Обязанности старосты группы практикантов
Староста группы назначается персональным руководителем и является его непосредственным помощником.
1. Староста группы предоставляет индивидуальному руководителю график работы всех практикантов в их группах.
2. Информирует студентов об указаниях администрации учреждения, психологов и персонального руководителя.
3. Своевременно выполняет поручения руководителя практики.
4. Выступает на итоговый конференции с обобщением мнения студентов своей группы о практике в данном учреждении.
Подведение итогов практики и защита отчета
1. Бакалавры, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично в свободное от учебы время.
2. Бакалавры, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку, могут быть отчислены из учебного заведения, как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом вуза.
Итоги педагогической практики обсуждаются на конференции при участии методистов и руководителей педагогической практики. На конференции, кроме вышеуказанной документации, бакалавры представляют наглядные пособия, газеты, бюллетени, слайд-презентации и т. п., изготовленные ими в период практики.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Правила оформления отчета по психодиагностике
Письменный отчет по психодиагностике включает:
1. Программу психодиагностического обследования, содержащую название темы выполненной психодиагностической работы, цели и задачи, психодиагностическую гипотезу, описание комплекса диагностического средств (включая карту наблюдений и перечень вопросов к беседе).
2.Оригиналы протоколов обследования
3.Сводные таблицы результатов обследования с их описанием и их интерпретацией
4.Психологические заключения (форма и количество заключений уточняется с руководителем практики)
5.Отчет о консультации по результатам психодиагностического обследования с указанием адресата консультации
6.Самоотчет (дневник практики).
Задания по психодиагностике
1. Провести предварительную беседу с заказчиком с целью «распакетирования» психодиагностической проблемы.
2. Сформулировать психодиагностическую гипотезу.
3. Подобрать комплекс диагностических средств, позволяющих максимально адекватно реализовывать цели и задачи диагностического обследования.
4. Составить программу психодиагностического обследования.
5. Провести психодиагностическое обследование.
6. Обработать и проинтерпретировать эмпирический материал, полученный в ходе диагностического обследования.
7. Составить психодиагностические заключения.
8. Провести консультацию по результатам обследования.
Приложение 2
Методики исследования
Анализ продуктов деятельности учащихся как метод психологического
Исследования
Цель: Выработать у студентов навык анализа продуктов деятельности учащихся с целью изучения их психологических особенностей.
Методические указания к заданию
К продуктам деятельности относятся предметные или знаковые результаты умственной или физической активности учащихся. Построенные в мастерской или дома модели механизмов, нарисованные картинки или составленные диаграммы, написанные сочинения или письма, дневник, состояние учебников, ведение школьного дневника и учебных тетрадей – все это продукты деятельности. В продукты деятельности «вкладываются», а следовательно в них отражаются особенности мышления, воображения, умения и навыки, черты характера. Точных критериев анализа многообразных продуктов деятельности учащихся разных возрастов нет. Критерии подвижны и относительны.
Программа анализа дневника, тетрадей, учебников.
Внешний вид дневника, учебников, тетрадей: есть или нет суперобложки, чернильные помарки, посторонние (не относящиеся к содержанию предмета) рисунки, выпадение страниц, загнутость углов страниц, «дорисовка», «разукрашивание» фотографий, рисунков в учебниках.
Регулярность записей расписания и домашнего задания в дневнике. Записи учителей и классного руководителя о поведении ученика на уроке, перемене. Вызов родителей в школу. Успеваемость ученика, отметки, сроки исправления неудовлетворительных отметок. Четвертные отметки, подписи родителей.
Ведение тетрадей: аккуратность (небрежность), системность (бессистемность) записей, грамотность, почерк.
Вывод на основе изучения дневника, тетрадей и учебника.
Приложение 3
2. Стилевые особенности поведения учителя в общении на уроке (по А. А.Леонтьеву)
№ | Отрицательное | Положительное | |||||||||
Просто называет тему, не пытается заинтересовать учеников. | Заинтересовывает, умело разъясняя тему, определяя цели | ||||||||||
Не следит за ходом обсуждения, допускает многословие, отклонение от темы | Не допускает многословия и отклонения от темы | ||||||||||
Не умеет прерывать повторения | Пресекает общее повторение уже сказанного | ||||||||||
Не подводит частичных итогов в ходе урока | Каждый этап урока завершает выводом | ||||||||||
Неполно подводит заключительный итог, не сравнивает его с поставленной целью (итог отсутствует) | Подводит заключительный итог, сравнивая его с поставленной целью | ||||||||||
Слишком рано прерывает, не умеет внимательно слушать | Умеет внимательно слушать, не прерывая преждевременно | ||||||||||
Недостаточно активизирует пассивных учеников | Активизирует пассивных учеников | ||||||||||
Не умеет предупреждать и разрешать конфликты | Умеет предупредить и разрешить конфликт | ||||||||||
Не вовлекает всех учеников в общение | Вовлекает в общение всех учеников | ||||||||||
Не умеет создавать деловую атмосферу | Может обеспечить деловую обстановку | ||||||||||
Много говорит сам, мало спрашивает и слушает | Выясняет мнения, сам говорит мало, но по существу | ||||||||||
Грубый, бестактный, невежливый | Вежливый, корректный, деликатный |
ИНСТРУКЦИЯ:
бланк заполняется при посещении уроков у одного учителя; цифры 1,2,3,4,5,6,7, 8 в бланке обозначают номер урока; оценки для каждой характеристики общения выставляют по вертикали (от 1 до 7 баллов); 0 баллов ставится в том случае, если качество не может наблюдаться объективно (например, качество слушания на контрольном уроке, при написании диктанта); если качество оценивается отрицательно, ставятся оценки от 1 до 3 баллов, положительно – от 5 до 7 баллов; в последней колонке подсчитывается среднее арифметическое по каждой из 12 характеристик отдельно (сложить все 7 баллов и разделить на 7 ); если представленное количество не может наблюдаться, то оно не оценивается (0 баллов); в этом случае среднее арифметическое высчитывается, исходя из имеющихся оценок; в п. 8 высокие оценки ставятся при отсутствии конфликтов.
Содержание наблюдений на уроках
0 урок (пробный) – наблюдаются все ниже перечисленные характеристики, наблюдения записываются в графу «Примечание».
1 урок – общая характеристика стилей, темперамент учителя. Для описания студент может воспользоваться любой классификацией.
В случае, если стиль общения определяется как либеральный, демократический, авторитарный, для наблюдений и анализа можно использовать следующие рекомендации.
Демократический стиль.
Наблюдается: побуждение к совместной деятельности, разделение ответственности «делегирование полномочий», уважение к говорящему, организация диалога, В речи – преобладание местоимений МЫ, конструкций «Давайте вместе…», «Кто считает иначе…», «Как вы считаете» и т. д.
Авторитарный стиль.
Наблюдается: повелительная интонация, монолог, стремление к единоличной ответственности. В речи – местоимение Я, конструкции «Я считаю». «Слушать!», «Пишите!».
Либеральный стиль.
Преобладание призывов, просьб, сокращение дистанции в общении с учениками – заигрывание, попытки утвердиться за счет других, демонстрация тождественности с учениками, ответственность перекладывается на учеников, встречаются нарушения педагогической этики. В речи – использование молодежного сленга.
Непоследовательный стиль.
Сочетает характеристики всех стилей, как правило, не подчинено определенной цели, смена стилей происходит стихийно, ситуативно.
Возможно сочетание разных стилей: авторитарно-демократический, либерально-демократический, Можно наблюдать умелое использование и смену стилей учителем в зависимости от обстоятельств для решения воспитательных и дидактических задач.
Приложение 4