Вид практики, способ и фора проведения практики
Вид практики: производственная
Тип практики: преддипломная
Способ проведения практики: стационарная
Форма проведения практики: непрерывная
2. Место практики в структуре образовательной программы
Настоящая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. № 1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования»; Уставом ФГБОУ ВО Пермского государственного национального исследовательского университета от 26.02.2016 г.; Самостоятельно устанавливаемым образовательным стандартом ВО ПГНИУ, 2016 - «37.05.01 – Клиническая психология»; Образовательной программой ВО по направлению подготовки 37.05.01 – «Клиническая психология», специализации – «Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, квалификации – «Клинический психолог» от 28.09.2016 г.; Методические рекомендации по написанию ВКР.
В структуре ОП ВО по направлению подготовки 37.05.01 – «Клиническая психология», специализации – «Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях», квалификации – «Клинический психолог» Преддипломная практика входит в Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)», относится к вариативной части программы.
Практика - вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Для прохождения «преддипломной практики» необходимы следующие знания, умения и владения, формируемые предыдущими дисциплинами:
Общая психология:
Знать: механизмы и закономерности функционирования основных классов психических явлений.
Уметь: распознавать психические явления в себе и в другом человеке.
Владеть: применять знания о закономерностях функционирования психики в собственной деятельности.
Математические методы в психологии:
Знать: основные математические методы анализа эмпирических данных в психологии и способы их применения.
Уметь: выполнять расчеты с использование комплекса математико-статистических методов и разрабатывать схемы анализа эмпирических данных, понимать психологическую литературу, в которой используется статистическая обработка экспериментальных данных, грамотно подготавливать данные для работы со статистическими программами и правильно понимать результаты их работы.
Владеть: различными способами интерпретации результатов анализа данных.
Экспериментальная психология
Знать: общие принципы экспериментальной психологии, содержание планов психологического исследования.
Уметь: дифференцировать различные планы психологического исследования.
Владеть: разрабатывать дизайн и план психологического исследования.
Методологические основы психологии
Знать: знать историю и основные составляющие методологии психологического исследования и уметь выделять эти основные составляющие методологии при анализе психологических текстов.
Уметь: с методологической точки зрения анализировать психологические тексты.
Владеть: рефлексией своих исследовательских действий и результатов.
Патопсихология
Знания: теория системной и динамической организации высших психических функций при заболеваниях и патологических состояниях, методы исследования, модели измерения и эксперимента, стратегии принятия диагностических решений.
Умения: самостоятельно определять патопсихологические симптомокомплексы, ставить и решать практические и исследовательские задачи, прогнозировать возникновение патопсихологических нарушений при различных расстройствах.
Навык: владение методами, процедурами и техниками диагностики, психологической оценки патологических состояний.
Психодиагностика
Знания: основных психодиагностических методик.
Умения: выбирать и применять методы психологической оценки и диагностики, соответствующие поставленной задаче.
Владеть: разнообразными стратегиями диагностической работы с учетом характера и факторов патологических нарушений.
В соответствии с требованиями СУОС ВО по направлению подготовки 37.05.01 – «Клиническая психология», специализации – «Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях», квалификации – «Клинический психолог» целью освоения дисциплины «Преддипломная практика» является выполнение выпускной квалификационной работы и является обязательной.
Задачи практики:
1. Сформировать четкие научные представления о методологии психологических исследований.
2. Продемонстрировать способы описания проблемы исследования, обоснования актуальности, формулирования темы исследования.
3. Сформировать умения самостоятельно проводить психологическое исследование в соответствии с исследовательскими задачами, предметом и гипотезами.
4. Сформировать навыки постановки инновационных профессиональных задач в области научно-исследовательской деятельности.
5. Сформировать умения описывать и представлять результаты своего исследования в форме отчета, тезисов и резюме.
6. Сформировать навыки проведения библиографической работы.
Декан философско-социологического факультета_______Н.И. Береснева
3. Перечень планируемых результатов обучения
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Профессиональные компетенции:
ПК-3 – способность разрабатывать дизайн психологического исследования: формулировать проблему и исследовательские гипотезы, анализировать и обобщать теоретический контекст исследования, организовывать исследование в соответствии с принципами выбранной методологии, осуществлять сбор эмпирических данных; анализировать, оценивать и интерпретировать результаты проведенного исследования;
ПК-4 – способность к написанию отчетов, обзоров, аннотаций, научных статей и составлению докладов по результатам исследований, составлению библиографии по тематике проводимых исследований;
ПК-7 – способность самостоятельно проводить психодиагностическое обследование в соответствии с исследовательскими задачами и этико-деонтологическими нормами, осуществлять обработку и анализ полученных данных, интерпретировать результаты обследования;
ПК-11 – способность квалифицированно реализовывать программы клинико-психологического вмешательства в соответствии с задачами профилактики, лечения, реабилитации и развития;
ПК-21 – способность популяризировать психологические знания, составлять рекомендации по практическому использованию результатов психологических исследований.
