Методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий
Набор методик для диагностики отклонений в развитии детей от 2 до 16 лет «Лилия».
Темы докладов к семинарским занятиям.
1. Психологическая диагностика интеллектуальной недостаточности.
2. Изобразительная деятельность детей с умственной отсталостью.
3. Синдром Дауна: медицинские и психолого-педагогические аспекты.
4. Основные направления коррекционно-развивающей работы в классах компенсирующего обучения.
5. Специфика органической деменции на разных возрастных этапах развития
6. Сравнительный анализ особенностей развития личностной сферы у людей с нарушениями зрения и с нарушениями слуха.
7. Проблема профориентации и трудоустройства людей с ограниченными возможностями слуха и зрения.
8. Сравнительный анализ особенностей развития личностной сферы у людей с нарушениями зрения и с нарушениями слуха.
9. Механизмы влияния нарушений формирования двигательной сферы на развитие психики ребенка
10. «Прогноз при разных видах аутизма».
11. Заикание как дефект речи.
12. Обзор современных терапевтических подходов к коррекции заикания.
13. Западные и отечественные подходы к пониманию и коррекции дислексии и дисграфии.
14. Причины сегригации человека с ограниченными возможностями в современном российском обществе
15. Основные подходы к обустройству среды обитания человека с ограниченными возможностями
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И КОНТРОЛЬНЫЕ СРЕЗЫ
- Определение, цели, задачи и основные категории специальной психологии.
- Основные типы дезонтогений.
- Методы специальной психологии.
- Учение Л.С. Выготского о структуре дефекта.
- Этиология, патогенез и классификация умственной отсталости.
- Определение и критерии умственной отсталости.
- Особенности чувственного познания при умственной отсталости.
- Особенности рационального познания при умственной отсталости.
- Особенности личности и деятельности умственно отсталого ребенка.
- Развитие умственно-отсталого ребенка.
- Методы диагностики отклонений умственного развития.
- Основные подходы к обучению и воспитанию умственно-отсталого ребенка.
- Этиология, патогенез и классификация ЗПР
- Определение и критерии ЗПР.
- Особенности чувственного познания при ЗПР.
- Особенности рационального познания при ЗПР.
- Особенности личности и деятельности ребенка с ЗПР.
- Развитие ребенка с ЗПР.
- Дифференциальная диагностика умственной отсталости и ЗПР.
- Этиология и патогенез глухоты и тугоухости. Нейросенсорная и проводящая глухота (тугоухость).
- Особенности внимания, памяти, ощущения и восприятия глухого ребенка.
- .Особенности развития речи и мышления глухого ребенка.
- Особенности личности и деятельности глухого ребенка.
- Основные подходы к обучению глухих и слабослышащих детей.
- Клинические критерии слабовидения и слепоты. Врожденная и раннеприобретенная слепота.
- Особенности развития слепого ребенка.
- Особенности ощущения и восприятия слепого ребенка.
- Развитие мышления и формирование понятий в условиях отсутствия зрения. Представление мира слепым ребенком.
- Особенности личности и деятельности слепого ребенка.
- Основные подходы к обучению слепого и слабовидящего ребенка.
- Ранний детский аутизм Кеннера и Аспергера.
- Развитие ребенка с РДА.
- Особенности эмоционально-волевой сферы, личности и деятельности детей с РДА
- Психологическая диагностика и коррекция при раннем детском аутизме.
- Методы психологической диагностики аномального развития, общепсихологические, нейропсихологические и патопсихологические подходы к диагностике.
Дидактические тесты
- Умственная отсталость – это
А) расстройство психики, обусловленное серьезными соматическими заболеваниями;
Б) стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения ЦНС;
В) нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате социальной депривации.
2. К первичным нарушениям умственной отсталости относятся:
А) нарушения словесно – логического мышления, памяти, внимания;
Б) слабость замыкательной функции коры головного мозга, затруднения в выборке новых условных связей, инертность нервных процессов;
В) стойкое нарушение познавательной деятельности.
Олигофрения – это
А) умственная отсталость;
Б) стойкое недоразвитие психической деятельности, возникшее в результате органического поражения ЦНС на ранних этапах развития;
В) это нарушение интеллекта, возникшее в более поздние этапы развития.
4. умственная отсталость – это понятие, которое включает в себя:
А) олигофрению и деменцию;
Б) олигофрению;
В) деменцию.
