Объяснение классификации ответов
I.1. В ответе рука представлена как объясняющая что-то с помощью жеста. Подчеркивается момент коммуникации. Ответ не содержит каких-либо моментов, свидетельствующих о том, что-рука активно влияет на другое лицо, поэтому данный ответ относится к категории «Com»,а не «Dir»,
II. 1. Этот ответ является очевидным примером категории «F».
2. Этот ответ - очевидный пример категории «Dir».
3. Этот ответ является альтернативным ответом, так как начинается словом «или»
Все альтернативные ответы подсчитываются раздельно в том случае, если стимул подсказывает альтернативные ассоциации. Если замечания, следующие за «или», являются объяснением предыдущего ответа, то они не подсчитываются раздельно. В данном случае у пациента возникли две отдельные ассоциации; «дает приказ» и «высказывает ультиматум». Этот ответ относится к категории «Dir».
4. Этот ответ довольно сложно отнести к какой-либо категории. Обследуемый говорит: «Большой палец жесткий». В определенном смысле - это описание «Dee»,Однако ответ предполагает определенную энергетическую установку и поэтому под-считывается по категории «Pas».
III.1. Этот ответ - очевидный пример категории «Agg».
2. Этот ответ - очевидный пример категории «Dir».
3. Этот ответ - очевидный пример категории «Com».
4. Очевидный пример категории «Dir».
5. Очевидный пример категории «Dir».
IV. 1. Это яркий пример ответов, в которых субъект считает, что другие люди должны тратить на него время и уделять ему внимание. Выполнение просьбы о милостыне зависит от благожелательного отношения других людей, поэтому данный ответ рассчитывается по категории «Dep».
2. Очевидный пример категории «Aff».
V. 1. Этот безличный ответ является очевидным примером категории «Pas»,
VI. 1.Это очевидный примар категории «Com»
2. Вначала чаловак дал отаат: «Можэт быть рассержен, рука сжата», который можно было классифицировать по категории «Тэп», но сразу жа последовало продолжение- «Можэт ударить кого-нибудь», поэтому ответ оценивается по категории «Agg».
VII. 1. Замечание обследуемого «но вэдьдля пожатия не протягивают лэвую руку» затрудняет классификацию ответа (так же трудно бывает классифицировать ответы, содержащие отрицание). Данное замечание является отрицанием аффективного импульса, что можэт свидетельствовать о неспособности обследуемого проявлять привязанность, за исключением техслучаев, когда поведение других людей соответствует принятым правилам- Ответ был отнесен к категории «Aff». Это решение было принято на основании эмпирических данных, отражающих частоту таких ответов у людей с высокой и низкой вероятностью открытого агрессивного поведения. Отрицание привязанности играет ту же роль, что и привязанность, и уменьшает вероятность открытого агрессивного поведения (отрицание же агрессии не играет ту же роль, что и агрессивные ответы в предсказании открытого агрессивного поведения).
2. Это очевидный пример категории «Agg».
3. Этот ответ довольно двусмысленен. Он был отнесен к категории «Оэв» на том основании, что не предполагает наличия энергии или определенной тенденции к действию.
4. Это очевидный пример категории «Agg».
VIII. 1.Рука дает милостыню, что свидетельствует о благожелательном отношении к другому человеку, поэтому этот ответ оценивается по категории «Aff».
2, Этот безличный ответ подсчитывается по категории «Act», поскольку руке, держащей карандаш, приходится сопротивляться силе тяжести,
З.Этот безличный ответ подсчитывается по категории «Act», так как рука, пишущая ручкой, меняет свое физическое положение и сопротивляется силе тяжести.
4. Данный ответ, содержащий отрицание агрессии, подсчитывается по категории «F».
IX. 1. Это очевидный ответ категории «Com».
2. Ответ «Стоп» наиболее часто ассоциируется с доминирующим положением руки, с директивными указаниями, приказами и оценивается по категории «Dir». Однако для более точной классификации ответа следовало попросить обследуемого пояснить данный ответ.
3. Этот ответ очевидный пример категории «F».
