Референтометрическая матрица (образец)

Список класса Кого выбирают
N
Алексеев   I III   II    
Воронов I III     II    
N Яковлев     III I II    
Сумма полученных выборов
I    
II    
III    
ВСЕГО:    

Обработка полученных данных

Подсчитывается сумма и очередность выборов, полученных каждым членом группы. Результаты заносятся в нижние строки матрицы. Референтометрические индексы (Rі) расчитываются для каждого члена группы по формуле

Референтометрическая матрица (образец) - student2.ru

где, Sr – сумма полученных выборов учащихся;

N – число членов группы;

і – порядковый номер члена группы.

На основе данных матрицы строится социограмма референтных отношений в классе. Она состоит из четырех концентрических окружностей, разделенных вертикальной чертой пополам. Расположение учащихся на референтограмме проводится в зависимости от пола и количества полученных выборов. В центральном круге помещаются референтометрические «звезды», анкеты которых выбрали не менее трети учащихся класса, между первой и второй окружностями – авторитетные члены коллектива (выше среднего количества выборов); между второй и третьей – малоавторитетные, анкеты которых затребовали лишь отдельные члены группы; между третьей и четвертой – лица неавторитетные в классе, с мнениям которых никто не пожелал познакомиться. Справа от вертикальной черты располагают мальчиков (∆), слева – девочек (О), используя при этом соответствующие обозначения. Заканчивается обработка данных выделением на референтограмме (цветом или штриховкой) официального актива класса.

Используя матрицу и референтограмму, рекомендуется подвергнуть анализу:

1) величину референтометрических индексов учащихся;

2) очередность выбора референтных лиц;

3) расположение на референтограмме (центр-периферия) лиц, составляющих официальный актив класса;

4) наличие межполовых референтных связей;

5) степень совпадения данных референтометрии и социометрии.

Полученные результаты используются при составлении психологической характеристики класса и выработке психолого-педагогических рекомендаций.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет _________________

Кафедра __________________

ДНЕВНИК

прохождения психологической практики

в (название учебно-воспитательного учреждения) ___________

в период с «__» по «__» __________200_г.

Студента (ки) _______________________факультета

Группа _________________ подпись ________ И.О. Фамилия

Руководитель практики от кафедры __________ подпись _______И.О. Фамилия

Новополоцк, 2013

Наблюдение. Результаты и анализ материалов наблюдения могут быть представлены в виде следующей таблицы:

Дата проведения наблюдения Цель наблюдения (для чего проводилось) Содержание наблюдения (что наблюдалось) Анализ наблюдаемых явлений (какие можно сделать выводы)
         

Беседы. Материалы и анализ бесед могут быть представлены в виде следующей таблицы:

Дата проведения беседы С кем была проведена беседа Цель беседы (для чего была проведена) Краткое содержание беседы (о чем беседовали): вопросы и краткие ответы Анализ содержания беседы (какие можно сделать выводы)
           

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Примерная схема психолого-педагогической характеристики класса

1. Общие сведения: какой класс, число учащихся, соотношение девочек и мальчиков, время совместной жизнедеятельности, особые условия и т.д. Успеваемость и работоспособность учащихся

2. Ценностно-ориентационная направленность класса:

-значимые сферы жизнедеятельности;

-основные интересы и склонности учащихся;

- преобладающие жизненные ценности.

3. Организованность класса:

-умение организовываться для выполнения коллективных дел;

-умение распределять между собой работу;

-умение выслушивать друг друга.

4. Общественное мнение в классе:

-форма выражения одобрения и неодобрения;

-критика и самокритика;

-наличие гуманистической направленности в отношениях учащихся.

5. Структура межличностных отношений в класса:

-наличие референтных групп;

-наиболее привлекательные члены группы по социометрическому исследованию;

-наличие гендерных предпочтений.

6.Психологический климат класса:

-эмоциональная психологическая атмосфера в классе;

-преобладающее настроение класса;

-уровень тревожности класса;

-уровень активности учащихся.

7. Рекомендации классному руководителю по оптимизации межличностных отношений в классе.

Наши рекомендации