Тема 8. Развитие я-концепции и поведенческие особенности подростков
Вопросы:
1. Кризис подросткового возраста. Идентификация личности и путаница ролей.
2. Развитие самооценки в подростковом возрасте. Адекватность самооценки. Динамика самооценки. Физический облик и самооценка.
3. Характер самооценки и качества личности. Эмансипация самооценки. Развитие самооценки в процессе общения. Влияние родителей на самооценку. Взаимосвязь самооценки с социально-психологическим статусом. Самооценка и педагогическая оценка отклонения в развитии.
4. Аффект неадекватности. Самооценка в структуре личности делинквентного подростка. Самооценка подростков при неврозах.
5. Поведенческие особенности. Развитие взаимодействия с физическим миром. Особенности физической активности подросткового возраста.
6. Половые различия.
7. Развитие социального поведения. Поведение в семье. Реакция эмансипации. Конфликты в семье. Поведение в кругу сверстников.
8. Подростковые группы. Конфликты в группе. Полоролевое поведение.
9. Развитие увлечений, хобби. Типы увлечений. Индивидуализация.
10. Подростковая агрессия
Ключевые понятия:
Идентификация, эмансипация самооценки, социальное поведение, реакция эмансипации, конфликты, индивидуализация, подростковая агрессия.
Вопросы (задания) для самоконтроля:
1.Найдите в научной периодике статьи по теме и составьте аннотацию 3х статей таким образом, чтобы наметить пути решения заявленной проблемы.
В современной периодике найдите эффективные способы формирования адекватной самооценки.
Рис.3. Способы формирования адекватной самооценки
2.Обобщите проблемы подростков и наметьте пути их решения (составьте схему).
Задания для самостоятельной работы
1.Подобрать комплекс психодиагностических методик для обследования подростков, обосновывая их выбор.
2. Прочитайте книгу«Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М.,1991.» и напишите эссе, выбрав для него соответствующее название.
Тема 9. Кризис юности
Вопросы:
1. Юность и юношество в исторической перспективе. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте. Объективная и субъективная ценность и значимость юности в психическом развитии человека. Возрастные периоды юности: ранняя и поздняя юность.
2. Индивидуальные различия в темпах и характере физического, интеллектуального и социального развития. Познавательная сфера и творчество в юношеском возрасте. Роль учения в формировании личности.
3. Особенности общения в юности. Проблема отцов и детей. Потребность в доверительном общении со взрослыми. Общение со сверстниками. Потребность в общении с кумиром и референтной группой. Притязания на уникальность и способы его удовлетворения в общении.
4. Развитие потребности участия в общественной жизни, формальных неформальных организациях. Проблема позитивной социальной активности.
5. Половозрастные особенности юношей и девушек. Психология сексуальных взаимодействий. Любовь в юности. Ранний брак.
6. Личностное самоопределение в юности. Развитие творческой активности как самовыражения. Юношеские дневники и их значение для самопознания и самосовершенствования. Формирование мировоззрения. Мотивы и ценностные ориентации в юношеском возрасте.
7. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте. Выбор профессии – обязанность и право в юношеском возрасте. Выбор жизненных целей и их реализация.
8. Проблема юношеского максимализма. Юношеская суицидальность.Противоправное поведение в юности. Алкоголизм и наркомания.
Ключевые понятия:
Ранняя и поздняя юность,проблема отцов и детей, потребность в общении с кумиром и референтной группой, притязания на уникальность, формальные и неформальные организации, любовь, личностное самоопределение, профессиональное самоопределение, юношеский максимализм.
Вопросы (задания) для самоконтроля:
1.Приведите примеры названных особенностей юношеского возраста из собственного опыта, литературы, кинематографа и т.д.
2. Обозначьте основные линии и пути совершенствования интеллектуального развития подростке и юношей.