X. 1. Отвечая на эту карту, обследуемый хватается за нос. После этого он заявляет, что шутит, и просит не записывать его ответ. Эта реакция обследуемого оценивается по категориии «Agg», несмотря на то что впоследствии он пытается отрицать ее. Дело в том, что в данном случае отрицание не столь очевидно, как в случае VIII.4 Агрессивные ответы, которые не содержат очевидного спонтанного отрицания, оцениваются по категории «Dir».
2. Попытка остановить попутную машину подсчитывает-ся по категории «Dep», так как успешное осуществление этой тенденции к действию зависит от благожелательного Отношения другого лица.
*L
Приложение 2 Примеры интерпретации протоколов
Приложение содержит различные варианты интерпретации результатов. В Примерах 1, 2 представлены заключения по результатам теста, традиционные для американской школы, допускающей психоаналитические интерпретации. В Примерах 3, 4, 5 представлены заключения Т. Н. Курбатовой, содержащие общепсихологические интерпретации результатов, опирающиеся исключительно на конструктивные особенности методики.
Пример 1 БЛАНК ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ
ф. И. О. Кристина Стоун___________ Дата 3 апреля 1975 года
Возраст 25 лет__________________ Пол женский____________
______________________________невротик_________________________
ПРОТОКОЛ ОТВЕТОВ
№ карты | Патент время | Ответы | Оцен. кат. |
I | 11" | 1. Объясняет что-то - держит руку напротив того, что объясняет. 2. Или полицейский управляет движением | Com Dir |
И | 8" | 1. Эта рука, возможно, измеряет что-то (обследуемый приводит кисть своей руки в такое же положение). 2. Играет на пианино 3 Выглядит так, будто палец поражен артритом. | Act Ex Crip |
III | 6" | 1. Этот палец показывает на что-то. 2. Или, возможно, опять играет на пианино. | Act Ex |
IV | 20" | 1 Эта рука, возможно, жестикулирует при разговоре. 2 Или опять играет на пианино, органе, клавишном иного умейте | Com Ex |
V | 6" | 1. Возможно, это рука балетного танцора (в танце). 2. Рука просто висит вниз. 3 Кто-то отдыхает Расслабленная рука. | Ex Pas Pas |
VI | 3" | 1 Очевидно, кулак. Пальцы сжаты в кулак 2. Подчеркивает сказанное 3. Некоторые люди сжимают пальцы в кулак для ощущения безопасности Человек хочет безопасности. | Ten Com Ten |
VII | 20" | 1 Рука руководит движением. 2 Смотрит на маникюр. 3. Просто лежит | Dir Ex Pas |
VIII | 20" | 1 Возможно, держит что-то. 2. Просто жестикулирует. 3. Или нервная привычка царапать указательный палец. Многие люпи делают это. | Pas Com F |
IX | 25" | 1 Прощается. 2. Человек поднял руку, так как хочет задать вопрос. 3. Или показывает на что-то. 4. Управляет движением. | Com Dep Act Dir |
X | 28" | 1. Отдыхает. 2. Жестикулирует. | Pas Com |
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
Оцен. кат. | Agg | Dir | Aff | Com | Dap | F | Ex | Crip | Des | Ten | Act | Pas | Bas | Fail | X OTB |
Кол-во отв. | - | - | |||||||||||||
% | - | - |
I = (Agg+ Dir)- (Aff+ Com+ Dap)= 3 - 7 = -4
MAL = Tan + Crip + F = результат не подсчитывался
WITH = Das + Bas + Fail = результат не подсчитывался
PATH = MAL + 2 WITH = результат не подсчитыввлся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обследуэмая не склонна к открытому агрессивному поведению Очевидной особенностью протокола является высокий процент ответов квтегории «Com». Это свидетельствует о выраженной потребности пациентки в других людях, которые могли бы слушать и одобрять ее. Наблюдения за повседневной жизнью обследуемой показали, что выявленная тестом тенденция к коммуникации отражается в реальном поведении. Так, например, спустя некоторое время после тестирования она жаловалась своему врвчу на то, что ей не предоставили возможности наилучшим обрвзом выполнить тест. На самом же деле на рвбо-ту с ней было затрачено гораздо больше времени и внимания, чем на большинство других пациентов.
