
фазе работы |
Продолжение приложения 2
№ п/п | Вопросы | Ответы | Примечания | ||
I | II | III | |||
Быстро отвечать на неожиданное слу- | |||||
ховое восприятие определенным движе- | |||||
нием | |||||
Быстро отвечать на неожиданное вос- | Полет | ||||
приятие (осязательное или сопротивле- | в облаках, | ||||
ние) определенным предписанным | штопор и | ||||
движением | прочие | ||||
фигуры | |||||
Быстро отвечать на неожиданное нару- | Нарушение | ||||
шение равновесия определенными | равновесия | ||||
предписанными движениями | определяет- | ||||
ся только | |||||
зрением | |||||
Быстро узнавать и различать неожидан- | В облаках | ||||
ные перемены в ритме движения, быст- | |||||
ро отвечать на эти перемены опреде- | |||||
ленными предписанными движениями | |||||
Одновременно выполнять различными | В полете | ||||
конечностями (руками, ногами) разно- | |||||
го рода работу | |||||
Быстрая смена различных деятельностей | В полете | ||||
разных конечностей | |||||
Высокая степень упражняемости в раз- | |||||
ного рода движениях и их смене | |||||
Способность долгое время сохранять | |||||
непрерывное внимание к работе, | |||||
не уставая заметно и не понижая внима- | |||||
ния вследствие утомления | |||||
Долго переносить голод и жажду, | |||||
не истощаясь | |||||
Способность противостоять влиянию | |||||
погоды или нечувствительность к этому | |||||
влиянию | |||||
Подавление сонливости | |||||
Смена дневной и ночной работы | |||||
Продолжительное равномерное наблю- | При коррек- | ||||
дение за одним предметом | тировке | ||||
Продолжительное равномерное наблю- | |||||
дение за несколькими предметами по- | |||||
средством одного и того же органа | |||||
чувств (например, за различными ма- |
Продолжение приложения 2
№ и/п | Вопросы | Ответы | Примечания | ||
I | И | III | |||
шинами или за различными частями | |||||
одной и той же работы | |||||
Одновременно наблюдать различными | |||||
органами чувств (глаз, ухо), быстро от- | |||||
вечать на раздражение одного органа, | |||||
не понижая внимания к ощущениям | |||||
другого органа | |||||
Устанавливать внимание на определен- | |||||
ные повторяющиеся периоды рабочего | |||||
процесса | |||||
Величайшее напряжение внимания в | При совер- | ||||
определенные моменты | шении фи- | ||||
гур, ночной | |||||
бой | |||||
Быстро менять направление внимания, | |||||
готовность воспринимать все новые | |||||
ощущения | |||||
Способность не ослаблять внимания | |||||
(способность к этому) под влиянием | |||||
испуга или неожиданных впечатлений | |||||
Не ослаблять внимания в присутствии | |||||
лиц другого пола | |||||
Способность делать наблюдения без | |||||
того, чтобы сознательно и произвольно | |||||
направлять на них внимание | |||||
Переносить неприятные впечатления | |||||
(дурной запах, шум, грязь и пр.) | |||||
Способность переносить мелкие непри- | |||||
ятные ощущения (холодная вода, ожог, | |||||
царапина, удар электрического тока | |||||
и пр.) без потрясения | |||||
Однообразная работа | |||||
Работать не по схеме, самостоятельно | |||||
вносить изменения | |||||
Тщательно выполнять привычную работу | |||||
Изобретение известных приемов для | |||||
облегчения или ускорения предписанной | |||||
работы | |||||
Часто менять работу, не теряя лишнего | |||||
времени на приноравливание к новой | |||||
работе |
Продолжение приложения 2
№ п/п | Вопросы | Ответы | Примечания | ||
I | II | III | |||
Быстро приспосабливаться к новым | |||||
и непривычным требованиям | |||||
Соревнование | |||||
Совместная и дружная работа в общем | |||||
помещении | |||||
Долгое пребывание в одиночку и отсут- | |||||
ствие возможности общения с людьми | |||||
Согласование своей работы с другими | |||||
(товарищество) | |||||
Военная дисциплина | |||||
Работа более головой, чем мускулами, | |||||
напряжение ума, внимания | |||||
Самостоятельно думать и распоряжаться, | |||||
целесообразно распределять отдельные | |||||
фазы работы по месту и времени | |||||
Быстро принимать решение при изме- | |||||
нении положения | |||||
Совершать также опасную работу | |||||
Постоянство, некапризность, незави- | |||||
симость от настроения | |||||
Осторожность | |||||
