Тема 8. Развитие я-концепции и поведенческие особенности подростков

Вопросы:

1. Кризис подросткового возраста. Идентификация личности и путаница ролей.

2. Развитие самооценки в подростковом возрасте. Адекватность самооценки. Динамика самооценки. Физический облик и самооценка.

3. Характер самооценки и качества личности. Эмансипация самооценки. Развитие самооценки в процессе общения. Влияние родителей на самооценку. Взаимосвязь самооценки с социально-психологическим статусом. Самооценка и педагогическая оценка отклонения в развитии.

4. Аффект неадекватности. Самооценка в структуре личности делинквентного подростка. Самооценка подростков при неврозах.

5. Поведенческие особенности. Развитие взаимодействия с физическим миром. Особенности физической активности подросткового возраста.

6. Половые различия.

7. Развитие социального поведения. Поведение в семье. Реакция эмансипации. Конфликты в семье. Поведение в кругу сверстников.

8. Подростковые группы. Конфликты в группе. Полоролевое поведение.

9. Развитие увлечений, хобби. Типы увлечений. Индивидуализация.

10. Подростковая агрессия

Ключевые понятия:

Идентификация, эмансипация самооценки, социальное поведение, реакция эмансипации, конфликты, индивидуализация, подростковая агрессия.

Вопросы (задания) для самоконтроля:

1.Найдите в научной периодике статьи по теме и составьте аннотацию 3х статей таким образом, чтобы наметить пути решения заявленной проблемы.

       
  Тема 8. Развитие я-концепции и поведенческие особенности подростков - student2.ru
 
    Тема 8. Развитие я-концепции и поведенческие особенности подростков - student2.ru

В современной периодике найдите эффективные способы формирования адекватной самооценки.

Тема 8. Развитие я-концепции и поведенческие особенности подростков - student2.ru

Рис.3. Способы формирования адекватной самооценки

2.Обобщите проблемы подростков и наметьте пути их решения (составьте схему).

Тема 8. Развитие я-концепции и поведенческие особенности подростков - student2.ru

Задания для самостоятельной работы

1.Подобрать комплекс психодиагностических методик для обследования подростков, обосновывая их выбор.

2. Прочитайте книгу«Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М.,1991.» и напишите эссе, выбрав для него соответствующее название.

Тема 8. Развитие я-концепции и поведенческие особенности подростков - student2.ru

Тема 9. Кризис юности

Вопросы:

1. Юность и юношество в исторической перспективе. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте. Объективная и субъективная ценность и значимость юности в психическом развитии человека. Возрастные периоды юности: ранняя и поздняя юность.

2. Индивидуальные различия в темпах и характере физического, интеллектуального и социального развития. Познавательная сфера и творчество в юношеском возрасте. Роль учения в формировании личности.

3. Особенности общения в юности. Проблема отцов и детей. Потребность в доверительном общении со взрослыми. Общение со сверстниками. Потребность в общении с кумиром и референтной группой. Притязания на уникальность и способы его удовлетворения в общении.

4. Развитие потребности участия в общественной жизни, формальных неформальных организациях. Проблема позитивной социальной активности.

5. Половозрастные особенности юношей и девушек. Психология сексуальных взаимодействий. Любовь в юности. Ранний брак.

6. Личностное самоопределение в юности. Развитие творческой активности как самовыражения. Юношеские дневники и их значение для самопознания и самосовершенствования. Формирование мировоззрения. Мотивы и ценностные ориентации в юношеском возрасте.

7. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте. Выбор профессии – обязанность и право в юношеском возрасте. Выбор жизненных целей и их реализация.

8. Проблема юношеского максимализма. Юношеская суицидальность.Противоправное поведение в юности. Алкоголизм и наркомания.

Ключевые понятия:

Ранняя и поздняя юность,проблема отцов и детей, потребность в общении с кумиром и референтной группой, притязания на уникальность, формальные и неформальные организации, любовь, личностное самоопределение, профессиональное самоопределение, юношеский максимализм.

Вопросы (задания) для самоконтроля:

1.Приведите примеры названных особенностей юношеского возраста из собственного опыта, литературы, кинематографа и т.д.

 
  Тема 8. Развитие я-концепции и поведенческие особенности подростков - student2.ru

2. Обозначьте основные линии и пути совершенствования интеллектуального развития подростке и юношей.

Тема 8. Развитие я-концепции и поведенческие особенности подростков - student2.ru


Наши рекомендации