Протокол не содержит ответов категории «Aff», в то время как 30% ответов принадлежат к категориям «Com», «F» и «Dap». Следовательно, можно сделать вывод, что, стремясь к социальным контактам, обследуемая не напрввленв на глубокие искренние эмоционвльные взаимоотношения.
Большой процент ответов категории «Ех» (выше среднего) свидетельствует о склонности к демонстративности и саморекламе. Возможно, что направленность на коммуникацию в боль-
той степени определяется необходимостью реализации этой^потребности. Однако за ответами категории «Ех» сразу следовали ответы «Pas» или «Crip». Поэтому можно сделать вывод, что пациентка испытывает сложности в проявлении этой потребности, и ее реализация, вероятно, сопровождается чувством вины. Пациентка дала много «Pas» и мало «Act» ответов. Кроме того, для нее характерен большой разброс латентного времени реакции.
Самое большое латентное время было вызвано Картой X, и один из ответов на эту карту был «Pas» Шок на Карту X свидетельствует о трудностях в выборе между желаемыми тенденциями в поведении, что всегда связано с переживаниями дискомфорте Проявление спонтанности вызывает у пациентки тревогу. Описанные особенности позволяют предположить склонность пациентки к частым периодам пассивности.-
Карта IX вызывает ответы, связанные с психосексуальной сферой. С одной стороны, эта карта вызвала второе по длительности латентное время реакции, а с другой стороны, пациентка дала на эту карту наибольшее количество ответов. Это свидетельствует об амбивалентном отношении к сексуальному поведению и о глубокой фрустрации в психосексуальной сфере.
Психолог________________
■*
-я
Пример2 БЛАНК ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Ф. И. О. Том Круз_______________Дата24 мая 1975 года
Возраст 50 пет_________________полмужской_________
________________________невротик___________________
ПРОТОКОЛ ОТВЕТОВ
№ карты | Патент время | Ответы | Оцен. кат. |
I | 6" | 1 Он известен своей работой (Экспериментатор: «Что он делает?») Протягивает руку для пожатия | Aff |
II | 7" | 1. Собирает ягоды. | Act |
III | 8" | 1. Показывает на кого-то или что-то, возможно, красивое | Com |
IV | 25" | 1. Может быть, предлагает кому-то руку для оказания помощи | Aff |
V | 8" | 1. Поскользнулся на утесе и схватился за край. | Dep |
VI | 7" | 1. Зажал что-то ценное. Не хочет отпускать (Экспериментатор. «А что именно?») Бриллиантовое кольцо, кусочек золота | Act |
VII | В" | 1. Лает сжнал вернуться | Dir |
VIII | 5" | 1. Бросает монету на пожертвование церкви. | Aff |
IX | 10" | 1 Рука милиционера останавливает движение | Dir |
X | 1/" | 1. Дарит кому-то цветы. | Aff |
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
Оцен. кат. | Agg | Dir | Aff | Com | Dep | F | Ex | Crip | Des | Ten | Act | Pas | Bas | Fail | Z отв. |
Кол-во отв. | |||||||||||||||
% |
I= (Agg+ Dir)- (Aff+ Com+ Dep)= 2 - 6 = -4
MAL = Ten + Crip+ F= результат не подсчитывался
WITH = Des + Bas + Fail= результат не подсчитывался
PATH = MAL + 2 WITH= результат не подсчитывался
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обследуемый не склонен к проявлению открытой агрессии. Полное отсутствие ответов «Agg» позволяет сделать вывод о том, что этот человек вообще испытывает трудности в проявлении агрессивных импульсов.
60% ответов, относящихся к категориям «Aff», «Com» n«Dep», свидетельствуют о высокой эмоциональной чувствительности и заинтересованности в искренних эмоциональных межличностных отношениях.
