Структурно-логические схемы: «Сенсорные эталоны», «Развитие видов памяти»; «Развитие внимания дошкольника»; «Развитие видов мышления».
4 Таблицы: «Психологический механизм познавательной деятельности»; «Развитие действий восприятия».
5 Дидактические игры для развития сенсорики, мышления, внимания, памяти.
6 Результаты детского творчества: рисунки, рассказы, стихи; наглядные модели, используемые в образовательном процессе ДОО.
Модуль 5 Развитие личности дошкольника
Кол-во часов на раздел (модуль) – 23.
Учебные цели: Сформировать у студентов представление о начальных этапах развития личности, об особенностях личностных проявлений, развивать способность, разрабатывать индивидуальную траекторию личностного развития ребенка с учетом особенностей его развития, обеспечить владение методами изучения и психологической коррекции негативных личностных образований.
Лекция
Тема 5.1 Формирование самооценки и «образа Я» – 1ч.
План.
1 Развитие представлений о себе у детей дошкольного возраста. Формирование образа Я.
2 Основные направления развития самосознания у дошкольников:
– самооценка;
– осознание себя во времени.
3 Влияние завышенной и заниженной самооценки на развитие личности.
Литература.
Раздел 2.1: 1,2,4,9,10; Раздел 2.2:9,27,31,33.
Информационное сопровождение.
1 Выставка литературы по развитию личности в дошкольном возрасте.
2 Мультимедийная презентация «Формирование образа Я».
Практическое занятие – семинар
Тема 5.3 Развитие эмоциональной сферы – 1ч.
План.
1 Значение эмоций в психическом развитии детей.
2 Особенности эмоциональной сферы дошкольника.
3 Виды чувств и их развитие.
4 Личностный аспект развития эмоций.
Литература.
Раздел 2.1: 1,2,4,9,10; Раздел 2.2:9,27,31,33.
Информационное сопровождение.
1 Таблица «Характеристика личностных комплексов».
2 Мультимедийная презентация «Особенности эмоциональной сферы дошкольника».
Самостоятельная работа 21ч.
Темы | Изучаемые вопросы | Кол часов | Формы работы | Методическое обеспечение | Форма отчет ности |
Формирование самооценки и «образа Я | Основные направления развития самосознания у дошкольников: – самооценка; – осознание себя во времени. | Составить таблицу «Развитие самооценки» | Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избранные психологические труды. – М., 1980. – т. 2. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. – М.: Прогресс, 1989. * Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. * Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. – М., 1992. * | Письменная работа | |
Развитие личностных механизмов поведения | Развитие волевого поведения дошкольника | 1 Подготовить материалы в портфолиум для педагогической практики: набор игр и упражнений по развитию волевых устремлений дошкольников. 2 Составить структурно-логическую схему «От волевых к импульсивным действиям». | Волков Б.С. Волкова Н.В. Детская психология в задачах и ответах. – М.:2009. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учеб. пособие для вузов. – М.: Форум, 2011. Психология воспитания. / Под ред. В.А. Петровского. – М., 2003. | Письменная работа | |
Развитие эмоциональной сферы | Экспрессия эмоций | 1 Составить таблицу «Внешнее выражение эмоций» 2 Подготовить материалы в портфолиум для педагогической практики: набор упражнений по снятию отрицательных эмоциональных состояний дошкольников (комплекс психогимнастики). | Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. - СПб., 2010. Каменская В.Г., Томанов Л.В., Драганова О.А. Психодиагностика ребёнка: Учебник / В.Г. Каменская, Л.В. Томанов, О.А. Драганова. – М., 2011. Колесникова Г.И. Справочник детского психолога / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д., 2010. | Письменная работа Выступление на семинаре | |
Развитие нравственного сознания и характера | Формирование моральных понятий Усвоение моральных эталонов. Развитие действенности нравственных представлений | 1 Составить перечень исследований по нравственному развитию детей | Захарова Ю.А. Энциклопедия детских проблем. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. – М., 1992. Фрейд А. Введение в детский психоанализ. – Минск: Попурри,2010. Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В.Бурменской. – М.,1996. * | Письменная работа | |
Детская индивидуальность | Индивидуально-личностные особенности ребенка Проявления индивидуальности: темперамент, характер, способности. Характеристика детей с разными типами темперамента. | Структурно-логическая схема «Проявления детской индивидуальности». Мультимедийная презентация «Детская индивидуальность». | Волков Б.С. Волкова Н.В. Детская психология в задачах и ответах. – М.:2009. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. Пэлфри Дж., Гассер У. Дети цифровой эры / Пер. с англ. /Дж. Пэлфри, У. Гассер. - М., 2011.Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учеб. пособие для вузов. – М.: Форум, 2011. Колесникова Г.И. Справочник детского психолога / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д., 2010. | Письменная работа |
Контрольные вопросы и задания по модулю
1 Раскройте логическую модель социальной ситуации развития дошкольника.
2 Назовите особенности развития самосознания.
3 Раскройте новообразования, связанные с мотивационной сферой дошкольника.
4 Чем обусловлены особенности протекания чувств у дошкольников?
