Классификация видов памяти по характеру целей деятельности
Критерий – характер целей деятельности. Виды памяти – непроизвольная и произвольная.
Непроизвольное запоминание – непреднамеренное запечатление воздействий без специальной цели их запомнить. Это первоначальная, биологически исходная форма запоминания, присуща как животным, так и человеку. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни, однако и этому виду памяти свойственна избирательность – лучше закрепляется то, что непосредственно связано с жизненной необходимостью, интересами и потребностями человека, а также с целями и задачами его деятельности.
Произвольное запоминание – форма запоминания, характеризующаяся наличием определенной цели – запомнить, и специальных средств для ее осуществления. Представляет собой особую и достаточно сложную умственную деятельность, включает в себя разнообразные мнемотехнические действия. Является специфически человеческим видом памяти, который возникает на основе непроизвольной памяти и развивается совместно с мышлением и другими высшими психическими функциями. Генезис произвольной памяти открыт и изучен в работах Л.С. Выготского и его последователей. При прочих равных условиях произвольная память оказывается продуктивнее непроизвольной, обеспечивает прочное хранение материала и его своевременное воспроизведение.
Учение об ассоциациях можно считать первой теорией памяти; его истоки прослеживаются уже в платоновских диалогах и у Аристотеля, а расцвет ассоцианизма приходится на XVIII в. Д. Юм, Д.Гартли). ассоциацию, можно определить как связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно, а в связи друг с другом, которая обусловлена их реальными объективными отношениями. Со времен Аристотеля известны четыре вида ассоциаций. Ассоциации по смежности - установление связи между явлениями по признаку пространственно-временных отношений. В ассоциациях по сходству связь между явлениями устанавливается по признаку сходства, по противоположности – по признаку контраста. Ассоциации по каузальности образуются по признаку причинно-следственных отношений.
Влияние расположения элементов в ряду -Если заучиваемый материал состоит из элементов, расположенных в ряд, то при свободном воспроизведении элементов лучше всего запоминаются элементы, находящиеся в начале и конце списка, а хуже всего – элементы из середины. Действительно, у первого элемента ряда нет предыдущих, и поэтому на него влияют только последующие, а на последний элемент – только предыдущие, поэтому они лучше всего сохраняются.
Влияние степени однородности материала -Важную роль играет степень сходства или различия элементов запоминаемого материала. Экспериментальные исследования показали, что число проб, необходимых для достижения одного и того же критерия усвоения, возрастает с увеличением сходства между элементами материала (Дж. Гибсон, Б. Андервуд). А. фон Ресторф изучала запоминание ряда в случае, когда элементы материала оказываются разнородными, числа чередуются со слогами и графическими символами. эффект фон Ресторф: разнородные элементы, включенные в ряд с преобладанием однородных элементов, сохраняются лучше, чем однородные независимо от характера материала.
Влияние осмысленности материала -Л.Г.Эббингауз считал, что заучивание осмысленного материала может исказить результаты экспериментального исследования памяти, и поэтому изобрел бессмысленные слоги, которые были одинаково простыми и давали примерно одинаковые реакции у разных испытуемых. Однако он неоднократно отмечал, что испытуемые все-таки ухитряются видеть в них нечто осмысленное или ассоциировать эти слоги со словами и образами. Общее правило, полученное в результате экспериментальных исследований: для достижения одинакового критерия усвоения при заучивании бессмысленного материала требуется более продолжительное упражнение, чем при заучивании осмысленного (Гилфорд, Мак-Геч). Одним из важнейших условий эффективного запоминания является систематизация материала: объединение элементов материала по общему признаку, выстраивание хронологической последовательности, систематизация по схеме.
Роль упражнений, их оптимальное распределение -Прочность запоминания во многом зависит от повторения, которое является важнейшим условием овладения навыками, знаниями и умениями. Однако повторение должно быть правильно организовано с тем, чтобы сделать заучивание максимально эффективным. в отличие от механического повторения, материал подвергается осмыслению и структурированию, что облегчает запоминание. Механическое запоминание опирается на пространственную и временную близость элементов материала, требует большого числа повторений. Существуют два основных способа заучивания: концентрированное и распределенное. Концентрированное заучивание – материал заучивается в один прием, а повторения следуют одно за другим. Распределенное заучивание – рациональный способ заучивания. при котором повторения разделены промежутками времени.