При этом следует отметить очень высокий процент ответов «Aff» и небольшой процент ответов «Com» и «Dep», т. е., скорее всего, этот человек настроен на проявление привязанности в той же степени, в которой он будет ее чувствовать от других, он хочет эмоционально «отдавать» другим людям столько же, сколько будет получать от них. Это предположение подтверждается содержанием ответа «Aff» на Карту I «Он известен своей работой». В этом ответе звучит мысль о том, что право на благожелательное отношение других надо заслужить; на положительное эмоциональное отношение (любовь, нежность, привязанность) могут рассчитывать только те, кто выполняет определенные условия. Таким образом, для обследуемого характерен недостаток эмоциональной свободы и спонтанности. Тем не .менее, этот человек стремится к сотрудничеству и глубоким эмоциональным взаимоотношениям с другими.
В данном протоколе отсутствуют ответы «F». Однако, в ответе на Карту IV, отнесенном к категории «Aff», очевидно присутствует страх. Карта вызвала шоковую реакцию, которая не может быть связана с аффективным импульсом, так как протокол содержит еще три ответа «Aff», не сопровождавшихся шоком. В то же время известно, что Карта IV часто вызывает агрессивные ассоциации (это не согласуется с данными, полученными на отечественной выборке, см. 5.3). Таким образом, аффективная тенденция, имеющая место в ответе на Карту IV, носит защитный характер. Этот отеет отражает не истинное эмоционально-благожелательное отношение и желание помочь, а неспонтанное, защитное движение в отношении других, вызванное, вероятно, страхом ответного удара.
Итак, обследуемый дал большой процент ответов «Aff», и мы можем предположить, что это будет проявляться в его открытом поведении. Вопрос о том, какова глубокая мотивация этой выраженной тенденции, какую роль она играет в целостной психической жизни человека, зависит от ее соотношения с другими тенденциями, выявляемыми «Hand-тестом», а также от теоретических взглядов, которые разделяются конкретным экспериментатором, но не использовались при создании методики. Структура же «Hand-теств» позволяет сделать вывод о том, что ответы категории «Aff», данные обследуемым, опираются на сложную психологическую мотивацию: желание разделить чувства любви и привязанности, желание получать подкрепление в форме любви и нежности своим достижениям и заслугам, желание уменьшить тревогу путем защиты от воображаемых агрессивных импульсов.
При ответе на Карту IX обследуемый проявил шоковую реакцию, так как это был единственный случай, когда он при ответе держал Карту в перевернутом положении. Кроме того, обследуемый дал интенсивный директивный ответ, содержащий команду «Стоп». Данная реакция отражает проблемы с гетеросексуальностью. Также протокол содержит ответы, которые свидетельствуют о тревоге обследуемого по поводу наличия у него пассивных женственных импульсов. Например, в ответе на Карту VI мужчина говорит о кольце-Если допустить, что речь идет об обручальном кольце, то данный ответ можно проинтерпретировать как страх потерять жену, что, в свою очередь, может отражать не только желание позитивных эмоциональных взаимоотношений, но и защиту от собственных женственных импульсов. Данные предположения хорошо сочетаются с трудностями в проявлении агрессии, о которых речь шла выше. Пассивная женственная установка обычно формируется при взаимодействии с доминантным угрожающим отцом.
О наличии у обследуемого ощущения дискомфорта может свидетельствовать ответ на Карту V. Вероятно, человек чувствует себя в опвсной психологической ситуации. При этом он не способен активно действовать для того, чтобы облегчить тревогу. Это подтверждается небольшим количеством ответов, полученных в ходе тестирования, что отражает невыскоий энергетический потенциал обследуемого.
