Проблема локализации психики. Теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р.Лурия

Теория системной динамической локализации высших психических функций — оригинальная теория, предложенная Л. С. Выготским и развитая А. Р. Лурия, объединяющая мозговую организацию психических процессов; теоретическая основа нейропсихологии. Т. с. д. л. в. п. ф. тесно связана с общепсихологическими представлениями о высших психических функциях, как о системных по своему строению, прижизненно возникающих, социально детерминированных процессах, опосредованных знаками и символами (главным образом речью), произвольных по способу управления. Т. с. д. л. в. п. ф. создавалась в борьбе против узкого локализационизма и антилокализационизма — двух основных концепций в решении проблемы "мозг и психика". Она боролась также с эклектическими представлениями о мозговых механизмах психических процессов, объединяющими эти оба направления. Согласно Т. с. д. л. в. п. ф. мозг как субстрат психических процессов не является совокупностью мозговых "центров" различных "психических способностей" (узкий локализационизм) и не представляет собой недифференцированное целое, во всех своих отделах в равной степени связанное со всеми психическими "способностями" (антилокализационизм).

13. Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

16. Гештальтпсихология - одно из наиболее влиятельных и интересных направлений открытого кризиса, реакция против атомизма и механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии. Основные идеи гештальтпсихологии. Деятельсность М. Вертгеймера и К. Левина.

18. “Психоанализ (от греческого “расчленение души”) —
1) совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами;
2) направление, созданное З. Фрейдом и его последователями.”

Первое. После его работ стало ясно, что неосознаваемые структуры образуют особый онтологический пласт психики и пласт, доступный научному анализу. Именно здесь — объективная в указанном выше смысле психологическая реальность.

Второе. Дав своё описание этих структур, З. Фрейд впервые построил единую, внутренне взаимосвязанную картину психики, как Ньютон построил картину физического мира.

Третье. Фрейдовская картина психики была совершенно новой и необычной. Искусство и литература описывали «внутреннего человека», «человека в человеке» — описывали на своём человечьем языке. Наука описывала «машину в человеке» (рефлекторную машину, ассоциативную машину и т.д.) — описывала на строгом, логически-непротиворечивом машинном языке. Фрейд взорвал стены между первым и вторым. Он постарался строго, на научном языке описать «внутреннего человека», описать не мёртвую, а «горячую» психологическую реальность. Для этого он создал новый, особый язык — язык психоанализа».

19. пределяя стратегию нового журнала на ближайшее время, не спешить с определением предмета культурно-исторической психологии, а связать ее с традицией и научной школой Льва Семеновича Выготского, разумеется, отдавая себе ясный отчет в том, что это направление не обладает ни монополией, ни претензией на исключительное право развивать психологию в контексте культуры и истории. Нередко и справедливо указывают на В. Вундта как родоначальника культурно-исторической психологии. Называют и другие имена, вплоть до Сократа. Связывая наш журнал с традицией Л.С.Выготского, мы меньше всего думаем о приоритете. Между прочим, такова же ситуация с когнитивной и гуманистической психологиями, представители которых отчетливо понимают, что, к примеру, Ж.Пиаже не хуже них разбирался в проблемах познания, а К. Левин – в проблемах личности. культурно-историческая психология, как и достижения всей научной школы Л.С.Выготского, не является только достоянием истории, свидетельствует и выход первого номера настоящего журнала. К счастью, это не единственное свидетельство. Трудно переоценить роль журнала «Вопросы психологии» в сохранении и развитии культурно-исторической психологии. Он щедро (от Е.В.Щедриной, его главного редактора) предоставлял и предоставляет свои страницы как научной школе Л.С.Выготского, так и отпочковавшимся от нее, но генетически связанным с нею научным школам А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьева, Л.И.Божович, П.Я.Гальперина, А.В.Запорожца, Б.В.Зейгарник, П.И.Зинченко, Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера, В.В.Давыдова, М.И.Лисиной



