Тема 4. Развитие личности подростка

Задание 8.Продолжите составление словаря по психологии подросткового возраста, дайте определение понятиям: эгоидентичность, эмансипация, сепарация, реакция гиперкомпенсации, кризис зависимости, кризис независимости, девиантное поведение, эгоцентрическая доминанта, доминанта дали, доминанта усилия, доминанта романтики.

Задание 9.Заполните таблицу: «Жизненные проявления кризиса подросткового возраста».

Содержание кризиса Симптомы кризиса Эмоциональные проявления Поведенческие проявления
       

Задание 10.Приведите примеры проявления подросткового кризиса.

Найдите в литературе, кино, других направлениях искусства примеры проявления подросткового кризиса, проявления чувства взрослости.

Задание 11.Понаблюдайте за поведением хорошо знакомого подростка в различных видах деятельности (общение со взрослыми и сверстниками, игра, самообслуживание, изобразительная деятельность и т.д.) На основании результатов наблюдения составьте психологическое описание характера подростка. Подготовьте рекомендации по развитию характера ребенка.

Задание 12.Напишите рефлексивное эссе, посвященное переживание вами подросткового кризиса.

Тема 5. Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте

Задание 13.Продолжите составление словаря по психологии подросткового возраста, дайте определение понятиям: интеллектуализация чувственного в восприятии, абстрактное мышление, формальное операциональное мышление, рефлексивное мышление, мнемическая деятельность, смысловая память, подростковый сленг.

Задание 14.Опираясь на знания возрастных особенностей детей на предыдущих этапах онтогенеза и на основе изучения литературы, опишите, какие предпосылки складывались в предыдущих возрастах для развития познавательных процессов подростка. Заполните таблицу, отражающую особенности когнитивного развития подростка с учетом предшествующего возраста. Опишите следующие психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление.

№ п/п Название психического процесса Предпосылки к развитию данного процесса на предыдущей стадии возрастного развития Характеристика психического процесса в подростковом возрасте
       

Тема 6. Новообразования подросткового возраста

Задание 15.Продолжите составление словаря по психологии подросткового возраста, дайте определения понятиям: чувство взрослости, Я-концепция, рефлексия,

Задание 16.Понаблюдайте за поведением подростка в своем окружении, побеседуйте с его родителями. Сделайте выводы и опишите особенности проявления чувства взрослости у данного подростка. Составьте рекомендации для подростка и/или родителей по преодолению негативных проявлений и управлению новообразованием.

Рекомендуемая литература:

1. Практикум по возрастной психологии /Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко СПб., 2000.

2. Практикум по возрастной и педагогической психологии /Сост. Е.Е. Данилова /Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2000.

3. Ди Снайдер. Курс выживания для подростков.

4. Байард, Байард. Ваш беспокойный подросток.

Тема: Итоговое задание по курсу «Психология подросткового возраста»

Задание 17. Составьте таблицу «Основные психологические новообразования подростка».

Возраст Новообразования в познавательной сфере Новообразования в личности Новообразования в деятельности
       

Задание 18 Составьте кроссворд по курсу «Психология подросткового возраста», используйте понятия из своего словаря.

Задание 19.Составьте тест по курсу «Психология подросткового возраста». Тест должен состоять из 30-40 вопросов. Каждый вопрос должен иметь 3 варианта ответов, из которых один ответ правильный и два неправильных. Оформите разработанный тест в виде текста. К тексту приложите бланк ответов в форме таблицы и ключ к тесту также в форме таблицы.

Пример вопросов теста:

1. Ведущий вид деятельности подростка:

А. Учение.

В. Общественно-полезная деятельность.

С. Интимно-личностное общение.

2. Центральное личностное новообразование в подростковом возрасте:

А. Я-концепция.

В. Чувство взрослости.

С. Половое созревание.

3. По периодизации З.Фрейда подростковый возраст хронологически совпадает с:

А. Оральной стадией.

В. Латентной стадией.

С. Генитальной стадией.

Содержание и формы промежуточной аттестации

До промежуточной аттестации студенты должны освоить содержание теоретических, семинарских и практических занятий, самостоятельные работы на пороговом уровне.

Формы аттестации по дисциплине «Психология подросткового возраста»:

· Зачет в 5 семестре.

Зачет проводится в форме собеседования по основным вопросам курса «Психология подросткового возраста»

Вопросы к зачету по курсу «Психология подросткового возраста»

1. Предмет и основные понятия «Психологии подросткового возраста»

2. Специфика методов изучения психики подростка

3. Место подросткового возраста в зарубежных возрастных периодизациях

4. Место подросткового возраста в отечественных возрастных периодизациях

5. Подростковый возраст: анатомо-физиологические возможности

6. Подростковый возраст: социальная ситуация развития

7. Задачи и основные достижения подросткового возраста.

8. Характеристика психических процессов: ощущение и восприятие

9. Характеристика психических процессов: память

10. Характеристика психических процессов: внимание

11. Характеристика психических процессов: воображение

12. Характеристика мышления подростка

13. Развитие речи подростка.

14. Основные направления развития личности подростка.

15. Развитие самооценки и самосознания подростка

16. Формирование характера подростка

17. Развитие общения со взрослыми

18. Развитие общения со сверстниками

19. Психологическая характеристика эмоциональной сферы подростка.

20. Психологическая характеристика волевой сферы подростка

21. Кризис подросткового возраста

22. Ведущая деятельность в подростковом возрасте.

23. Основные виды деятельности подростка: учебная, трудовая, игровая, творческая деятельность.

24. Основные новообразования возраста.

Наши рекомендации