Психолог________________
Примерз
БЛАНК ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Ф. И. О. Семенова Людмила Ивановна Дата 17 ноября 1994 года
Возраст 20 лет______________________полженский___________
_____________________студентка ф-та психологии СПбГУ____________
ПРОТОКОЛ ОТВЕТОВ
№ карты | Патент время | Ответы | Оцен кат. |
I | 3" | 1 Стоп 2. Хочет внимания 3 Художник поясняет картину. | Dir Ex Com |
II | 5" | 1 Полет 2. Ужас | Act F |
III | 6" | 1. Выйди. 2 Указывает. | Dir Dir |
IV | 5" | 1 Что-то загреОает. 2 Здоровается 3 Жест при пояснении | Act Com Com |
V | 5" | 1. Кладет руку на рояль. 2. Разочарование. 3. Рука ложится на плечо | Ex Ten Aff |
VI | S" | 1. Утверждение 2. "Рот-фронт» | Dir Aff |
VII | Г | 1 Ну, здравствуй 2 При объяснении. 3. Салют пионерский | Com Com Dep |
VIII | Ь" | 1 Продевает нитку. 2 Бьет щелбан. 3. Нервное постукивание. | Act Agg Ten |
IX | Ь" | 1. Опора. 2. Изображает человечка. 3. Гладит кого-то. | Pas Ex Aff |
X | 3" | 1. На. бери. 2. Показывает руки - у меня ничего плохого нет. | Aff Dep |
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
Оцен кат | Agg | Dir | Aff | Com | Dep | F | Ex | Crip | Des | Ten | Act | Pas | Bas | Fail | I отв. |
Кол-во отв | |||||||||||||||
% |
I = (Agg + Dir) - (Aff + Com + Dep) =5-11 = -6 MAL = Ten + Crip +F=2 + 0+1=3
WITH = Des + Bas + Fail = О
PATH = MAL + 2 WITH =3 +2x0 = 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обследуемая яано не склонна к открытому агрессианому поведению, однако может проявлять директианость в социально приемлемой форме.
Девушка общительна, причем в одинаковой степени направлена как на близкие эмоциональные взаимоотношения с людьми, так и социальные контакты на деловом уровне. Направленность на сотрудничество проявляется в большом суммарном проценте ответов «Aff», «Com», «Dep», а также усиливается кооперативными ответами на Карту VII. Карта VII, дающая наибольший разброс ответов, занимает второе место после Карты X по возможности выявлять наиболее значимые потребности и желания личности. Невысокий суммарный показатель безличных ответов отражает высокую чувствительность девушки а межличностных отношениях.
Следует отметить выраженную потребность обследуемой а самопроявлении и демонстрировании себя. Отсутствие ответов «Des» свидетельствует о гам, что деаушка не склонна к мечтам и фантазиям и а большей степени интересуется реальностью. «Crip» = Опозволяет говорить о легкомысленном отношении обследуемой к состоянию своего здоровья.
Отаеты на Карту IX свидетельствуют о сексуальном благополучии, об адекватном стремлении удовлетворить через сек-
суальные отношения потребность в самореализации и привязанности. Ответ «Опора» можно отнести к разным категориям. Это может быть «Des» - так как ответ содержит описание и не предполагает действия, «Dep» - так как выражается желание опереться на кого-то, и «Pas» - как момент отдыха, пауза, тайм-аут. Предпочтение третьего варианта саязано с тем, что в ответе 1 Карты IX нет глаголов, т. е. отсутствует тенденция к действию, а существует нечто описательно-статичное. Однако по своей психологической сути в данном случае это все близкие категории. Есть потребность в поддержке-опоре, но еще нет ясности в средствах ее реализации
Ответы на Карту X также настраивают на оптимистический лад, так как будущий психолог в режиме свободных ассоциаций дал ответы, отражающие направленность на людей, причем пераый ответ отражает истинную доброжелательную тенденцию, а второй -демонстрирует ответственную зависимость от социума.
Показатель дезадаптации очень низок, а показатель ухода от реальности отсутствует. Таким образом, обследуемая характеризуется хорошей адаптивностью, наличием искреннего интереса к людям, стремлением строить свои взаимоотношения с людьми на принципах сотрудничества и взаимопомощи. Прогноз успешности профессиональной деятельности благоприятен.