Существуют три способа заучивания: целостный, частичный и комбинированный. При целостном способе заучивания материал заучивается от начала до конца несколько раз до полного усвоения. При частичном способе заучивания материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно. Комбинированный способ, по данным исследований, является наиболее целесообразным, он представляет собой сочетание целостного и частичного способа, при котором материал сначала изучается целиком, а затем в нем выделяются трудные места для частичного заучивания.
Забывание и реминисценция -Первым изменения памяти во времени начал изучать Г. Эббингауз; Кривая Эббингауза начинает резко снижаться сразу же по окончании заучивания; на кривой Пьерона имеется площадка в начальной фазе, которая соответствует 100%-му сохранению материала в течение некоторого времени. Полученные Пьероном результаты лучше согласуются с другими данными опыта и с феноменом реминисценции. Реминисценцияпредставляет собой количественное улучшение сохранения при последующих воспроизведениях без дополнительных упражнений и повторений заученного. Это явление противоречит предположениям Г. Эббингауза, что сохранение ухудшается сразу после заучивания.
На сохранение и забывание влияет также уровень активации субъекта в период между заучиванием и проверкой запоминания. В исследовании Дженкинса и Далленбаха - повседневная деятельность уменьшает вероятность сохранения мнемических ответов и ускоряет забывание, в то время как сон способствует улучшению памяти благодаря отсутствию деятельности, а также, возможно, в результате присущей сну способности упрочивать следы памяти.
Научение есть систематическое видоизменение поведения при повторении одинаковой ситуации. Стимулирующая ситуация должна оставлять в организме след своего присутствия, т.е. должен сохраняться прошлый опыт, следовательно, любой феномен научения связан с памятью. Основатель бихевиоризма Дж. Уотсон считал, что память есть не что иное, как удерживание в течение некоторого времени видимых телесных навыков; Таким образом, бихевиористы сузили круг явлений памяти до навыков, а научение свели к механическому повторению и заучиванию. Такая постановка вопроса вызвала критический поток. Н.А. Бернштейн, упражнение есть двигательный акт, представляющий собой не повторение и проторение движения, а его построение, изменяющее и улучшающее средства решения двигательной задачи. Навыкесть не усвоение набора реакций в ответ на стимул, а координационная структура, представляющая освоенное умение решать определенную двигательную задачу.
Когнитивная психология рассматривает человека как систему, занятую поиском информации об окружающем мире и переработкой этой информации: память есть совокупность процессов приема, трансформации и хранения информации.
1. Информация перерабатывается поэтапно. Анализ информации начинается с момента поступления стимула в одну из сенсорных систем. Следовательно, имеются два основных критерия, согласно которым и выделяются основные подсистемы памяти: 1) время хранения информации, 2) форма представления информации (вид кодирования).
2. Емкость систем ограничена. Для каждого этапа существует предел способностей человека к переработке
Структурные теории памяти утверждают, что память делится на несколько подструктур, которые отличаются по времени хранения информации, способу ее кодирования, объему удерживаемой информации.
Теория уровней переработки информации была предложена Крэйком и Локхардом в качестве альтернативы структурным теориям. Авторы считают, что правомерно говорить не об отдельных блоках или системах, а об уровнях переработки информации. Входные стимулы, согласно этой теории, подвергаются ряду аналитических процедур, начиная с сенсорного анализа и заканчивая глубоким и сложным семантическим анализом, в зависимости от характера стимула и времени, отпущенного на его обработку. Эффективность сохранения информации зависит от того, на каком уровне она была обработана, а уровень, в свою очередь, определяется типом задачи и внутренними ресурсами субъекта. Если обработка ограничивается стадией сенсорного анализа, то вероятность того, что она будет забыта, весьма велика. По мере того как подключаются более глубокие уровни обработки и увеличивается доля семантического и когнитивного анализа, образуются более прочные следы памяти, которые являются побочным продуктом процесса перцептивной обработки.