20. В отечественной психологии понятие деятельности играет клю-

чевую, методологически центральную роль. Как отмечают многие ис-

следователи, содержательная неоднозначность категории деятельно-

сти порождает на сегодняшний день множественность ее интерпрета-

ций, с

21. ПСИХОЛОГИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ - одно из ведущих направлений современной западной, преимущественно американской психологии. Зародилась в 50-е годы. Названа гуманистической, ибо признает главным предметом личность как уникальную целостную систему. Возникновение и формулирование основных принципов психологии гуманистической связано с именем американского психолога А. Маслоу. Она основывается на принципах экзистенциализма. В центре ее внимания - понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что и означает истинное психическое здоровье. В качестве основных предметов ее анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, общение межличностное. К этому направлению относятся К. Роджерс, В. Франкл, К. Бюлер, Ф. Бэррон, А. Маслоу, Р. Мэй, С. Джурард, и др.

22. Когнитивная психология охватывает весь диапазон психологических процессов — от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития; она охватывает всевозможные сферы поведения

23. Принцип детерминизма означает, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Развитие психики животных определяется естественным отбором, а развитие сознания человека, — в конечном счете, законами общественного развития, законами развития способа производства. Принцип детерминизма связан с вопросом о природе психических явлений, их сущности. Детерминистический подход в психологии развивался в процессе освоения диалекти-ко-материалистического мировоззрения, в котором проблема детерминизма является одной из самых существенных. Важным этапом в постепенной реализации принципа детерминизма было создание Л.С.Выготским культурно-исторической концепции. Впервыевнимание исследователей было обращено на изучение специфики человеческих высших психических функций. Восприятие социальных воздействий, усвоение культуры в самом широком смысле слова, осуществляется человеком в процессе активных его взаимодействий с внешним миром, в процессе его деятельности. Значение роли деятельности в формировании психических явлений подчеркивали С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.

24. ПРИНЦИП САМОДЕТЕРМИНАЦИИ — теоретико-методологический принцип психофизиологии; утверждает, что причиной поведения являются не воздействия внешней среды сами по себе, а живой организм, в поведении коего эти воздействия представлены в снятом виде. Не означая отказа от причинности как таковой, этот принцип позволяет выделить специфические особенности детерминизма в деятельности живого существа. Он связан с утверждением принципов активности и системности, согласно коим организм не стремится нивелировать воздействия внешней среды, а целенаправленно и активно в ней действует. Принцип самодетерминации определяет цель деятельности как процесс свободного выбора, в ходе коего из системы с неограниченным числом степеней свободы возникает полносвязная система с единственной степенью свободы.

25. Детерминизм – один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий истолковывать изучаемые феномены исходя из закономерного взаимодействия доступных эмпирическому контролю факторов.

Детерминизм выступает прежде всего в форме причинности (каузальности) как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его. Принцип детерминизма, будучи общенаучным, организует различное построение знания в конкретных науках. Это обусловлено своеобразием их предмета и исторической логикой его разработки. Применительно к психологии в развитии детерминизма, направляющего изучение и объяснение ее явлений, выделяются несколько эпох.

26. Общее понятие о методологии психологической науки и уровни методологии. в методологии психологии должно присутствовать как общефилософское представление о методе и связи его с принципами познания, так и более детально разрабатываемое в методологии науки (или в науковедении) понимание методов как системы исследовательских способов отношения к познаваемой действительности.

28. объяснительная психология, привлекающая к себе в настоящее время столь значительную долю внимания и труда, устанавливает систему причинной связи, предъявляющую притязание на то, чтобы сделать понятными все явления душевной жизни. Она хочет объяснить уклад душевного мира, с его составными частями, силами и законами, точно так, как химия или физика объясняют строение мира телесного. Объяснительная психология, следовательно, стремится подчинить явления душевной жизни некоторой причинной связи при посредстве ограниченного числа однозначно определяемых элементов. Объяснительная психология может достигнуть свою цель только путем сцепления гипотез. Понятие гипотезы может рассматриваться различным образом. Прежде всего, можно обозначить именем гипотезы всякое заключение, дополняющее при помощи индукции совокупность того, что добыто опытным путем.

