Тема 9. Программа проектной деятельности для учащихся
Цель проектной деятельности в образовании - это активизация процесса обучения, своеобразный переход от развития личности к раскрытию интеллектуального и креативного потенциала личности, то есть, в конечном счете, к саморазвитию. Это особенно важно еще и потому, что саморазвитие – это процесс, который должен идти в течение всей жизни человека, и важно с детства приучить ребенка к мысли о необходимости самостоятельной исследовательской активности, иначе развитие личности может остановиться при прекращении руководства извне.
Целью программных разработок в проектной деятельности учащихся является готовность к проектированию самостоятельной исследовательской деятельности. Рассмотрим, каким образом работают показатели готовности.
Наличие исследовательского интереса. Наличие исследовательского интереса – стремление познавать окружающий мир - имманентно присуще ребенку. Однако эту способность необходимо диагностировать и постоянно развивать. В литературе существуют различные трактовки проблемы исследовательского интереса. Мы предлагаем посмотреть на эту проблему с двух сторон – с точки зрения интеллектуального развития и креативного мышления.
Если следовать популярным стереотипам, то очень творческие люди эксцентричны, интровертны, невротичны, не умеют вести себя в обществе. Их интересы несбалансированны. Несмотря на то что некоторые художники и артисты культивируют именно такое представление о себе, в целом оно далеко от действительности, Непосредственное изучение творческих личностей приоткрывает совсем другую картину.
1. Для людей с нормальным интеллектом существует некоторая корреляция между креативностью и IQ. Другими словами, более интеллектуально активные люди, как правило, имеют сравнительно небольшую тенденцию быть более творческими, но чаще всего при любом данном уровне IQ некоторые люди креативны, а некоторые — нет. Если IQ — 120, то этого более чем достаточно, чтобы человек мог писать романы, проводить исследования или заниматься другой научной работой. Как показали американские исследования – это средний коэффициент интеллекта выпускника бакалавриата. IQ выше 120 уже ничего не добавляет к творческим способностям (Sternberg & Lubart, 1995).
2. Творческим людям свойственны знания и интересы выше среднего, и они более свободно комбинируют идеи из различных источников.
3. Творческие люди проявляют готовность к новому жизненному опыту. Они допускают иррациональные идеи и не замкнуты на своих переживаниях.
4. Творческим людям нравится мыслить символически, они получают удовольствие от новых идей, понятий и возможностей. Как правило, они интересуются истиной, формой и красотой, а не признанием и успехом. Их творчество — награда само по себе.
5. Очень творческие люди ценят независимость и предпочитают сложность. Они не следуют традициям и по большей части нонконформисты; в противном случае они не будут необычными, оригинальными и эксцентричными людьми.
Широко распространено мнение, что люди проявляют творческие способности только в отдельной области и обладают лишь определенными навыками или знанием. Например, писатель может быть совершенно бездарным художником или бизнесменом. Пожалуй, это происходит потому, что творчество предпочитает подготовленное сознание. Люди, проявляющие творчество в отдельной сфере, основывают его на больших запасах существующего знания.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ
Общие черты
Оригинальность
Беглость речи
Относительно высокий интеллект
Хорошее воображение
Мыслительные способности
Применяет метафоры в мышлении
Принимает гибкие решения
Использует широкие категории
Делает независимые суждения
Использует психические образы
Легко справляется с чем-то новым
Рассуждает логически
Может сломать психологические барьеры
Находит порядок в хаосе
Стиль мышления
Подвергает сомнению предположения, спрашивает «почему?»
Ищет пробелы в знании
На основе существующего знания придумывает новые идеи
Предпочитает невербальную коммуникацию
Получает удовольствие от мысленных образов
Находит красоту в «хороших» проблемах и изящных решениях
Пользуется случаем
Личностные характеристики
Склонен к интеллектуальному риску
Настойчиво разрешает задачи
Любопытен и открыт для нового опыта
Очень интересуется работой
Чувствует дискомфорт правил и ограничений
Стремится к компетентности и новым сложным проблемам
Толерантен к неопределенности
Широкий спектр интересов
Игриво относится к идеям
Ценит творчество и оригинальность
Обладает хорошей интуицией (Д.Кун, 2002)