Типы профессиональной деятельности психологов
Почему практическая психология приобретала признание значительно труднее, чем академическая? Каковы причина обращения за психологическими услугами?
Психологическая профессия
Специальности и профессии возникали в истории человечества в результате общественного разделения труда. В соответствии с этим в обществе создавались различные места работы и должности. Что для них ха-рактерно?
Каждая должность характеризуется следующими критериями: 1) определенными, социально заданными целями трудовой деятельности; 2) заданным предметом деятельности; 3) системой средств деятельности; 4) системой профессиональных служебных обязанностей (трудовых функций); 5) системой прав работника; 6) производственной средой.
Такую должность, со всей системой ее требований, называют специальностью. Специальность – это деятельность человека, направленная на выполнение им определенных трудовых функций, необходимых для общества, которая дает ему возможность взамен выполненного труда получить необходимые средства существования и развития.
Профессия – это группа родственных специальностей. Например, профессия – врач, а соответствующие специальности – терапевт, невропатолог, хирург и т.п. В профессии учителя есть специальности учителя математики, русского языка, физкультуры и т.п., которые объединяются в группу «педагогическая профессия».
Понятие профессии характеризуется несколькими основными аспектами.
1. Это общественно-полезная деятельность человека, направленная на выполнение им определенных трудовых функций.
2. Это юридически фиксированная должность, которая предполагает выполнение человеком определенных служебных обязанностей.
3. Это деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (моральное и материальное).
4. Это деятельность, требующая определенных знаний, умений, навыков и соответствующей квалификации, которые необходимы для ее успешного выполнения.
5. Это общность людей, занятых определенным видом деятельности.
Является ли психология особой профессиональной деятельностью? Ответ на этот вопрос может дать рассмотрение деятельности психолога с точки зрения изложенных выше аспектов < … >
В настоящее время мы не можем однозначно положительно ответить на эти вопросы по отношению ко всем видам деятельности психологов. Процесс формирования психологической профессии в ХХ в. неодинаково протекал в разных странах и в разных сферах научной, педагогической и практической психологической деятельности.
Академическая психология, связанная с научной и педагогической деятельностью в университетах, сформировалась раньше и обрела в течении ХХ в. достаточно прочный статус в общественном мнении. Необходимость в практической психологической работе осознавалась труднее, не всегда однозначно положительно. В настоящее время наиболее признана деятельность практических психологов в медицине, а также в социальной, педагогической и консультационной работе. Активно развиваются и другие направления практической психологии: экономическая, юридическая, спортивная, военная.
В течение ХХ в. деятельность психологов постепенно становилась социально признаваемой и, как следствие, получала нормативно-правовую основу (появлялись юридические документы, регулирующие статус, содержание и формы деятельности профессионального психолога). Постепенно формировалась система профессиональной подготовки психологов, создавались профессиональные общества, формулировались требования к профессиональной квалификации и опыту специалистов-психологов.
Чаще всего люди обращаются к психологам, когда сталкиваются с трудными жизненными ситуациями. Пока все в порядке, помощь психолога обычно не нужна. Люди сами справляются с повседневными проблемами. Поэтому для того, чтобы появилась потребность в психологических услугах, должны быть основания и причины.
Осознание значимости психологии формируется сейчас, прежде всего в публицистической и научно-популярной литературе, анализирующей проблемы современного человека. О необходимости психологических знаний говорят и представители других профессий: педагоги, медики, юристы, бизнесмены, политики. Им эти знания нужны для решения одной из главных задач этих профессий – понимания внутреннего мира других людей и эффективной коммуникации с ними.
Современная психология представляет собой целую систему наук и сфер практической психологической деятельности. Ее можно разделить на два основных направления: научную и практическую психологию. Они существенно различаются по основным целям профессиональной деятельности.
Основная цель научной психологии заключается в познании психологии людей научными методами. Ученые стремятся к получению новых научных фактов, к поиску общих психологически закономерностей. В области фундаментальной научной психологии изучаются общие законы и механизмы психической деятельности, проводятся прикладные исследования функционирования психики в отдельных сферах профессиональной деятельности и жизнедеятельности людей.
Основная цель практической психологии заключается в том, чтобы оказать психологическую помощь конкретным людям или группам людей. Психологи-практики стремятся на основе общих психологических закономерностей прийти к пониманию индивидуальности конкретного человека или группы. Это понимание и дает ключ к оказанию психологической помощи.
Понятия прикладной и практической психологии иногда рассматриваются как синонимы, хотя, в сущности, то не так. Прикладная психоло-гия – это отрасль научной психологии, направленная на изучение типичных закономерностей психики людей в определенных условиях. Эти исследования представляют непосредственную практическую ценность. Их цель – изучение психической деятельности и формулировка практических рекомендаций. Цель практической психологии не научные исследования, а непосредственная психологическая помощь.
В то же время не следует противопоставлять научную психологию практической. Это две тесно связанные сферы психологической работы. И, тем не менее, это два типа деятельности психолога, которые предъявляют разные требования к профессиональной подготовке специалиста. В некотором смысле отношения научной и практической психологии сходы с отношениями между физиологией и медициной. Основная цель физиоло- гии – изучение человеческого организма. Основная цель медицины – помощь человеку. Однако это отличие относительно. Знания физиологии человека могут иметь прикладное значение. В то же время медицина, обобщая свои знания, разрабатывает медицинскую науку. Взаимодействие их также очевидно: в физиологии используются медицинские данные, в медицине – данные физиологических исследований.
Можно выделить три основных типа профессиональной деятельности психологов:
1) научные исследования;
2) практическая психологическая работа;
3) обучение психологическим знаниям.