Психолог________________
Пример 4 БЛАНК ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Ф. И. О. Карлов Александр____________Дата18 ноября 1994 гола
Возраст )Я пет______________________пол мужской___________
___________________несовершеннолетний правонарушитель__________
ПРОТОКОЛ ОТВЕТОВ
№ карты | время | Ответы | Оцен. кат. |
I | 7" | 1. Поднимает руку, чтобы спррсить. 2 Ударяет в нос. 3. Стучит по мячу в баскетболе | Dep Agg Act |
8- | 1. Больная какая-то 2. Делает тени на стене. 3. Ползет куда-то. | Cnp Ex Act | |
III | 6" | 1. Уйди 2. В глаз дам. 3. В звонок звонит. | Dir Agg Act |
IV | 8" | 1 Закрывается от солнца. 2. Собаку кормит. | Act Aff |
V | 7" | 1. Ну, какая некрасивая. 2. Лежит себе. 3 Танцует. | Des Pas Ex |
VI | 6" | 1. Бить будет. 2. Боксируют ребята. 3. Пугает. | Agg Agg Apq |
VII | 5" | 1. Хочет, чтобы с ней поздоровались 2. Играет с тенями на стенке. | Dep Ex |
VIII | 7" | 1. Пишет. 2. Солит. 3 Щелбан бьет. | Act Act Agg |
IX | 5" | 1. Играет с мячом. 2. Чего-то боится. | Act F |
X | 5" | 1 Не знает что делать. 2. Рубит дрова | Des Act |
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
Оцен кат. | Agg | Dir | Aff | Com | Dep | F | Ex | Crip | Des | Ten | Act | Pas | Bas | Fail | Iотв. |
Кол-во отв | |||||||||||||||
% |
I= (Agg+ Dir)- (Aff+ Com+ Dep)= 7-3 = 4 MAL= Ten+ Crip+ F=0+1+1=2
WITH = Des + Bas + Fail =2 + 0 + 0 = 2
PATH = MAL + 2 WITH =2 +2x2 = 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обследуемый молодой человек по результатам тестирования характеризуется активностью и склонностью к открытому агрессивному поведению (что и наблюдается в реальной жизни). Агрессивные паттерны легко актуализируются в его поведении («Agg» = 23%).
Высокий процент безличных ответов и отсутствие ответов «Com» свидетельствуют о том, что основной опыт переживаний этого подростка связан с физической средой и самим собой, а не с другим человеком. Подросток необщителен, но может (хотя и редко «Aff» = 1) проявлять эмоциональную отзывчивость и испытывать теплые чувства к людям.
Склонен к самопроявлению, имеет потребность в фантазировании, мечтах. Один ответ категории «Crip» свидетельствует о том, что обследуемый помнит о своем здоровье и относится к нему с уважением, но серьезных опасений по этому поводу не испытывает.
Карта VII (одна из наиболее информативных) вызвала два ответа, которые можно расценить как конструктивные, направленные на созидание-взаимодействие
Ответы на Карту IX, отражающие потребности, реализуемые через сексуальные отношения, демонстрируют амбивалентность
чуаста, наличие неопределенных и размытых страхоа, в также отсутствие сформированной направленности на партнера.
Ответы на Карту X свидетельствуют о трудностях настоящего момента для юноши, об их осознанности и о наличии внутренних ресурсов для их преодоления (ответ «Act»).
В целом, обследуемый довольно адаптивен, характеризуется высоким энергетическим потенциалом, неразвитостью корпоративных установок, отсутствием интереса к людям, но наличием интереса к себе и стремлением к самораскрытию. Таким образом, обследуемый подросток требует серьезной психокор-рекционной работы, опирающейся на выявленные позитивные аспекты его личности. В противном случае, с высокой степенью вероятности можно прогнозировать рецидивы правонарушений.
Психолог________________
I
!
