Сообщение «Что такое самосознание?»
Сегодня мы продолжим знакомиться с новыми гранями личности, и темой нашего тренинга будет высший уровень развития человеческой психики: самосознание. Мы приблизимся к пониманию сложной структуры самосознания человека и остановимся на представлении человека о себе самом — его «Я-концепции», попробуем выяснить, что вы знаете о самих себе, каково ваше мнение о собственном «Я».
1. Знаем ли мы самих себя?
Еще древние философы и мудрецы обращали внимание на то, что познание самого себя является одной из наиболее важных и одновременно наиболее сложных задач человека. «Познай самого себя!» — этот знаменитый девиз, как вы помните, принадлежал древнегреческому мудрецу Сократу; а римский поэт и философ Сенека считал, что «целью жизни является самопознание и проистекающая отсюда свобода».
Казалось бы, «Я» — такой родной и близкий, конечно, я знаю себя. Но психологические исследования показывают, что объективное познание себя во всех своих проявлениях — чрезвычайно сложно и почти невозможно. Мы прячемся от самих себя — то приписывая себе желательные качества, то идентифицируя себя с каким-то посторонним человеком, то вытесняя неприятную информацию и демонстрируя окружающим только то, что они хотели бы видеть. Сознание человека, о котором мы говорили на первом уроке, ориентировано на познание внешнего мира, а самосознание — внутрь человеческой психики. Существует мнение, что человек по-настоящему стал человеком в тот момент, когда у него сформировалось понятие «Я».
2. Процесс самосознания и «Я-образ».
Самосознание можно рассматривать как процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе, и тогда говорят о самопознании, которое протекает главным образом в виде самонаблюдения и самооценки, сопоставления себя с другими. Но самосознание характеризуется также своим продуктом — представлением о себе, «Я-образом», или «Я-концепцией». Уровень самосознания, уровень сложности, интегрированности и устойчивости образа «Я» тесно связан с развитием интеллекта. Маленький ребенок еще не вычленяет себя из окружающего мира, он не способен противопоставить себя всему другому «Не-Я».
В «Я-образе» выделяется два аспекта: знание о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе — его «Я-концепцию». Однако знания о себе, естественно, ему небезразличны: то, что он узнает, он оценивает, испытывая определенные чувства, — т. е. формируется более или менее устойчивое само отношение. Не все в собственном самоотношении ясно осознанно, некоторые аспекты «Я-образа» ускользают от сознания, неосознанны. Стремление видеть и отмечать в себе социально одобряемые качества — одно из реальных стремлений человека, которое, конечно же, отражается в его «Я-концепции». Психологи выделяют такой феномен, как «эффект фасада», — т. е. часто человек хочет произвести хорошее впечатление, выглядеть лучше, чем он есть на самом деле. Иногда он сам искренне в это верит.
Упражнение «Интервью»
Цель: выявление готовности коллектива глубоко и серьезно работать на заданиях, определение искренности в общении группы, ее сплоченности, а также утверждение самооценки.
Быть искренним и откровенным перед самим собой, а тем более перед другими – довольно трудная задача. Но мы уже достаточно хорошо знаем друг друга и готовы отвечать на любые вопросы откровенно и чистосердечно. Каждый из вас приготовил по одному вопросу для других членов группы и готов дать интервью. Одно правило такого интервью – отвечать как можно полнее и откровеннее. Тем самым вы попытаетесь еще лучше разобраться в себе, ведь вопросы касаются особенностей вашего характера, ваших интересов и привычек, привязанностей и взглядов на те или иные сложные жизненные проблемы. Одним словом – вы очень интересный человек. И у окружающих к вам много вопросов. Кто готов первым дать интервью?
Упражнение «Без маски»
Цель: углубление процессов самораскрытия, достижение искренности в группе, помощь в определении личностных ценностей.
Мы уже убедились, что в данном коллективе можно быть искренним. Давайте еще раз попробуем поведать друг другу что-то о себе без всякой предварительной подготовки. Перед вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу продолжать фразу, начало которой написано в ней. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным! Присутствующие будут внимательно слушать вас и если они почувствуют фальшь в ваших словах, придется взять другую карточку с новым текстом и попробовать еже раз ответить. Кто хочет первым?
Примерное содержание карточек:
«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…»
«Мне очень трудно забыть, но я … »
«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…»
«Мне бывает стыдно, когда я…»
«Особенно меня раздражает то, что я…»
«Мне особенно приятно, когда меня…»
«Знаю, что это очень трудно, но я…»
«Иногда люди не понимают меня, потому что я…»
«Верю, что я еще…»
«Думаю, что самое важное для меня…»
«Когда я был маленький, я часто…»
«Мои родители…»
«Мои друзья редко…»
Чтение сказки «Цветок кактуса»
Красота души может проявляться во всех и во всем. Даже в цветке кактуса...
