Раздел 2. Организация и проведение психолого-педагогических исследований личностных особенностей учащихся.

Содержание деятельности.

1. Организация и проведение наблюдений за поведением трёх учащихся на уроках, переменах, во внеурочной деятельности. (Схема наблюдений Фландерса, И. В. Зимней)

2. Подготовка и проведение психодиагностической беседы с тремя учащимися, направленной на выявление индивидуально-психологических особенностей.

3. Анализ продуктов деятельности трёх учащихся (тетради, рисунки) для составления психологического портрета.

4. Разработка анкеты, направленной на выявление индивидуально-психологических особенностей учащихся; анкетирование учащихся.

5. Изучение данных психодиагностического исследования личности трёх учащихся, представленных психологом.

Составление индивидуально-психологических портретов трёх учащихся на основе данных, полученных в результате исследования.

Содержание отчета.

Индивидуально-психологические портреты трех учащихся.

Раздел 3. Освоение приёмов проведения психолого-педагогического анализа урока и анализа стиля педагогической деятельности учителя.

Содержание деятельности.

1. Посещение 12 уроков у трех учителей (по четыре урока у каждого учителя)

2. Наблюдение за педагогической деятельностью учителя на уроке, беседы с учителем. ( схема наблюдений Фландерса, И. В. Зимней)

Анализ пяти уроков (предварительный, текущий, ретроспективный)

Содержание отчета.

1. Описание стилей педагогической деятельности трёх учителей.

2. Психолого-педагогический анализ пяти уроков.

Раздел 4. Подведение итогов практики в школе.

Содержание деятельности.

1. Индивидуальные выступления студентов на итоговой конференции.

2. Обсуждение итогов практики в школе.

3. Совместная разработка предложений по совершенствованию содержания и организации практики.

Содержание отчета.

Представление отчетной документации, включающей:

1. Письменный отчет студента о выполненной работе согласно индивидуальному плану прохождения практики;

2. Дневника практики;

3. Учетной карточки студента;

4. Характеристику студента с места прохождения практики.

7.Учебно – методическое обеспечение дисциплины

7.1. Рекомендуемая литература:

а) основная литература:

1. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А. Зимняя. – Изд. 2-е, доп., испр. и пер. – М.: Логос, 2007. - 382 с.

б) дополнительная литература:

1. Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии / Б.Ц. Бадмаев. - М.: Владос, 2004.

2. Герасимова, В.С. Методика преподавания психологии. Курс лекций / В.С. Герасимова. – М.: Ось-89, 2007.

3. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии / В.Н. Карандашев. – СПб.: Питер, 2007.

4. Кульневич, С. В. Анализ современного урока: Практическое пособие для учителей, методистов, классных руководителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2003.

5. Педагогическая психология: Учебное пособие / Е. В. Алексеева, П. . Виноградов, О. Б. Долгинова и др.; под ред. А. В. Орлова, П. Н. Виноградова. – СПБ.: Издательство РГПУ, 2004.

6. Преподавание психологи в школе. III-XI классы. Учебнo-метoдическoе пoсoбие / под ред. Дубровиной И.В. – М.: МПСИ, 2007.

7. Психологические задания к педагогической практике студентов: Пособие для преподавателей вузов / А. Э. Штейнмец [и др.]; под ред. А. Э. Штейнмеца. – М.: ВЛАДОС, 2002.

8. Психологические основы педагогической практики студентов: Учебное пособие для педагогических вузов / под ред. А. С. Чернышева. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

9. Самоукина, Н.В. Практическая психология в школе: лекции, консультации, тренинги / Н.В. Самоукина. - М., 1997.

10. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. 4 части / К Фопель. - М.: Генезис, 2000

11. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г.А. Цукерман. - Москва-Рига, 1995.

8. Методические рекомендации по организации и проведению практики

8.1. Методические рекомендации преподавателю

Организация условий практики: договоренность с учреждениями, ознакомление с содержанием практики руководителей в учреждениях и студентов, проведение установочной и итоговой конференции. Контроль за выполнением заданий.

Производственная практика проводится в 8семестре в течение 5 недель.

Перед началом практики курсовой руководитель, деканат факультета совместно с соответствующими кафедрами проводят установочную конференцию, на которой бакалаврам определяют цель, задачи, содержание и порядок прохождения практики. По завершении практики проводятся заключительные мероприятия, посвященные анализу ее итогов. Формы подведения итогов могут быть разные: конференции, круглые столы, творческие мастерские, индивидуальная защита и т.п.

Согласно Трудовому кодексу РФ, продолжительность рабочего дня при прохождении практики в организациях для бакалавров в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю (ст. 43 Трудового кодекса РФ), в возрасте от 18 и старше не более 40 часов в неделю (ст. 42 Трудового кодекса РФ).

Ежедневно студенты проводят по месту прохождения практики не менее 4 часов (с 9.00 до 13.00). Два часа в день отводятся на методическую работу, место проведения которой студент выбирает самостоятельно.

Во время прохождения практики помимо центральной ее задачи, студент выполняет обязанности психолога.

Базой прохождения практики являются образовательные учреждения различного профиля, которые могут обеспечить оптимальные условия для работы студентов-психологов, и имеют штатного психолога с высшим психологическим образованием.

Руководство практикой осуществляется преподавателями кафедры психологии личности.

С момента выхода бакалавров на практику в образовательные учреждения (организации), на них распространяются действующие в учреждении (организации) правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, с которыми они должны быть ознакомлены на установочной конференции.

Для руководства практикой бакалавров в образовательных учреждениях назначается руководитель практики от высшего учебного заведения и от организации.

Продолжительность рабочего дня методиста, руководителя практики зависит от фактически затраченного количества часов, но не превышает 6 часов в день

Наши рекомендации