Референтометрическая матрица (образец)
№ | Список класса | Кого выбирают | ||||||
… | N | |||||||
Алексеев | I | III | II | |||||
Воронов | I | III | II | |||||
N | Яковлев | III | I | II | ||||
Сумма полученных выборов | ||||||||
I | ||||||||
II | ||||||||
III | ||||||||
ВСЕГО: |
Обработка полученных данных
Подсчитывается сумма и очередность выборов, полученных каждым членом группы. Результаты заносятся в нижние строки матрицы. Референтометрические индексы (Rі) расчитываются для каждого члена группы по формуле
где, Sr – сумма полученных выборов учащихся;
N – число членов группы;
і – порядковый номер члена группы.
На основе данных матрицы строится социограмма референтных отношений в классе. Она состоит из четырех концентрических окружностей, разделенных вертикальной чертой пополам. Расположение учащихся на референтограмме проводится в зависимости от пола и количества полученных выборов. В центральном круге помещаются референтометрические «звезды», анкеты которых выбрали не менее трети учащихся класса, между первой и второй окружностями – авторитетные члены коллектива (выше среднего количества выборов); между второй и третьей – малоавторитетные, анкеты которых затребовали лишь отдельные члены группы; между третьей и четвертой – лица неавторитетные в классе, с мнениям которых никто не пожелал познакомиться. Справа от вертикальной черты располагают мальчиков (∆), слева – девочек (О), используя при этом соответствующие обозначения. Заканчивается обработка данных выделением на референтограмме (цветом или штриховкой) официального актива класса.
Используя матрицу и референтограмму, рекомендуется подвергнуть анализу:
1) величину референтометрических индексов учащихся;
2) очередность выбора референтных лиц;
3) расположение на референтограмме (центр-периферия) лиц, составляющих официальный актив класса;
4) наличие межполовых референтных связей;
5) степень совпадения данных референтометрии и социометрии.
Полученные результаты используются при составлении психологической характеристики класса и выработке психолого-педагогических рекомендаций.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет _________________
Кафедра __________________
ДНЕВНИК
прохождения психологической практики
в (название учебно-воспитательного учреждения) ___________
в период с «__» по «__» __________200_г.
Студента (ки) _______________________факультета
Группа _________________ подпись ________ И.О. Фамилия
Руководитель практики от кафедры __________ подпись _______И.О. Фамилия
Новополоцк, 2013
Наблюдение. Результаты и анализ материалов наблюдения могут быть представлены в виде следующей таблицы:
Дата проведения наблюдения | Цель наблюдения (для чего проводилось) | Содержание наблюдения (что наблюдалось) | Анализ наблюдаемых явлений (какие можно сделать выводы) |
Беседы. Материалы и анализ бесед могут быть представлены в виде следующей таблицы:
Дата проведения беседы | С кем была проведена беседа | Цель беседы (для чего была проведена) | Краткое содержание беседы (о чем беседовали): вопросы и краткие ответы | Анализ содержания беседы (какие можно сделать выводы) |
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Примерная схема психолого-педагогической характеристики класса
1. Общие сведения: какой класс, число учащихся, соотношение девочек и мальчиков, время совместной жизнедеятельности, особые условия и т.д. Успеваемость и работоспособность учащихся
2. Ценностно-ориентационная направленность класса:
-значимые сферы жизнедеятельности;
-основные интересы и склонности учащихся;
- преобладающие жизненные ценности.
3. Организованность класса:
-умение организовываться для выполнения коллективных дел;
-умение распределять между собой работу;
-умение выслушивать друг друга.
4. Общественное мнение в классе:
-форма выражения одобрения и неодобрения;
-критика и самокритика;
-наличие гуманистической направленности в отношениях учащихся.
5. Структура межличностных отношений в класса:
-наличие референтных групп;
-наиболее привлекательные члены группы по социометрическому исследованию;
-наличие гендерных предпочтений.
6.Психологический климат класса:
-эмоциональная психологическая атмосфера в классе;
-преобладающее настроение класса;
-уровень тревожности класса;
-уровень активности учащихся.
7. Рекомендации классному руководителю по оптимизации межличностных отношений в классе.