Коллективная работа: «Ключи в мой внутренний Дом»
Материалы:Магнитофон, кассета с инструментальной музыкой, ключи разной формы, повязки на глаза
Ведущий выкладывает на пол перед участниками ключи разных размеров и формы.
5.1. Ведущий: Вы рассказали о своем доме, о своем внутреннем мире. Но в каждом доме есть такая комната, куда мы сами редко заглядываем и о которой тем более не знают другие. Что это за комната? Перед вами лежат ключи от дверей, за которыми скрыты какие-то неизведанные стороны вашего дома. Ключ символичен. Это предмет, который может спрятать, закрыть нас от окружающего мира и может открыть дверь к чему-то новому, необычному…Каждый может выбрать себе ключ, который чем-то привлек вас, показался наиболее интересным, и рассказать, от какой двери этот ключ и что в этой комнате.
5.2. Участники выбирают ключи и рисуют свою Тайную комнату.
5.3. Участники по очереди (по мере готовности) рассказывают о своем рисунке.
Вопросы (по мере необходимости) Что это за комната?
Где она находится?
Что ты чувствуешь, когда туда заходишь?
Есть ли там что-то, что может тебе пригодиться?
Почему эта комната стала тайной?
5.4. Ведущий: Теперь давайте снова вернемся в Свой Дом. Кто хочет, может снова одеть повязку на глаза, чтобы лучше увидеть Свой Дом…Вернитесь в то место, где Вы построили Свой Дом….Увидьте его…Обойдите вокруг него, посмотрите со всех сторон…А теперь войдите внутрь, обойдите его, почувствуйте, какая там температура…запах… Прислушайтесь к звукам Вашего Дома…Почувствуйте его.
Присмотрись, все ли нравится тебе в Твоем Доме…Если что-то не нравится, ты можешь изменить его, сделать так, чтобы тебе стало в нем хорошо. .окружи себя вещами, которые так дороги тебе, позови в него тех, кого ты хочешь видеть… Обойди Дом еще раз…Все ли так, как тебе хочется? Уютно ли тебе в нем? Посмотри на него снаружи…Все ли тебе нравится?
Сохрани в памяти Твой дом: в этом доме ты так часто бываешь…Запомни этот мир, запомни это место, и если это хорошие чувства, знай, чтобы не происходило вокруг Тебя, у Тебя всегда есть место, где Ты можешь оказаться и где Тебе будет так хорошо…Ты увидишь то, что Ты так любишь видеть, и здесь будут те вещи, которые так дороги Тебе, и придут сюда только те , кого ты хочешь видеть… Это твой мир, и никто не сможет отнять его у вас.
3.Творческая Мастерская
«Три причины для встречи»
Приветствие.
Психолог здоровается с участниками, затем просит подростков оценить условным сигналом свое настроение и готовность к работе : две ладони смотрят вверх –« у меня хорошее настроение сегодня», ладони повернуты тыльной стороной-«у меня сегодня плохое настроение», одна ладошка «лицом», а другая тыльной стороной –«мне сложно определить свое состояние».
- Принятие правил групповой работы.
Ведущий: «Закон джунглей» гласит: «Каждый сам за себя». Но создание «защитных барьеров» крадет у человека значительную часть радости жизни. Доверие по отношению к другому человеку не означает перекладывание ответственности на плечи того, кому доверяешь. Доверие основано на ощущении незримой связи, существующей между людьми, близкими по духу. Люди собираются вместе не случайно: всегда есть нечто, что их объединяет.
Люди рождаются в разных городах и странах. Но по какой-то удивительной закономерности они могут оказаться в одном месте, в одно время. Зачем судьба сводит людей в одной точке? Мудрецы говорят, что люди, оказавшиеся в одном месте, в одно время, могут быть полезны друг другу. Но каждый ли знает об этом? Каждый ли умеет ценить неповторимый миг встречи?
У каждого из нас своя судьба, свой путь, но мы соприкасается друг с другом по каким-то неведомым законам. С одними людьми мы расстаемся, едва соприкоснувшись, с другими – мы чувствуем общность и устанавливаем прочные связи.
На Востоке мудрецы говорят, что люди собираются вместе неслучайно.
Существует несколько причин, «притягивающих» людей друг к другу:
· первая причина – все собравшиеся являются плодами добрых деревьев;
· вторая причина – каждому из них при рождении дали величественное имя;
· третья причина – каждый из них верит в свое особое предназначение!
3. «Плоды добрых деревьев».
Материалы: Магнитофон, кассета с инструментальной музыкой, листы бумаги, гуашь, кисточки, ткань, двусторонний скотч.
