Описание методов статистической обработки эмпирических данных

Отдельным разделом в курсовой/дипломной работе является раздел, посвященный описанию методов статистической обработки эмпирических данных.

Необходимо указать, какие показатели описательной статистики, и какие статистике критерии использовались (см. параграф 4.3.2. «Методы количественного анализа эмпирических данных»). При этом недостаточно их просто назвать, Не6обходимо показать, в каких случаях и при сопоставлении каких показателей они использовались.

Пример: При статистической обработке полученных эмпирических данных нами были использованы программы вычисления MS Excel, SPSS, а также следующие методы:

1. Подсчет среднего арифметического (Х) и среднего квадратичного отклонения (σ).

2. U – критерий Манна-Уитни, применяемый в нашем исследовании для оценки различий между двумя выборками (группой сотрудников производственного и непроизводственного отделов) по следующим показателям: уровень удовлетворенности трудом, уровень удовлетворенности корпоративной культурой организации.

3. ANOVA – однофакторный дисперсионный анализ, используемый в нашей работе для изучения влияния удовлетворенности трудом и корпоративной культурой на степень организационной приверженности сотрудников.

Для оценки влияния удовлетворенности трудом мы разделили каждую группу сотрудников на три подгруппы, согласно уровням удовлетворенности, предложенным К. Замфир: неудовлетворенные, умеренно удовлетворенные и высоко удовлетворенные сотрудников.

Для оценки влияния удовлетворенности корпоративной культурой мы разделили каждую группу сотрудников на две подгруппы: с низким уровнем неудовлетворенности и высоким уровнем удовлетворенности. В первую подгруппу вошли сотрудники, которые демонстрировали значимые различия в оценках каждого из элементов реальной и предпочитаемой корпоративной культуры, во вторую – те, которые демонстрировали различия, не превышающие достоверных.

При описании статистических методов нет необходимости приводить формулы и вычисления.

Описание результатов эмпирического исследования

Требования к представлению результатов эмпирического исследования

В параграфах эмпирической части, следующих за разделом «Организация и методы исследования», осуществляется представление результатов эмпирического исследования. Для удобства восприятия количественные данные оформляются в виде таблиц и рисунков, которые сопровождаются их описанием и интерпретацией. Особую ценность психологического исследования представляет интерпретация или научное объяснение полученных результатов в соответствии с исходными теоретическими положениями, целью, задачами и гипотезами исследования, отражающими позицию автора.

Общая схема параграфа эмпирической части по представлению результатов исследования выглядит следующим образом:

· Введение - указывается исследовательская проблема (задача) и методический инструментарий, используемый для ее решения.

· Представление результатов исследования- представляются таблицы и рисунки, в которых отражены результаты данного этапа исследования.

· Описание и интерпретация результатов исследования.

· Выводы - формулируются общие выводы по параграфу относительно результатов данного этапа (задачи) исследования.

Рассмотрим более подробно содержание каждого из указанных структурных элементов.

Введение

Содержание каждого параграфа эмпирической части раскрывает результаты решения конкретной задачи на основе собранных автором фактических данных, что обеспечивает в дальнейшем достоверность выводов исследования. Поэтому желательно предварять представление результатов указанием поставленной задачи и методов исследования.

Пример:

3.2. Изучение стиля родительского отношения у не имеющих детей, беременных и родивших женщин

Результаты, полученные с помощью методики PARI, позволяют определить отношение женщины к семейной роли и к своему ребёнку (будущему или реальному). При этом особый интерес в рамках нашего исследования представляют следующие три аспекта родительского отношения:

- оптимальность эмоционального контакта с ребенком;

- эмоциональная дистанция с ребёнком;

- степень концентрации на ребёнке.

Исследование женщин, не имеющих детей, беременных и родивших показало, что между ними существуют значительные различия в указанных аспектах родительского отношении.

Представление результатов

· Полученные результаты могут быть представлены автором в разных формах: таблицы, рисунки, словесные описания. Каждый из указанных видов дополняет другой, позволяя создать целостное впечатление о работе. При этом одни и те же данные не рекомендуется представлять и в форме таблиц, и в форме рисунков.

В целом, описание результатов в отдельном параграфе эмпирической части должно быть упорядочено в соответствии с поставленными задачами. Начинать представление полученных результатов целесообразно с общих аспектов изучаемой проблемы, последовательно переходя к раскрытию более частных моментов исследования.

«Сырые» (индивидуальные) результаты, как правило, приводятся в Приложении в виде итоговых таблиц при оформлении в тексте соответствующей ссылки (см. оформление Приложений), В тексте же параграфа эмпирической главы помещают таблицы и рисунки, содержащие обобщенные результаты исследования (см. оформление таблиц и рисунков).

Как правило, в таблицах и рисунках приводятся показатели, отражающие средние значения уровня развития определенного качества у испытуемых и/или частоту встречаемости того или иного признака в данной выборочной совокупности. Представление результатов исследования должно быть полным и разносторонним, но при этом необходимо исключить дублирующие друг друга таблицы и рисунки.

Пример:

Результаты исследования студентов в ситуации устного экзамена во время проведения текущей (ТА) – 3 курс и итоговой (ИА) – 5 курс аттестаций, показывают, что и для студентов разных курсов экзаменационная сессия выступает в качестве мощного стрессора (см. Рис. 1).

Описание методов статистической обработки эмпирических данных - student2.ru

Рис. 1. Динамика уровня ситуативной тревожности студентов во время итоговой и текущей аттестации

Примечание: шкала оценки уровня ситуативной тревожности (СТ): низкий уровень – до 30 баллов; средний (умеренный) уровень – от 31 до 44 баллов; высокий уровень – 45 и более баллов.

Наши рекомендации