Пример5 БЛАНК ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Ф. И. О. Бак В. Н._____________________Дата25 августа 1994 года
Возраст 64 года_____________________полмужской____________
________________________непсихотическая депрессия________________
ПРОТОКОЛ ОТВЕТОВ
№ карты | Патент время | Ответы | Оцен. кат. |
I | 6" | 1. Объясняет что-то жестом, подчеркивает что-то. | Com |
II | 8" | 1. Мужчина или женщина, в страхе поднявшие руки, пытаясь защититься 2. Дает приказ «Садитесь!», "Бросьте курить!» 3. Или высказывает упьтиматум. 4. Большой палец жесткий. | F Dir Dir Pas |
III | 3" | 1. Высмеивание, показывание пальцем 2. Дает указания. 3. Подчеркивает только что сказанное. 4. Настаивает на чем-то: «Возьми это ипи оставь это». 5. Управляет краном. | Agg Dir Com Dir Dir |
IV | 8" | 1. Просит милостыню. 2 Готов обменяться дружеским рукопожатием. | Dep Aff |
V | 3" | 1 Выглядит уставшим, оперся на ограду, отдыхает. | Pas |
VI | 3" | 1. Подчеркивает какой-то факт или момент. 2 Может быть рассержен, рука сжата. Может ударить кого-то | Com Aqq |
VII | 10" | 1. Пожимает руку? Но ведь для пожатия не протягивают левую руку. 2. Возможно, ударит кого-нибудь в лицо ипи еще куда-нибудь, если это ребенок. 3. Просто вытянута вперед, большой палец нежесткий. 4. Или неожиданный удар в запястье ребенка. | Aff Agg Des Agg |
VIII | 10" | 1 Дает милостыню ребенку. 2. Держит карандаш. 3. Пишет ручкой. 4. Отдыхает, не напряженная, не злая. | Aff Act Act F |
IX | 3" | 1 Подчеркивает обсуждаемый момент. 2 Стоп. 3. Или «Не бейте меня». | Com Dir F |
X | 4" | 1. Пациент хватается за нос: «Я шучу, не пишите это». 2. Останавливает машину. | Agg Dep |
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
Оцен кат | Agg | Dir | Aff | Com | Dep | F | Ex | Crip | Des | Ten | Act | Pas | Bas | Fail | I отв. |
Кол-во отв. | |||||||||||||||
% |
I= (Agg+ Dir)- (Aff+ Com+ Dep)= 11 -9 = 2 MAL= Ten+ Crip + F =0 + 0 + 3 = 3
WITH = Des + Bas + Fail = 1 + 0 + 0 = 2
PATH = MAL + 2 WITH =3 +2x1 = 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для обследуемого характерны аысокая психическая активность (сумма ответов 28) и аполне реальная возможность проявления агрессии в открытом поведении. Отсутствие при этом а протоколе ответов таких категорий, как «Ex», «Crip», чСГеп», и только один ответ «Des» позволяют предположить «простоту» внутреннего мира обследуемого, сниженную склонность к воображению и редуцированную потребность в поисках смысла жизни.
Ответы на Карту IX саидетельстауют о противоречивых чувствах и потребностях, связанных с сексуальными отношениями, вероятно, человек испытывает проблемы в удовлетворении этих потребностей.
Ответы на Карту X отражают адаптационные трудности обследуемого. Этому человеку сложно находить конструктивные решения проблем, которые ставит перед ним жизнь.
Очень небольшой процент безличных ответоа отражает явную депрессию, обусловленную гиперчувствительностью и треаож-ностью обследуемого. Основная цель психокоррекционнои работы в данном случае должна заключаться в «канализации» агрессивно-директивных тенденций в социально-приемлемое русло через расширение сферы интересоа и занятий.