Порядок, старательность, чистота | |||||
Терпение, способность медленно и | |||||
верно двигаться к цели | |||||
Приказывать | |||||
ИЗ | Энергичность, способность оживлять | ||||
работу и побуждать к ней, сообщая | |||||
другим свою волю | |||||
Умение обращаться с подчиненными, | |||||
быть с ними справедливыми | |||||
Тактичность, умение обращаться с людь- | |||||
ми различного общественного положе- | |||||
ния, характера и пр. | |||||
Повиноваться, в точности выполнять | |||||
предписания | |||||
Добросовестность, чувство долга, ис- | |||||
полнительность | |||||
Способность не давать мешать себе ра- | |||||
ботать даже лицам начальствующим | |||||
или опасным |
Продолжение приложения 2
№ п/п | Вопросы | Ответы | Примечания | ||
I | II | III | |||
Ответственность, способность занимать | |||||
ответственную должность | |||||
Абсолютная честность, свойство не со- | |||||
блазняться доверенными чужими веща- | |||||
ми или деньгами | |||||
Умение молчать | |||||
Всегда ровный и приятный характер | |||||
Самостоятельная организация, целесо- | |||||
образное распределение работы между | |||||
отдельными лицами | |||||
Самостоятельное комбинирование, | |||||
способность разбираться в фазах про- | |||||
цесса производства и отдельных частях | |||||
фабрики и их взаимном соотношении | |||||
Критическое отношение к своей работе | |||||
Критическое отношение к чужой работе | |||||
Быстро замечать и поправлять ошибоч- | |||||
ные впечатления | |||||
Быстрый и уверенный письменный счет | |||||
Быстрый и уверенный счет в уме | |||||
Умение выражаться письменно | |||||
Умение выражаться устно | |||||
Умение чертить | |||||
Умение рисовать | |||||
Хороший стиль | |||||
Выразительная мимика | |||||
Коротко и ясно спрашивать | |||||
Коротко и ясно отвечать | |||||
Способность подробно описывать | |||||
предмет или приспособление | |||||
Способность показывать что-нибудь | |||||
в разных видах и пояснять | |||||
Способность влиять на людей | |||||
Понимание абстракции | |||||
Малая внушаемость, способность | |||||
не поддаваться влиянию | |||||
Подражание чужой деятельности | |||||
Копировать чертежи | |||||
Копировать рисунки |
-
ПРИМЕР СОСТАВЛЕНИЯ «АНАЛИТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИОГРАММЫ» — ОПИСАНИЕ РАБОТЫ ОПЕРАТОРА ПЕЙДЖИНГОВОЙ КОМПАНИИ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ОДНОГО КЛИЕНТА
Технологическая характеристика трудовых процессов | Психологическая характеристика трудовых действий работника | ||||
Этап работы | Технологические операции (заданные цели) | Нормативные требования к исполнению | Процесс выполнения действий субъектом труда (профессиональное поведение) | Вид выполняемых психологических действий и операций | Психологическая характеристика действий. Предполагаемые ПВК |
Прием сообщения | Услышать вызов клиента | Работа в режиме ожидания. Готовность и распознавание обращения клиента | Услышать, распознать через наушники голос клиента | Перцептивное действие | Слуховое восприятие. ПВК— нормальная острота слуха, концентрация внимания на сообщении |
Начало общения с клиентом, приветствие клиента | Произнести фразы, заданные в инструкции. Цель — побуждение к общению в заданном режиме | Информировать клиента о начале связи с ним с помощью устной речи | Коммуникативное действие | Речевое взаимодействие. ПВК— четкая дикция; умение поддерживать контакт с разными клиентами; подвижность нервной системы |
Окончание приложения 3 | |||||
Технологическая характеристика трудовых процессов | Психологическая характеристика трудовых действий работника | ||||
Выяснить суть | Выслушать и | Выяснить суть | Действия: пер- | ПВК — слуховое восприя- | |
сообщения | правильно понять | сообщения из | цептивное, сло- | тие; словесно-логический | |
сообщение кли- | потока речи кли- | весно-логическое | интеллект (способность вы- | ||
ента, повторить | ента, проговорить | (мысленное уточ- | членить или уточнить текст | ||
его вслух (чтобы | полученный текст | нение формули- | сообщения, распознать не- | ||
клиент убедился в | сообщения, со- | ровки сообще- | разборчивую речь); социаль- | ||
том, что сообще- | храняя вежли- | ния); мнемиче- | ный интеллект; кратковре- | ||