Поведенческие проявления типов темперамента
Сангвиник | Флегматик | Холерик | Меланхолик |
Подвижен, находчив, легко привыкает к новой обстановке, остроумен в общении со сверстниками, легко устанавливает дружеские отношения, поэтому пластичен в поведении. | Трудно переключается с одной работы на другую и приспосабливается к меняющимся обстоятельствам. В установлении отношений с новыми людьми затрудняется. | Нередко вспыльчив, несдержан, поэтому бывает недостаточно пластичен во взаимоотношениях с товарищами. | Легко теряется при изменении обстоятельств, подвержен стрессовым состояниям. Так, спрошенный на уроке в присутствии завуча, начал говорить слабым голосом, но осекся и в целом ответить на вопрос не смог, хотя, как выяснилось, материал знал. |
Активен на уроках в тех случаях, когда работа представляется интересной. Если это не так, то легко отвлекается. | Экспрессивность низкая, по внешнему виду трудно судить о настроении и отношении; может показаться, что на уроке он равнодушен к изучаемому материалу. Его трудно рассмешить или вывести из себя. | Может просидеть над трудной задачей долго, раздражаясь при попытках его отвлечь. | Очень чувствителен. Это касается и малейших неприятностей. Долго переживает замечания учителя, неудачи легко вызывают слезы. |
Экспрессивен, по внешнему виду легко угадать отношение к событию и настроение, которое, кстати сказать чаще бывает приподнятым. | Высокая работоспособность, надолго сосредоточивается на кропотливом деле, не спеша его выполняет, терпелив, на уроках внимателен. | Нетерпелив, плохо переносит кропотливую работу и ожидания. | Задумчив, мечтателен, к подвижным и шумным играм не тяготеет, в себе не уверен, в коллективе класса пассивен, от выступлений перед товарищами уклоняется. |
Расстраивается редко и ненадолго. | Спокоен. | В отношениях с товарищами слишком прямолинеен. | Настроение чаще пасмурное. |
в) Провести с учеником тестирование по методике Айзенка для определения типа темперамента (вариант методики выбирается с учетом возраста испытуемого). Подтвердились ли выводы, сделанные на основе наблюдения и беседы с учеником, результатами теста?
6. Описать основные черты характера подростка, проявляющиеся в отношении: а) к труду; б) к учению; в) к сверстникам и взрослым; г) к самому себе.
7. Охарактеризовать отношения ученика с учителями, его участие в общественной жизни школы.
8. Описать положение ученика в коллективе: отношения с одноклассниками, типичные конфликты, друзья (привести примеры из наблюдения).
9. На основании проведенного исследования сделать окончательный вывод об особенностях личности данного школьника:
- степень адаптации ученика к школе и классу;
- состояние общего личностного развития, в чем успешность становления личности;
- какие имеются проблемы личностного характера;
- каковы перспективы дальнейшего развития.
10. Разработать психологически грамотные педагогические рекомендации (школьнику, учителям, родителям): определить пути индивидуального подхода к данному ученику в процессе обучения и воспитания с учетом полученных результатов, на какие сильные стороны личностного развития, следует опираться, какие особенности затрудняют жизнедеятельность подростка (или таковых нет) и т.д.
11. Анализ собственной деятельности: описать чувства, эмоции, которые возникли как при выполнении задания по психологии, так и практики в целом, проанализировать возникшие затруднения и возможные способы их преодоления.
В конце отчета обязательно прилагаются исследовательские и диагностические материалы.
Критерии оценки качества выполнения задания:
1. Подтверждение характеристики фактическими материалами (фактами, событиями школьной жизни, признаками поведения ученика, опыта общения с ним и т.д.).
2. Логичность, доказательность рассуждений о личности ученика.
3. Психологическая аргументация выводов.
4. Полнота раскрытия своеобразия личности подростка.
5. Психологическая содержательность педагогических рекомендаций (усмотрение проблемы в личности учащегося, развертывание ее решения).
6. Грамотность в оформлении отчета.
7. Своевременное предоставление отчета.
Литература для теоретического обзора при подготовке к исследованию и его выполнению:
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход.- М., 1992.
2. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – Кн. 1: Общие основы психологии.- М.: 2001.
3. Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Психология человека.- М., 1995.
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов н/Д, 2003.
Литература для методической подготовки к исследованию и его выполнению:
5. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2006.
6. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – Кн. 3:Психодиагностика.- М., 2001.
7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. – Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста - М., 2003.