Психолог________________
Приложение 3 Нормативные таблицы
Средние значения оценочных категорий «Hand-теста»
для мужской выборки (п=75), возраст 20-40 лет,
высшее гуманитарное образование (филологи, психологи, биологи)
Agg | Dir | Aff | Com | Dep | F | Ex | Crip | Des | Ten | Act | Pas | Bas | Fail | I | £ отв. | |
Баллы | 2 2 | 2.3 | 2.5 | 1.0 | 0.8 | 1 0 | 0.5 | 1 2 | 0.5 | 1 6 | 0.2 | -1.3 | ||||
% | 11 1 | 11 3 | 11 4 | 12.3 | 4.7 | 2.6 | 6.3 | 2.3 | 22.7 | 7.4 | 0.9 | - | ||||
7 2 | 7.9 | 6.7 | 7 1 | 5.8 | 3.5 | 7.0 | 4.0 | 11.1 | 2.3 | " | ^ |
Средние значения оценочных категорий «Hand-теста»
для женской выборки (п= 133), возраст 20-40 лет,
высшее гуманитарное образование (филологи, психологи, биологи)
Agg | Dir | Aff | Com | Dep | F | Ex | Crip | Des | Ten | Act+Pas | Fail | I | S отв. | |
Балль | 1.5 | 1 9 | 1 9 | 2.3 | 1.1 | 0.6 | 1 2 | 0.6 | 6 3 | 0.25 | -1 3 | |||
% | 7.7 | 9.7 | 12.6 | 3.1 | 5.6 | 3.3 | 6.5 | 3.8 | 34 0 | 1.8 | - | |||
8 2 | 9.0 | 4.1 | 6.3 | 8.3 | 5 3 | " | " |
Средние значения (%) оценочных категорий «Hand-теста», полученные на различных выборках
Выборка | Возр. | Agg | Dir | Aff | Com | Dep | F | Ex | Crip | Des | Ten | Act | Pas | Bas | Fail | |
следователи, п=40 | «35 | 11.2 | 7.0 | 6.6 | 7.2 | 4 1 | 27 3 | -4,3 | ||||||||
воспитатели -логопеды, п=30 | «35 | 11 2 | 17.6 | 19 2 | 9.3 | 8 1 | * | * | * | -0.5 | ||||||
проститутки валютные, п=30 | »22 | 11 4 | 20 7 | 2 7 | * | * | * | * | -3.1 | |||||||
подростки хулиганы, п=30 | 16-18 | 21 0 | 8.0 | 7 5 | 17.0 | 3.8 | 2.3 | 2 1 | 5.7 | 21 2 | 12.7 | 4.0 | ||||
подростки воры, п=30 | 16-18 | 16.0 | 7.4 | 3.7 | ,6.0 | 4.2 | 2.3 | 3.8 | 5.0 | 28 0 | 10.5 | -2 3 |
Средние значения оценочных категорий, полученные авторами «Hand-теста» на американской выборке (1962 г.)
Выборка | Agg | Dir | Aff | Com | Dep | F | Ex | Crip | Des | Ten | Act | Pas | Bas | Fail | I | |
«нормальные». п=32 | баллы | 1.8 | 2 1 | 2.4 | 2 1 | 1.8 | 1 2 | 1.0 | 0.8 | 2.2 | -2.4 | |||||
% | * | - | ||||||||||||||
малоимущие (бедные), п=20 | баллы | 1.2 | 1 7 | 1.1 | 0.7 | 1 5 | 0.2 | 0 4 | 1 0 | 4.1 | 1.4 | * | -0.3 | |||
% | * | * | " |
ел * данная категория в представленном исследовании не оценивалась
Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование. Т. 2. М., Педагогика, 1982.
2. Курбатова Т. Н Прогнозирование успешности взаимодействия в трудовых коллективах. // В кн.: Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии. Тезисы докладов. Л., 1984.
3. Курбатова Т. Н., Барков А. В Психологический портрет расхитителя. // В кн.: Психолого-педагогические аспекты перестройки образования. Тверь, 1991
4. Курбатова Т. Н., Жезмер Н. М. Некоторые личностные особенности студентов актерского отделения // В кн.: Актуальные проблемы социальной психологии. Всесоюзный симпозиум по социальной психологии. Тезисы докладов. Ч. 3. Кострома, 1986.
5. Соколова Е Т. Проективные методы исследования личности. МГУ, 1980.
6. Bricklin В., Piotrowsky Z., Wagner E. The Hand Test. USA, Charles С Thomas Publisher, 1962.
7. Edwin E., Hawkins R., Wagner E. Differentiation of assaultive Delinquets with the Hand Test. // Journal of projective tecniques and personality assesment, vol. 28, 1964, № 3.
8. Piotrowski Z., Hand Test indices of violent distructive behavior for institutional mental degradaters. // Journal of projective tecniques and personality assesment, vol. 43, 1979, № 4.
9. Wetsel H., Prediction of Recidivism among delinquents with the Hand Test. // Journal of projective tecniques and personality
Сведения об авторах
Курбвтовв Твтьянв Николаевне- доцент кафедры поведения и превенции психических аномалий факульте