5. Из приведенных ниже выбрать вторичные дефекты развития при олигофрении:
А) нарушение слуха;
Б) снижение памяти;
В) двигательные нарушения;
Г) недоразвитие фонематического слуха;
Д) трудности мыслительных операций;
Е) несформированность асоциальных связей.
6. Какую степень интеллектуального снижения можно предположить у детей при наличии признаков:
А) Ребенку 7 лет. Не умеет сам одеваться. Двигательно не ловок. Во время обследования незнакомыми специалистами смеялся, пытался обнять, на замечания не реагировал. Предъявляемые картинки не заинтересовали его (он играл, бросал, отодвигал в сторону). В то же время, когда удавалось привлечь его внимание, он выбирал из 3 – 4 картинок ту, что называли. Словарный запас крайне ограничен. Правую – левую стороны путает, родовые категории (одежда, обувь, пища и т.д.) не усвоены, хотя с ребенком много занимаются родители и логопед.
Б) ребенку 6 лет 9 месяцев. Себя полностью обслуживает. Движения не достаточно сформированы. В момент обследования волнуется. Узнает и называет знакомые изображения. Словарный запас бедный. Серию последовательных картинок раскладывает с помощью, объяснить сам причины зависимости не может. При классификации предметных картинок по родовым категориям обращает внимание на высшие контрольно – ситуационные признаки. Действия по словесной инструкции доступны. Различает правую – левую стороны. Переносный смысл слов – понятий, скрытый смысл текстов не понимает.
7. Узнать, какие психические свойства зависят от структуры дефекта:
А) грубость;
Б) повышенная возбудимость;
В) заторможенность;
Г) робость;
Д) инактивность психических процессов;
Е) аутизм;
Ж) леность;
З) неопрятность;
И) обидчивость;
К) эмоциональная неуравновешенность;
Л) зазнайство;
М) неадекватная самооценка;
Н) повышенная внушаемость;
О) двигательная расторможенность;
П) скромность;
Р) жадность.
8. Выделите (подчеркните) особенности, характерные для учащихся с ЗПР:
А) эффективность оказываемой помощи;
Б) неумение перенести оказанный способ действия на аналогичное задание;
В) незрелость эмоций, воли, детскость поведения;
Г) способность к переносу освоенного способа решения задания в новую сходную ситуацию;
Д) грубое недоразвитие эмоционально – волевой сферы, неадекватность поведения;
Е) низкий уровень техники чтения, сопровождающийся повторными прочитываниями слов, фраз с целью понять;
Ж) механическое заучивание учебного материала без попыток понять его смысл;
З) отсутствие самоконтроля.
9. Поставьте номера признаков, характерных для указанных в таблице состояний:
Умственная отсталость | ЗПР | Нормальное умственное развитие |
- неуверенность в себе;
- трудности в поведении;
- выраженные трудности словесно – логических операций;
- умение использовать помощь;
- трудности переноса усвоенного на аналогичные занятия;
- достаточно организующей помощи;
- необходим многократный показ и разъяснение;
- выполняет самостоятельно задания;
- выраженный интерес к неучебным заданиям;
- адекватная оценка своих неудач;
- трудности общения;
- конкретность мышления;
- хорошая механическая память;
- сравнение предметов по несоотносимым признакам;
- повышенная внушаемость;
- плохой подчерк;
- эгоцентризм;
- инфантилизм;
- дистрофия;
- бедный словарный запас.
10. Ира Д., 8 лет. Непосредственная, эмоциональная. Несамостоятельна, легко внушаема. Преобладают игровые интересы. Во время игры бывает безудержна, вносит много фантазии. При интеллектуальной деятельности быстро пересыщается, истощается. Игровые интересы преобладают над познавательными учебными. Физические параметры снижены. В школе – неуспеваемость.
Какой диагноз можно предположить и в какой школе целесообразно обучаться:
- умственная отсталость. Школа 8 типа.
- задержка психического развития. Школа ЗПР или классы для детей с ЗПР.
11.Оля Т., 10 лет. Учится во втором классе вспомогательной школы. Учитель отмечает повышенную утомляемость, сопровождающуюся суетливостью. Девочка очень ранимая, готова расплакаться даже при строгом взгляде учителя. Концу урока и учебного дня становится более спокойной. Положительный эффект имеет ласк, поощрение.