Под описательной психологией я разумею изображение единообразно проявляющихся во всякой развитой человеческой душевной жизни составных частей и связей, объединяющихся в одну единую связь, которая не примышляется и не выводится, а переживается. Таким образом, этого рода психология представляет собою описание и анализ связи, которая дана нам изначально и всегда в виде самой жизни. Она изображает эту связь внутренней жизни в некоторого рода типическом человеке. Она пользуется всяким возможным вспомогательным средством для разрешения своей задачи.

Позити́вная психоло́гия — направление психологии, которое занимается исследованием положительных аспектов психики человека. В отличие от классической психологии, которая ориентируется в основном на проблемы и патологии, основными темами исследований позитивной психологии является то, что способствует достижению счастья людей (например, оптимизм,поток, доверие, прощение и солидарность). Эта область исследований стремится раскрыть природные способности человека и сделать опыт жизни более удовлетворительным.

29. Естественнонаучный подход

В основе классического естествознания и связанной с ним рационалистической гносеологии заложено необходимое различение субъекта и объекта познания. Отношение познающего к познаваемому мыслится как субъект-объектная оппозиция, в пределах которой субъект активен и деятелен. Он задаёт начальные условия и устанавливает принципы исследования, при этом, личностно не вовлекаясь в него, как бы нивелируя свою «субъективность» и оставаясь по возможности беспристрастным. В то же время объект предстаёт здесь пассивным и лишь подлежит изучению, формированию или преобразованию, не оказывая на субъекта и на весь процесс познания в целом сколько-нибудь существенного влияния. Такое соотношение является идеальной конструкцией, едва ли воплотимой в действительности, но вместе с тем определяющей первичную исследовательскую установку, характерную для естественнонаучных дисциплин. Психологи, тяготеющие к полюсу естественнонаучной парадигмы, стремятся внедрить в психологию «объективные» методы исследования, сделав её, таким образом, строгой наукой.

С естественнонаучным походом в психологии связана каузальная перспектива, предполагающая поиск внешних по отношению к бытию конкретного субъекта первопричин и факторов, обуславливающих его поведение и развитие. Таким образом, восстанавливается связь психологии с естественными науками о физическом и биологическом мире и обеспечивается интеграция данных психологических исследований в единую объективно-научную систему антропологических знаний.

Гуманитарный подход. Неповторимую и уникальную душевную организацию конкретной личности невозможно исчерпывающим образом объяснить и описать с помощью естественных наук, превратив её в пассивный объект изучения; но есть возможность понять её в процессе равноправного диалога и взаимопонимания, т.е. на уровне субъект-субъектного отношения.

Сторонники гуманитарного подхода в психологии стремятся выявлять и фиксировать посредством неформализованных процедур индивидуальные особенности и субъективные смыслы испытуемого, его переживания и жизненные цели, видя в нём полноправного субъекта, но не дистанцируясь от этой субъективности, а, напротив, подчёркивая её непреходящую ценность. В фокусе исследовательского внимания оказываются конкретные биографические факты, тексты, разнообразные продукты творческой деятельности и диалогические методы исследования, которые предполагают истолкование, интерпретацию, проясняющую внутренние смысловые связи.

30. на развитие психологии как науки оказывают влияние несколько факторов. Ведущий из них - это логика развития психологических знаний, которая связана и с изменением ее предмета, и с влиянием смежных с психологией наук, и с развитием принципов и категориального строя психологии. Уже из этого краткого описания становится понятным, что это фактор является достаточно объективным и поддается научному изучению. Два других фактора более субъективны, их невозможно исследовать так же строго и получить однозначные ответы. Это - социальная ситуация развития науки и особенности личности конкретного ученого.

Влияние социальной ситуации заключается в том, что общественные, исторические условия, культурное и политическое окружение влияет как на содержание научных концепций, так и на их распространение, помогает (или затрудняет) развитие научных школ и направлений. Естественно, что это влияние осуществляется не непосредственно, но через социальную перцепцию, то есть через особенности восприятия и понимания этих социо-культурных условий учеными, научным сообществом в целом.

Наши рекомендации