М.Скребцова
Однажды утром в жаркой пустыне, где утро и день одинаково знойны, родился цветок. Это был кактус. Он стал десятым ребенком в большой семье. Все дети в этой семье получали железное воспитание. Им полагалась лишь капелька влаги в неделю. Такое воспитание давало свои плоды. Кактусы вырастали выносливыми и молчаливыми. Они умели терпеть, не задавая лишних вопросов. Десятый ребенок был другим. Он задавал вопросы. Сначала своей матери и братьям, а затем, так и не дождавшись их ответа, всем, кого видел вокруг. «Интересно, можно ли утонуть в песках? — думал кактус. «А небо — это тоже песок? Но почему оно другого цвета? Почему оно так редко плачет, ведь его слезы дают нам столько свежести!?
Его мать сердилась и ворчала: «Ты спрашиваешь слишком много... для кактуса. Ты должен молчать и терпеть..., как все мы!»
Но кактус не хотел терпеть. Непереносимая холодность, исходившая от его гордо молчавших, таких неуязвимых собратьев, томила и жгла его сердце. И он разговаривал с солнцем и песками, ветром и редким дождем, а ночами — с далекими звездами. Все они пели ему свои песни о земных и небесных мирах, о жизни других...
«Другие! Вот бы увидеть их!» — мечтал кактус.
Пески рассказали ему о людях. О людях они знали бесконечно много! Это были увлекательные истории: веселые и печальные, тревожные и даже страшные.
«Люди! Как они выглядят? Вот бы дотронуться до них иглами», — вздыхал мечтатель.
«Ха-ха-ха», — смеялись звезды. «Люди не любят колючих. Они убегают от того, кто делает им больно... Им нужно светить, тогда они тоже светятся и остаются с тобой... навсегда», — так говорили звезды.
«Пески рассказывают, что люди знают все на свете. Они не молчат, как мы...», — размышлял кактус.
«Да, они не молчат... Если безмолвствует их язык, то говорят их глаза, сердце и душа», — говорили кактусу звезды.
«Душа! Что это? Есть ли это, у нас, кактусов?!» — спрашивал кактус.
И вот однажды случилось чудо. Кактус увидел людей и расслышал их слова: «Что за создание, пустыня! Суровое царство однообразия и безмолвия! Она приветствует лишь колючками растений, да и то, если расценивать это как приветствие. Сравнимы ли благоухающие цветы лугов с этими уродливыми...»
Кактус понял, что говорят о нем. Он впервые узнал, что некрасив и уродлив. Ему захотелось плакать. И на нем действительно выступили капли слез, просочившиеся через частые иглы. «Смотри-ка, плачущий кактус! — заметил один из людей и прикоснулся к нему. — Его иглы совсем не колются, это, наверно, какой-либо новый вид неколючих кактусов. Интересно, много их тут?» — и люди посмотрели вокруг себя. В стороне росли другие кактусы. Люди подошли к ним, нагнулись и тут же одернули руки — острые иглы больно поранили их пальцы! «Да, видно он один здесь такой, нежный!» — говорили люди, возвращаясь к удивительному кактусу.
Кактус чуть не умер от счастья, когда увидел вновь приближающихся к нему людей. По мере того как они приближались, лица их озарялись неописуемым восторгом: «Смотри! Чудо красоты! Белоснежное чудо! Сокровище! Благоухание всех цветов земли не сравнится с его чарующим ароматом. Боже, не снится ли это нам!» — и люди замерли перед кактусом в безмолвном восхищении.
«О чем это они? Да, люди очень странные: то они называют меня уродом, то замирают перед чем-то во мне в восхищении», — удивлялся кактус. А прекрасный цветок — чудо красоты, неумолимо рос и рос из него. Все пространство вокруг благоухало. И дивный свет исходил от белоснежного чуда, рожденного кактусом.
Была ночь. Небо, усыпанное звездами, как бы раскрыло свои объятия волшебному цветку кактуса. При звездном мерцании он выглядел божественно прекрасно. Звезды говорили кактусу: «Теперь ты увидел душу... Твой цветок открыл ее в людях... Ты счастлив».
Обсуждение сказки
Вопросы и задания к сказке:
• Чем цветок кактуса отличается от других цветов?
• Какой характер был у кактуса из сказки?
• Что изменилось в людях при виде цветущего кактуса?
• Представьте, что вы заблудились в пустыне. Расскажите, как кактус из сказки поможет вам найти дорогу к дому.
• Подумайте, какую увлекательную историю о себе или о других людях вы могли бы рассказать кактусу из сказки. Расскажите ему эту историю.
• Представьте, что у вас на окне поселился кактус. Расскажите о том, как вы будете за ним ухаживать.
Творческое задание «Украшаем кактус»
На ватмане нарисован большой кактус и психолог просит детей перечислить качества кактуса из сказки. Каждое новое качество дарит кактусу цветок. В результате игры на доске рождается кактус с волшебными цветами доброты, любви, красоты, чуткости и др. качествами. Затем дети делятся на группы. Одна группа — звезды, другая — облака, третья — солнечные лучи, четвертая — капельки дождя, пятая — люди или обитатели пустыни и т.д. Каждая группа должна выбрать какой-либо один волшебный цветок кактуса и рассказать, как этот цветок научил их тому или иному качеству.
Рефлексия
Цель: активизация процесса самопознания.
Закончить фразу: «Сегодня в свой портфель личных достижений я кладу…»
Ритуал прощания