Коллективная работа с учебником.

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Мотивация учебной деятельности

Ознакомление класса с темой и целями урока.

ІІІ. Изучение нового материала

1. Древнекитайские философские учения

Коллективная работа с учебником.

Задание. Используя материал учебника (с. 125-126) и дополнительный материал, составьте сравнительную таблицу «Древнекитайские учения»

Характеристики Конфуцианство Даосизм
Время основания    
Основные идеи    
Последователи    

Дополнительный материал

Конфуций и его учение

Раздробленность Китая на отдельные царства в середине I тыс. до н. э., непрерывные междоусобные войны вызвали к жизни множество философских учений, которые стремились объяснить несовершенство бытия, причину бесконечных бедствий народа. Китайские философы хотели найти путь к выходу из страданий и бедствий. В VII-III вв. до н. э. в Китае образовались «сто школ».

Обладатели государства - императоры и князья - стремились окружить себя мудрецами, чтобы создать впечатление мудрых правителей. Философы с учениками путешествовали от одного царства к другому и предлагали свои услуги при дворах правителей.

Самым известным среди философов того времени был Конфуций (Кон Фуцзя, 551-479 гг. до н. э.). После него не осталось письменных трудов, но его ученики в книгах сохранили память о поучениях учителя. Из отрывков поучений была создана книга «Беседы».

Для китайского народа Конфуций сформулировал моральный идеал совершенного человека (Цзюн-цзы). Каждый человек должен обладать двумя качествами: гуманностью и чувством долга. Конфуций мечтал об обществе полного порядка, в котором каждый знает свое место, где существует разделение на две большие группы - верхи и низы: тех, кто думает и управляет государством, и тех, кто работает и подчиняется. Принадлежность к этим группам определялась знаниями и моральными качествами человека. Основа порядка - строгое подчинение старшим. Слепое повиновение воле старшего - необходимое условие прочности общества.

Учение Конфуция поддерживало власть императора и его государство и регулировало отношения в обществе.

http://school.xvatit.com/index.php?title=Мифи_та_религиозные_представления._Конфуций_и_конфуцианство._Культура.

Дополнительный материал

Даосизм

Если конфуцианство предусматривало гармонию отношений между людьми для сохранения и процветания общества, то великий учитель Лао-цзы проповедовал гармонию человека и природы. Его учение получило название «даосизм».

Жизнь и смерть, по учению даосистов, - понятие условные. Правильный уклад жизни помогает достичь бессмертия. Такие взгляды обеспечили даосизму поддержку как со стороны властей, так и со стороны народа.

Дао - в китайской философии - путь, закон существования, общий закон природы. Даосизм - философское учение, которое рассматривало мир как единое целое. Учило, как наименьшими усилиями достичь наибольшего результата. Помогало императору управлять обществом.

Учителя даосизма разработали особые дыхательные упражнения (задержку дыхания, глубокое дыхание), которые способствовали, по их мнению, укреплению здоровья и обеспечивали бессмертие. На подготовку к этому последователь даосизма должен был тратить много времени - фактически всю жизнь. В завершение должно было происходить слияние организма с большим Дао.

Самые низшие слои населения охотно поддерживали даосизм, потому что искали в нем воплощение мечты о равенстве людей, справедливое распределение имущества, строгий порядок в обществе. В своем воображении народ создал огромное количество богов, духов, героев, освященных учением о Дао. Их было так много, что никому из даосистов не удавалось их перечислить.

http://school.xvatit.com/index.php?title=Мифи_та_религиозные_представления._Конфуций_и_конфуцианство._Культура.

2. Китайские церемонии

Учитель

Вся жизнь древних китайцев определялась сложными и строгими правилами, обязательными для выполнения. Каждый тщательно соблюдал правила поведения: обращение младшего к старшему, подчиненного к начальнику, подданного к императору или вельможе сопровождалось действиями, которые выполняли в четкой последовательности и по-особенному. Движения при этом должны быть плавными и торжественными. Даже чаепитие сопровождалось определенным ритуалом - чайной церемонией. Нарушение обряда было позором, свидетельством невоспитанности и неосведомленности, что унижало и нарушителя, и присутствующих.

Церемонии строго закрепляли обычаи и традиции в обществе, подчеркивали неравенство между людьми.

ІV. Обобщение и систематизация знаний

Беседа

1. Какие философские учения Древнего Китая вам известны?

2. С какими идеями конфуцианства и даосизма вы согласны? Почему?

3. С чем, на ваш взгляд, связана церемониальная система китайцев?

V. Коррекция и рефлексия. Итоги

Выборочная проверка выполнения задания по работе со сравнительной таблицей

VІ. Домашнее задание

1. Учебник Шалагинова п. 26 изучить.

2. Учебник Пометун п. 24 (с. 112-113) изучить.

3. Предварительное групповое задание. Подготовить доклады к практическому заданию по предоставленным темам. (Для подготовки к практическому заданию использовать учебник авт. Пометун п. 24)

1 группа. Изобретения древних китайцев.

2 группа. Система образования в Древнем Китае.

3 группа. Древнекитайская письменность.

Наши рекомендации