Для каких болезненных процессов характерны эти появления:
- гидроцефалия;
- эпилепсия;
- шизофрения;
- ревматические поражения ЦНС;
- сифилис ЦНС.
12. каким психическим заболеваниям свойственны следующие особенности:
А) некритичность, нелогичность, нелепость суждений. Наличие случайных ассоциаций, уход от содержательной стороны суждений. «Заумность» при ответе на простые вопросы. Речь носит вычурный характер. Трудности общения, стремление к уединению. Навязчивые идеи и движения (постоянно накручивает на палец волосы, непроизвольно гримасничает, раскачивается и др.). Неадекватные эмоциальные реакции (при сильных потрясениях могут не переживать, а из – за пустяков давать выраженные эффективные вспышки и т.п ), частое состояние апатии.
Б) выраженная инертность всех психических процессов, тугоподвижность мыслительной деятельности. Трудности запоминания, забывчивость. Чрезмерная вязкость в общении. Педантичность. Раздражительность, склонность к неудержимому гневу, злопамятство. В некоторых случаях назойливость, заискивающая слащавость.
А) в первом случае имеет место признаки………………………………………………..
Б) во втором…………………………………………………………………………………
13. Какие из ниже перечисленных особенностей речи характерны для детей, страдающих гидроцефалией:
А) речь фонематически, лексически, грамотически построена правильно, но несет черты манерности;
Б) речь сопровождается ужимками, искажениями голоса, телодвиженями. Встречаются неожиданные неологихмы.
В) речь вязкая, частое повторение слов, чрезмерное детализирование;
Г) с устной речью проблем нет. В письменной речи пропуски букв, слогов в словах, «случайные» приписки в нутрии слов (ложка – ложечка). Страдает подчерк;
Д) впечатление хорошо развитой устной речи, содержащей даже научные термины. Но при этом смысл слов, используемых в речи, дети не понимают. Дети лишь копирую чужую речь.
14. При каком болезненном состоянии имеют место указанные ниже этиологии и симптомы:
А) органическое заболевание мозга, приобретенного, а чаще врожденного, генетически обусловленного характера. Отмечаются припадки (разные степени выраженности); специфические особенности мышления; специфические особенности эмоционально – волевой сферы. Для детей с этим нарушением характерны тугоподвижность всех психических процессов; чрезмерная вязкость, «застревание» на мало существенных деталях, чрезмерная детализация, неспособность выделить главное; педантичность; преобладание эгоцентричных установок угрюмости, злопамятности; отмечается также угодливость, ласковость;
Б) прогрессирующее психическое заболевание. Генетические исследования указывают на значительную роль наследовательного фактора. Отмечаются симптомы аутизма, эмоциональные изменения, нарушения мышления (конкретность, некритичность, алогичность, возможно бредовые мысли, галлюцинации, расстройства и др.), сознания, неврозоподобные, двигательные синдромы.
- последствия поздних черепно - мозговых травм;
- олигофрения;
- сифилис ЦНС;
- шизофрения;
- гидроцефалия4
- эпилепсия;
- ЗПР.
15. Какие из приведенных ниже особенностей характерны для познавательной сферы:
А) владение необходимым объемом информации;
Б) уверенность в своих силах и способностях;
В) чувство юмора;
Г) богатый словарный запас;
Д) независимость в мышлении и поведении;
Е) умение рассуждать;
Ж) умение делиться вещами и идеями;
З) склонность к самоанализу;
И) высокая любознательность;
К) анализ ситуаций;
Л)настойчивость в выполнении заданий;
М) умение обобщать и делать выводы;
Н) эмпатическое отношение к людям;
О) терпимое отношение к критике;
П) установление причинно – следственных связей;
Р) внутренняя мотивация;
С) критичность мышления;
Т) навык самоконтроля;
У) богатое воображение;
Ф) повышенная внушаемость;
Х) инактивность мыслительных процессов.
16. Какие особенности мышления характерны для умственно отсталых:
А) слабость обобщения;
Б) умение выделять существенные признаки предметов и явлений;
В) конкретность;
Г) умение логически обосновывать ответ;
Д) разорванность мыслей;
Е) стереотипичность в рассуждениях;
Ж) способность к абстрагированию;
З) непонимание причинно – следственных зависимостей;
И) сравнение предметов по несопоставимым признакам.