Ведущий: Итак, мы – плоды добрых деревьев. - Но – каких? Давайте это узнаем. Расположитесь поудобнее. Закройте, пожалуйста, глаза, вдохните глубоко и свободно! Прислушайтесь к звучащей мелодии. Перенеситесь мысленно в тенистый парк, или в цветущий фруктовый сад или на взморье. Вас окружают множество деревьев. Это и плакучие ивы, развесившие свои сережки, это и стройный березки и величественные ели, могучие дубы или гибкий орешник, груши, сливы, вишни в цвету, или уже отягощенные плодами... Рассмотрите эти деревья внимательно, не торопясь. Представьте себе, как приятно прикоснуться к шершавой или гладкой коре, вдохнуть свежий запах листвы, или пряный - плодов и смолы. Попробуйте услышать то, о чем шепчет листва… Найдите свое родное дерево. Доброе дерево, плодом которого вы являетесь. Поговорите с ним. Вы можете находиться в тени своего дерева сколько пожелаете. Когда насладитесь беседой с ним, возвращайтесь к нам. Медленно и глубоко вдохните… Откройте глаза…
Перед вами на столе – краски им бумага. С их помощью вы нарисуете то дерево, которое вы увидели.
Ведущий раскладывает перед участниками ткань.
Посмотрите, перед вами – пустыня. Конечно, хотелось бы превратить ее в цветущий оазис. Здесь для каждого растения можно создать тот микроклимат, который ему необходим. Найдите то место, где вашему дереву будет достаточно света и влаги, тени или яркого света, если ему это необходимо. Вы можете посадить свое дерево в тени других деревьев, а можете поместить его на холме, чтобы и ветра обдували и солнышко припекало.
Когда все играющие познакомятся с деревьями друг друга, ведущий продолжает:
- Уважаемые посетители! Сегодня в саду появились новые экземпляры. Они необычны и восхитительны. У каждого растения своя история. Давайте познакомимся с ними.
4. «Величественное имя».
Материалы: листы бумаги, ручки.
- Итак, - продолжает ведущий, - мы начали с вами с восточной поговорки «люди собираются вместе неслучайно». Первая причина – все являются плодами добрых деревьев; и мы с вами в этом убедились, а также узнали плодами каких деревьев мы являемся;
· вторая причина – каждому из нас при рождении дали величественное имя. Давайте поговорим об этом подробнее.
- Известно, что на Руси имя для человека значило гораздо больше, чем обычное прозвание. Согласно представлениям наших предков, для того, чтобы родился человек, в тело женщины должна была вернуться душа одного из умерших сородичей. Путем гадания определяли, чья душа вернулась, и ребенку давали такое же имя. Имя и душа неразрывно связаны. Взрослеет душа и меняется имя у человека. И на протяжении всей жизни человека ведут некие силы, которые заложены в первом звуке его имени. Эти силы помогают преодолевать трудности и распознавать источники радости, вдохновения, мудрости. Эти силы - двигатель человеческого роста.
Но в то же время, имя может быть и источником опасности, ибо в первом звуке имени сокрыты также и те силы, которые при неумелом обращении с ними, а, порой, и невнимании к ним, могут разрушить созидательное начало. Однако принятие этих сил, особое внимание к ним позволяет приобрести особенную силу.
Давайте поразмышляем над скрытым смыслом наших величественных имен. Для начала, откроем тайну первого звука нашего имени. Что нас ведет по жизни? И что требует нашего особого внимания? Например: «Я - Елена и мне приходит на помощь Естественность. А помнить я должна о том, что частенько бываю Едкой».
Пожалуйста, у вас есть время, чтобы понять смысл, скрытый в первой букве вашего имени.
На это задание отводится 3 минуты, по истечению которых участники игры рассказывают о своих находках.
Имя - это не простое сочетание звуков. В нем каждый звук, каждая буква находятся на своем особом месте, ибо они образуют нечто целое, неповторимое и ценное. Давайте попробуем открыть значение каждого звука нашего имени.
Пример:
«Мое имя – Елена. И, как мне кажется, я:
Единая и цельная
Ласковая и любящая
Естественная, гармоничная
Надежная и нежная
Азартная и артистичная».
5. « Создание талисманов»
Материалы: декоративные, природные материалы для изготовления талисманов.
Ведущий: Каждый из нас имеет свое особое предназначение. И чтобы убедиться в этом, мы сегодня создадим из обычных материалов волшебный талисман. Кто из вас знает, что это? В традиционных историях (сказках, мифах, преданиях) в изобилии представлены различные магические (волшебные) объекты, способные наделять героев особой силой или защищающие их в их путешествии. Для многих культур характерно создание объектов, выполняющих функции талисманов ( от арабского «талисма»-круг, оберега (славянского- «беречь»). Обережную функцию выполняли украшения на одежде, монеты, пуговицы, числа, раскраска лица, пирсинг, курение. Сегодня мы с вами создадим талисман, направленный на усиление или приобретение какого-либо положительного качества. Для этого выберите предмет, символизирующий для вас это качество, и, взяв его за основу, начните создавать свой талисман. Помните о значении цветов тех лент или предметов, которые вы берете для вашего оберега.
Участники рассказывают о своих талисманах и смысле, который в него вложен (по желанию).
4.Творческая Мастерская
«Обыкновенное Чудо»
Приветствие.
Психолог здоровается с участниками, затем просит подростков оценить условным сигналом свое настроение и готовность к работе : две ладони смотрят вверх –« у меня хорошее настроение сегодня», ладони повернуты тыльной стороной-«у меня сегодня плохое настроение», одна ладошка «лицом», а другая тыльной стороной –«мне сложно определить свое состояние».