Виды профессиональной деятельности, лежащие основе преддипломной практики:
1. Научно-исследовательская;
2. Экспертная;
3. Проектно-инновационная.
4. Объем и содержание практики
Квалификационная практика проводится в 11 семестре обучения.
Общая трудоемкость преддипломной практики составляет 9 зачетных единицы (6 недель).
Направления подготовки | 37.05.01 – Клиническая психология |
№№ учебных периодов, выделенных для прохождения практики | |
Форма обучения | Очная |
Объем практики (з.е.) | 9 (6 недель) |
Объем практики (ак.час.) | |
Форма отчетности | Экзамен – защита отчета (11 семестр) |
Результатом прохождения практики является подготовка текста ВКР, отчета о прохождении практики и его защита на кафедре. Исследование в рамках ВКР проводится студентом в течение учебного года.
За период практики должно быть проведено целостное теоретико-эмпирическое исследования, применены номотетические и/или идеографические методы обработки и анализа психологических данных, представлены результаты научному руководителю.
В качестве руководителя преддипломной практики выступает научный руководитель ВКР студента.
В задачи руководителя входит:
1. составление рабочего плана проведения практики (приложение 1);
2. осуществление контроля за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания требованиям, установленным ОПОП ВО;
3. оказание научно-консультативной и методической помощи обучающимся при сборе и обработке материалов ВКР и написание ее текста;
4. оценка результатов прохождения практики обучающимися.
Содержание «преддипломной практики» включает в себя следующие виды деятельности студента:
№ п/п | Наименование изучаемых вопросов, выполняемых функций | Трудоем- кость (час.) | Формы теку- щего контроля |
1. | Установочная конференция. | Устный опрос о готовности к прохождению практики | |
2. | Составление плана выполнения программы практики и индивидуального задания в соответствии с выбранным направлением деятельности | Ежедневный отчет перед научным руководителем ВКР. | |
3. | Разработка программы психологического исследования. Она начинается с того, что уточняются рабочие понятия исследования и конкретизируются последующие этапы работы: сбор материала, его анализ и обработка, оценка и интерпретация результатов, оформление научного отчёта. | ||
4. | Сбор необходимой информации – эмпирического материала. | ||
5. | Предварительное качественное описание выборки и диагностического инструментария. | ||
6. | Обработка эмпирического материала. Она проводится в соответствии с исходными рабочими определениями, в соответствии с природой самого материала и в соответствии с принятой парадигмой подхода к объекту исследования (аналитической, синтетической или целостной, в том числе - интегративной) в разных масштабах характеристики материала: «изнутри», типологически, ситуационно. | ||
7. | Оценка и интерпретация полученных результатов по актуальным основаниям. В частности, делаются выводы из проведённой работы, формулируются рекомендации, предполагающие внедрение полученных результатов в практику. | ||
8. | Оформление проведённого исследования в виде текста ВКР | Еженедельный отчет перед руководителем практики. | |
9. | Оформление проведённого исследования в виде научного отчёта. | ||
10. | Подготовка устного отчёта по научно-исследовательской практике, который включает в себя научный отчёт в качестве основной части. В отчёте по практике предусматривается заключение-текст 10-минутного выступления на итоговой конференции. | Текст ВКР, отчет. | |
11. | Защита отчетов по практике. Выступление на итоговой конференции по результатам практики и участие в обсуждении выступлений и материалов других студентов. К выступлению прилагаются демонстрационные материалы. | Дифференцированная оценка | |
Итого |
Организационно выделяются следующие этапы практики:
Первый этап практики –подготовительный. Проводится установочная конференция, на которой руководитель практики раскрывает её особенности по содержанию и по форме. В частности, раскрываются такие объективные моменты практики, как её цель, задачи, результаты, в том числе и формы отчётности.
Второй этап практики –это разработка программы психологического исследования (в рамках ВКР), в которой центральным звеном становится определение его рабочих понятий. В их числе таких понятий, как проблема исследования, его цель (и общая гипотеза), объект, предмет, задачи (и частные гипотезы), методы, средства и вероятные результаты (общая форма их представления).
Третий этап практики –это сбор необходимой информации - эмпирического материала.
Четвертый этап практики –это обработка эмпирического материала в соответствии с исходными рабочими определениями и в соответствии с природой эмпирического материала (она диктует использование шкал измерения).
Пятый этап практики –это оценка, интерпретация и обобщение полученных результатов. Оценка проводится с использованием актуальных оснований: содержательных (в частности, психологических), формальных (в частности, статистических), прагматических (в частности, с учётом перспективы практического внедрения результатов).
Шестой этап практики –это оформление проведённого исследования в виде текста ВКР. Текст работы должен быть представлен научному руководителю ВКР и оценен им.
Седьмой этап практики –это оформление проведённого исследования в виде отчёта.
Восьмой этап практики –это подготовка тезисов по результатам исследования.
Девятый этап практики –это выступление на итоговой конференции по результатам практики и участие в обсуждении выступлений и материалов других студентов.