Контрольная работа (рубежный контроль)

Тема: Психическое развитие в периоды взрослости и старости

Вопросы к контрольной работе:

1. Возрастные кризисы взрослости, их психологический смысл.

2. Основные задачи развития в период взрослости.

3. Физическое, когнитивное и психосоциальное развитие в период взрослости.

4. Старческий возраст и виды старости.

5. Психосоциальные аспекты старения.

6. Новообразования периода взрослости и старости.

7. Факторы, определяющие поведение в старости (половые индивидуальные особенности; материальное благосостояние; утрата близких и одиночество; сознание конечности существования).

Дополнительные вопросы и задания

1. Опишите морфо-функциональные изменения, связанные с процессом старения.

2. Какое значение имеют хронические болезни в период старости?

3. В чем суть теорий старения?

4. Какие когнитивные изменения происходят в период старения?

5. Является ли ухудшение познавательной способности неотъемлемой частью процесса старения?

6. Что делает человека мудрым?

7. М.М. Бахтин отмечал, что старость – один из самых парадоксальных и противоречивых периодов жизни. Прокомментируйте это мнение.

Терминологический минимум к блоку IV:

Развитие, акмеология, геронтология, созревание, генеративность, рост, социальная ситуация развития, психологический возраст, новообразование, кризис, депривация.

Представить следующие письменные работы: эссе «Старость как социальная проблема».

Литература

1. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. – М., 1998.

2. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000. – С. 743-825.

3. Психология человека от рождения до смерти // Под ред. А.А. Реана. – М., – СПб., 2001. – С. 546-614.

4. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений / Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2001.

5. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001.

Индивидуальная работа и Вариативные задания

Тема 1: Развитие эмоциональной и мотивационной сферы в раннем возрасте.

Вопросы для самоконтроля:

1. Основные тенденции развития эмоциональной сферы в раннем возрасте.

2. Можно ли говорить о развитии социальных эмоций у ребенка раннего возраста? Докажите свою мысль.

3. Понятие эмпатии. В чем проявляются эмпатические реакции у детей раннего возраста?

4. Как проявляется чувство юмора и моральные чувства в конце раннего возраста?

5. Какие отрицательные эмоции проявляются в раннем детстве?

6. Эмоциональные нарушения и причины их появления у детей раннего возраста.

7. Что вы понимаете под «потребностью», «мотивом» и «мотивацией»?

8. Ведущий мотив в психическом развитии ребенка раннего возраста ( М.И. Лисина, Л.И. Божович).

9. В чем суть потребностей в аффилиации, в безопасности и в достижении на ранних этапах онтогенеза?

10. Как влияет депривация на эмоциональную и мотивационную сферы ребенка?

Литература

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб., 1998. – С. 134-182.

2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990. – С. 66-79.

3. Выготский Л.С. Раннее детство. Сбор. соч. в 6-и томах. Т. 4. – М., 1984. – С. 340.

4. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов. – М., 1998. – С. 51-112.

5. Прихожан А.И., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М., 1991. – С. 30 – 47, 91 – 141.

6. Психология человека от рождения до смерти /Под ред. А.А. Реана. – М., – СПб., 2001. – С. 114-133.

7. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками. // Психология дошкольника. Хрестоматия. / Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 1998. – С. 6-25.

8. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / Вопросы психологии. – № 4. – 1997.

Тема 2: Сенсорное воспитание и его значение для психического развития ребенка.

Вопросы для самоконтроля:

1. Логика развития действий восприятия на ранних этапах онтогенеза.

2. Особенности обучения сенсорным действиям ребенка раннего возраста.

3. Усвоение сенсорных эталонов дошкольниками.

5. Суть и значение сенсорного воспитания для психического развития дошкольника.

Литература

1. Запорожец А.В. Развитие восприятия / Психология действия. – М. – Воронеж, 2000. – С. 88-154.

2. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М., 1998. – С. 141-153.

3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1996. – С. 145-157.

Тема 3. Аспекты развития личности дошкольника

Вопросы для самоконтроля:

1. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте.

2. Эмоциональные нарушения (страхи) и эмоциональное неблагополучие в дошкольном возрасте.

3. Особенности свойств темперамента дошкольника и их учет в воспитательно-образовательной работе.

4. Развитие способностей в дошкольном возрасте. Условия развития способностей дошкольника.

Литература

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб., 1998. – С. 206-214.

2. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов. – М., 1998. – С. 190-235.

3. Психология человека от рождения до смерти // Под ред. А.А. Реана. – М., – СПб., 2001. – С. 198-203.

4. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1996. – С. 254-264, 281-286, 291-299.

Тема 4: Адаптация к школе и трудности обучения

Вопросы для самоконтроля:

1. Психологическая характеристика трудностей обучения в начальной школе.

2. Кризис 7-и лет и трудности обучения в начальной школе.

3. Процесс адаптации ребенка к обучению в школе.

4. Руководство адаптацией первоклассников к обучению со стороны родителей и учителей.

Основная литература

1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика. – М., 1991. – С. 9-26, 58-68, 112-164.

2. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – МГУ, 1990. – С. 46-62.

3. Воронова А.А. Случаи школьной дезадаптации // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. – М., 1998. – С. 294-304.

Дополнительная литература

1. Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассника к школе. // Начальная школа, 1996. № 7.

2. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000. – С. 62-75, 97-103.

Практическое задание

Решить тестовые задачи в сб. «Возрастная психология: материалы текущего контроля» \ Сост. Л.Г. Бортникова, стр. 36-38.

Тема 4. Развитие мышления в детском возрасте.

Вопросы для самоконтроля: !!!!!!!

Наши рекомендации