5 Используя метод изучения продуктов деятельности, проанализируйте рисунки детей, в которых отражается смысл эмоционального отношения к жизненным ситуациям.
6 Выявите основные мотивы, побуждающие ребенка осуществлять волевое поведение.
7 Перечислите особенности развития самосознания дошкольника.
8 Какое значение для развития имеет самооценка?
9 Какую роль играет заниженная самооценка ребенка в его развитии?
10 Какой подход должен быть к ребенку с заниженной самооценкой?
11 Как самооценка может быть связана с уровнем притязания?
12 В каком возрасте появляется адекватная самооценка?
13 Как связано осознание себя во времени с самосознанием?
14 Как можно удовлетворить потребность ребенка в осознании своего прошлого?
15 Почему взрослый может оценивать только деятельность и поведение ребенка, но не личность?
16 С какого возраста можно адекватно оценивать деятельность ребенка?
17 Почему результаты деятельности младшего дошкольника можно оценивать только положительно?
18 Назовите диагностические методики изучения самооценки и уровня притязаний.
19 Когда возникает критическое отношение к оценке взрослого? C чем это связано?
20 Что такое личностные механизмы поведения и в чем они проявляются?
21 В чем заключается качественное своеобразие в развитии воли и произвольности в онтогенезе?
22 Почему ролевую игру называют школой произвольного поведения?
23 Как происходит формирование этических инстанций в дошкольном возрасте?
24 Раскройте содержание этапов становления социальных и нравственных чувств в дошкольном возрасте.
25 В чем заключается объектное и субъектное начало самосознания?
26 Как связаны самосознание и отношение к другому на разных этапах дошкольного детства?
27 Почему отрицательные эмоции влияют на психическое здоровье ребенка и вызывают личностные комплексы?
28 Как ребенок усваивает «язык чувств»? Какое это имеет значение?
29 Назовите проявление индивидуальности детей?
30 Обоснуйте подход к возбудимому, медлительному, подвижному ребенку и ребенку со слабым типом нервной системы.
31 Назовите ученых – исследователей в области развития детских способностей.
32 С чем связана трудновоспитуемость ребенка в конце дошкольного детства?
Примеры заданий итогового контроля
1 Установите последовательность изменения форм общения на протяжении дошкольного возраста:
а) эмоционально-практическая;
б) ситуативно-деловая;
в) внеситуативно-личностная;
г) внеситуативно-познавательная;
2 Назовите ученого, внесшего значительный вклад в разработку теории общения детей дошкольного возраста:
а) Поддъяков Н.Н.;
б) Дьяченко О.М.;
в) Лисина М.И.;
г) Люблинская А.А.
3 Произвольное поведение характерно для ребенка:
а) среднего дошкольного возраста;
б) старшего дошкольного возраста;
в) раннего возраста;
г) младшего дошкольного возраста.
4 Эгоцентрическая речь не выполняет следующие функции (по Выготскому Л.С.):
а) осмысление ситуации;
б) сопровождение детской активности;
в) средство мышления;
г) уход в собственный внутренний мир.
5 Определите личностные механизмы поведения дошкольника:
а) соподчинение мотивов;
б) чувства и эмоции;
в) желание понравиться другим;
г) подражание.
6 Индивидуальность ребенка проявляется в:
а) поведении;
б) особенностях деятельности;
в) усвоении моральных норм;
г) физических возможностях ребенка.
Терминологический минимум
Самосознание; Я - концепция; самодостаточность; самооценка; самоконтроль; потребность в самоактуализации; половая идентификация; внутренняя позиция; автономность.
Мотивация поведения; притязание на признание; иерархия мотивов; соподчинение мотивов; волевые устремления; произвольность; импульсивные действия; целенаправленность.
Эмоциональность; заражаемость; интеллектуализация чувств; социальные чувства; язык чувств (экспрессия); эмоциональное предвосхищение; эмоциогенная среда; эмоциональное благополучие; эмоциональные состояния; личностные комплексы; аутизм; агрессия; тревожность; фобии; комплекс неполноценности; эмоциональная холодность.;
Моральные нормы; моральные эталоны;этические инстанции; морально-нравственное развитие; моральное сознание; моральная саморегуляция; этические оценки; полярные моральные эталоны; моральные понятия и суждения; ассертивность; нравственные качества; толерантность.
Индивидуальность; темперамент; свойства нервных процессов; возбудимость; сензитивность нервной системы; акцентуации характера; экстравертированность; интровертированность; нейротизм; неврозы; задатки; одаренные дети; интеллектуальная одаренность; художественная одаренность.
Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля
1 Мультимедийные презентации:
«Формирование образа Я»;
«Особенности эмоциональной сферы дошкольника»;
«Детская индивидуальность»;
«Мотивы поведения в дошкольном возрасте».
2 Выставка литературы по развитию личности в дошкольном возрасте.
3 Структурно-логическая схемы «Проявления детской индивидуальности».
4 Таблицы: «Становление этапов волевого действия у детей дошкольного возраста», «Характеристика личностных комплексов».
5 Стимульный материал к диагностическим методикам. Детские рисунки (результат диагностического обследования детей).