Раздел «Психология труда, инженерная психология и эргономика»

Психология труда.

Теоретические и практические задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Этический парадокс предмета психологии труда. (Пряжников Н.С.). Уровни помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении (Пряжников Н.С.).

«Золотое правило» психологии труда. Значения понятия «профессия». Основные характеристики профессии.

Краткая история отечественной и зарубежной психологии труда. Психотехника.

Значение труда как ведущей деятельности в системе нравственного и гражданского воспитания подрастающего поколения.

Психологические признаки сознания субъекта труда (психологические признаки трудовой деятельности по Е.А. Климову).

Направления развития человека как субъекта трудовой деятельности. Стадии развития субъекта труда в цикле профессионализации (Е.А. Климов, Дж. Сьюпер). Понятие «индивидуальный стиль деятельности» (ИСД). Опыт исследования ИСД в отечественной психологии (Е.А. Климов, В.А. Толочек, В.И. Моросанова и др.).

Социально желательные и нежелательные варианты профессионального развития (профессиональная вовлеченность, «выгорание», профессиональные деформации, «трудоголизм» и пр.)

Профессиональной деформации личности и деятельности. Психологические детерминанты и уровни профессиональных деструкций. Типы профессиональных деформаций педагогов и менеджеров. Профдеформации психологов. Пути профессиональной реабилитации.

Психологическое профессиоведение. Психологическое изучение профессий как основа познания мира профессий, его классификации и дифференциации с позиций психологической науки. Понятия: "профессия", "трудовой пост" и "специальность".

Профессиография как средство организации психологического изучения профессии и профессиональной деятельности человека в целях ее формирования, диагностики, коррекции, регуляции, оптими­зации и гуманизации при решении практических задач: профориен­тации и профконсультации, профессионального обучения и работо­способности, безопасности труда, профессионального отбора, подбора и расстановки кадров, рационализации и проектирования труда, трудовой реабилитации и др.

Принципы и схемы профессиографирования.

Понятияпрофессиография, профессиограмма, психограмма профессионала, профессионально-важные качества (ПВК) и их виды. Своеобразие ПВК при решении разных практических задач.

Струк­турапрофессиограммы и психограммы. Теория индивидуальности Б.Г. Ананьева и структура психограммы.

Методы профессиографии: генетический метод, сравнительный анализ, наблюдение опрос (беседа, интервью, анкетирование), опросный лист О. Липмана, Анализ документации, метод «естественной и искусственной деавтоматизации», «трудовой метод», алгоритмическое описание трудового поведения, анализ продуктов деятельности (анализ ошибок и рекордов), метод критических инцидентов, экспертных оценок, эксперимент (лабораторный и естественный), статистический метод, методы психосемантики.

Трудности изучения профессиональной деятельности в современной России.

Классификация профессий.Критерии разработки классификации профессий.

Типология профессий С.Г. Струмилина, Ю.В. Котеловой. Классификация профессий, созданная в целях профориентации и профконсультации (Е.А. Климов).

«Формула профессий» Е.А. Климова как схема анализа профессий. Проблема образа мира у разнотипных профессионалов (профессиональный менталитет). Психоэкологическая гипотеза (Е.А. Климов).

Человек и техника. Изменение в содержании и характере труда под воздействием научно-технических и информационных факторов. Распределение функций между человеком и машиной при проектировании эргатических систем. Преимущества и недостатки человека-оператора и машин-автоматов. Человеческие факторы: содержание и роль в социальных процессах. Психологические науки о труде и человеческих факторах. Человек в системах управления. Эргономика как комплексная наука о труде.

Инженерная психология.

Предмет и задачи инженерной психологии. История развития зарубежной и отечественной инженерной психологии. Система человек-техника. Многообразие систем человек-техника. Показатели качества систем человек–техника. Методологические принципы инженерно-психологических разработок и исследований. Основные проблемы и задачи инженерной психологии (методологические, психофизиологическаие, эксплуатационные, системотехнические)

Классификация методов: психологические, психофизиологические, математические имитационные. Изучение технической документации. Специфика математических методов в инженерной психологии: их достоинства и недостатки. Имитационное моделирование деятельности. Тренажеры и психологические требования к ним.

Оператор в системе «человек-машина» (СЧМ) и общая схема его деятельности. Режимы деятельности оператора: штатный, аварийный, промежуточный, творческий (Ю.К. Стрелков). Специфика операторской деятельности в связи с тенденциями современного производства. Понятие «информационная модель» и «концептуальная модель» деятельности, «оперативный образ» ситуации. Этапы деятельности оператора. Классификация операторского труда (Зинченко В.П. и Мунипов В.М., А.А. Крылов).

Концептуальные модели деятельности оператора.Технократические и гуманистические концепции рассмотрения техники и роли человека в ней. Проблемы профессиональной ответственности разработчиков техники и персонала. Особенности «технократического мышления». Машиноцентрическая и антропоцентрическая концепции (Ломов Б.Ф., Леонтьев А.Н.).. Концепция информационной модели (Зинченко В.И., Мунипов В.М.). Концепция активного оператора (Завалова Н.Д., Пономаренко В.А.).

Надежность, эффективность и безопасность систем человек-техника.Концепция надежности работы оператора в сложной системе управления (Небылицын В.Д.). Факторы и основные характеристики надежности операторского труда. Понятие «отказов». Ошибки оперативного персонала, их причины. Классификация ошибок (П. Фиттс). Профессионально-важные качества человека как оператора. Инжеренно-психологическая экспертиза происшествий, аварий и катастроф.

Функциональные состояния и работоспособность оператора.Понятие функциональные состояния человека в труде. Обусловленность функциональных состояний субъекта труда характером профессиональной нагрузки, условиями труда и его внутренними ресурсами. Оптимальные состояния (операционная напряженность, функциональный комфорт, состояние «потока» и др.). Неблагоприятные функциональные состояния (утомление, переутомление, монотония, психическое пресыщение, стресс и др.). Острые и хронические состояния. Экстремальные состояния. Уровни анализа состояний (психологический, физиологический, субъективный, поведенческий). Особенности диагностики и квалификации состояний.

Определение и виды работоспособности (общая, профессиональная, потенциальная, актуальная). Задачи практики, требующие диагностики и оценки работоспособности. Принципы классификация состояний (Юрьев А.И.). Способы оптимизации неблагоприятных функциональных состояний.

Объективные и субъективные причины несчастных случаев и аварий (М.А. Котик).

Список литературы к разделу

Наши рекомендации