Тема 9. Программа проектной деятельности для учащихся

Цель проектной деятельности в образовании - это активизация процесса обучения, своеобразный переход от развития личности к раскрытию интеллектуального и креативного потенциала личности, то есть, в конечном счете, к саморазвитию. Это особенно важно еще и потому, что саморазвитие – это процесс, который должен идти в течение всей жизни человека, и важно с детства приучить ребенка к мысли о необходимости самостоятельной исследовательской активности, иначе развитие личности может остановиться при прекращении руководства извне.

Целью программных разработок в проектной деятельности учащихся является готовность к проектированию самостоятельной исследовательской деятельности. Рассмотрим, каким образом работают показатели готовности.

Наличие исследовательского интереса. Наличие исследовательского интереса – стремление познавать окружающий мир - имманентно присуще ребенку. Однако эту способность необходимо диагностировать и постоянно развивать. В литературе существуют различные трактовки проблемы исследовательского интереса. Мы предлагаем посмотреть на эту проблему с двух сторон – с точки зрения интеллектуального развития и креативного мышления.

Если следовать популярным стереотипам, то очень творческие люди эксцентричны, интровертны, невротичны, не умеют вести себя в обществе. Их интересы несбалансированны. Несмотря на то что некоторые худож­ники и артисты культивируют именно такое представ­ление о себе, в целом оно далеко от действительности, Непосредственное изучение творческих личностей приоткрывает совсем другую картину.

1. Для людей с нормальным интеллектом существу­ет некоторая корреляция между креативностью и IQ. Другими словами, более интеллектуально активные люди, как прави­ло, имеют сравнительно небольшую тенденцию быть более творческими, но чаще всего при любом данном уровне IQ некоторые люди креативны, а некоторые — нет. Если IQ — 120, то этого более чем достаточно, чтобы человек мог писать романы, проводить исследова­ния или заниматься другой научной работой. Как показали американские исследования – это средний коэффициент интеллекта выпускника бакалавриата. IQ выше 120 уже ничего не добавляет к творческим способностям (Sternberg & Lubart, 1995).

2. Творческим людям свойственны знания и интере­сы выше среднего, и они более свободно комбини­руют идеи из различных источников.

3. Творческие люди проявляют готовность к новому жизненному опыту. Они допускают иррациональ­ные идеи и не замкнуты на своих переживаниях.

4. Творческим людям нравится мыслить символичес­ки, они получают удовольствие от новых идей, по­нятий и возможностей. Как правило, они интересу­ются истиной, формой и красотой, а не признанием и успехом. Их творчество — награда само по себе.

5. Очень творческие люди ценят независимость и предпочитают сложность. Они не следуют традициям и по большей части нонкон­формисты; в противном случае они не будут не­обычными, оригинальными и эксцентричными людьми.

Широко распространено мнение, что люди прояв­ляют творческие способности только в отдельной об­ласти и обладают лишь определенными навыками или знанием. Например, писатель может быть совер­шенно бездарным художником или бизнесменом. По­жалуй, это происходит потому, что творчество предпо­читает подготовленное сознание. Люди, проявляющие творчество в отдельной сфере, основывают его на больших запасах существующего знания.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ

Общие черты

Оригинальность

Беглость речи

Относительно высокий интеллект

Хорошее воображение

Мыслительные способности

Применяет метафоры в мышлении

Принимает гибкие решения

Использует широкие категории

Делает независимые суждения

Использует психические образы

Легко справляется с чем-то новым

Рассуждает логически

Может сломать психологические барьеры

Находит порядок в хаосе

Стиль мышления

Подвергает сомнению предположения, спрашивает «почему?»

Ищет пробелы в знании

На основе существующего знания придумывает но­вые идеи

Предпочитает невербальную коммуникацию

Получает удовольствие от мысленных образов

Находит красоту в «хороших» проблемах и изящ­ных решениях

Пользуется случаем

Личностные характеристики

Склонен к интеллектуальному риску

Настойчиво разрешает задачи

Любопытен и открыт для нового опыта

Очень интересуется работой

Чувствует дискомфорт правил и ограничений

Стремится к компетентности и новым сложным проблемам

Толерантен к неопределенности

Широкий спектр интересов

Игриво относится к идеям

Ценит творчество и оригинальность

Обладает хорошей интуицией (Д.Кун, 2002)

Наши рекомендации