Каждый из этих типов предъявляет специфические требования к профессиональной подготовке и способностями специалиста. Хороший ученый не обязательно может быть хорошим практиком или преподавателем, хороший практик – одновременно хорошим ученым или преподавателем, а хороший преподаватель – одновременно хорошим ученым или практиком. Конечно, сочетание способностей к двум или трем типам деятельности у одного психолога вполне возможно. Однако это разные типы способностей. Для психолога-ученого особенно важны способности к поиску новых знаний и их обобщению. Для психолога-практика – способности применения психологических знаний на практике. Для преподавателя психологии – способности систематизировать и передавать знания другим.
Научные исследования
как тип деятельности психологов
Научно-исследовательская работа в области фундаментальной и прикладной психологии – один из наиболее распространенных и престижных типов деятельности профессиональных психологов. Психологи, работающие в области научной психологии, проводят научные исследования психических явлений, закономерностей психических процессов, состояний, свойств. Исследования направлены на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений). С помощью разнообразных методов – систематических наблюдений, экспериментов, бесед, тестирования – психологи получают объективные знания о психическом мире. Для изучения и характеристики психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, индвидуальность, субъект деятельности, способности, сенсорика и перцепция, уровень притязаний, аффект, фрустрация и т.п. Для описания взаимосвязей и механизмов психической деятельности они разрабатывают научные теории и концепции, которые помогают объяснять и предсказывать те или иные психические явления.
Научно-психологические исследования характеризуются объективностью, обобщенностью, систематичностью, доказательностью, опорой на научные факты и понятия. Научно-психологические знания и результаты исследований обычно излагаются на языке научной психологии, понятном профессиональным психологам и не всегда доступным неподготовленному читателю.
Научную психологию нередко называют академической.
Психологи, работающие в сфере научной психологии, проводят психологические исследования. Основные задачи их исследовательской деятельности:
– объяснение психологических феноменов;
– доказательство тех или иных теоретических положений (гипотез);
– прогнозирование определенных психологических фактов.
Обзор и анализ научной литературы составляет обычно первый этап психологического исследования. Психологи, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью, много работают с научной литературой, изучают книги и статьи, анализируют, сравнивают и обобщают описанные в них научные факты, концепции, полученные другими учеными, выявляют на этой основе существующие подходы к изучению тех или иных психологических проблем, нерешенные научные проблемы.
Поиск книг по интересующей проблеме обычно начинают с систематического каталога библиотеки. Для более широкого обзора информации о книгах по проблеме используется книжная летопись, а также библиографические ссылки в конце книг и статей.
В зависимости от количества авторов и структуры книги выделяют следующие типы психологических изданий: монография, коллективная монография, сборник научных трудов. Монография – книга, содержащая изложение результатов научного исследования, посвященного одному вопросу. В том случае, если она написана несколькими авторами, ее называют коллективной монографией. Сборник научных трудов содержит несколько статей, посвященных ряду проблем сходной тематики, но не соединенных общей идеей или структурой исследования.
Для информирования коллег о результатах решения конкретной научной проблемы психологи используют периодические издания, например, журналы. Особенность статьи в журнале – оперативность публикации. Она содержит лаконичное изложение целей, задач, методики, результатов и выводов по изученной исследователем проблеме. В мире существует большое количество научных журналов, выпускаемых издательствами или психологическими обществами и ассоциациями. Некоторые из них издаются в конкретной стране, на ее национальном языке и предназначены, прежде всего, для психологов этой страны. <…> Выпускается также большое количество международных журналов <…>
Вторым этапом научной работы психолога является разработка, организация и проведение психологического исследования, направленного на сбор эмпирических данных. Термин «эмпирия» (эмпирика) происходит от греческого слова «empeiria» (опыт). В настоящее время во многих науках под эмпирией (эмпирикой) понимают любую совокупность научных фактов, данных. Эмпирическим называют такое исследование, цель которого – получение данных различными способами: методами наблюдения и самонаблюдения, лабораторного и естественного эксперимента, моделирования.
Порой путают такие понятия как «эмпирический» и «экспериментальный». Термин «эксперимент» происходит от латинского слова «experimentum» (проба, опыт) и означает научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении тех же условий. Экспериментальные данные, получаемые психологами в исследованиях, являются в то же время и эмпирическими. Однако помимо экспериментальных к эмпирическим относятся также данные, полученные с помощью других методов психологического исследования (в результате наблюдения, беседы, анкетирования, тестирования).
Третий этап научного исследования – обработка результатов эмпирического исследования. Эмпирически данные, полученные исследователем, обрабатываются с помощью количественных и качественных методов. Для квалифицированной обработки эмпирических данных, для надежного доказательства научных гипотез обычно используются методы математической статистики.
Четвертый этап психологического исследования – анализ, систематизация, интерпретация (объяснение) полученных и обработанных данных, формулировка обобщенных выводов. Значение этого этапа достаточно велико, поскольку психологу важно не только получить определенные эмпирические данные и обработать их, но найти им объяснение с точки зрения психологических закономерностей и механизмов. <…>
Результаты исследований излагаются в научных публикациях (книгах, статьях), и выступлениях на научных конференциях и симпозиумах. Психологи (как и ученые других специальностей) информируют коллег о полученных ими научных результатах через публикацию книг, статей в научных журналах и сборниках научных трудов. Для этого используются соответствующий язык и стиль письменной и устной научной речи.
Психологические книги могут иметь разного адресата. В зависимости от этого они бывают разных жанров.
Первый тип публикаций – научные книги, которые предназначены для коллег – профессиональных психологов. Они пишутся научным языком и ставят своей задачей сообщение данных по какой-либо проблеме. Студенты и широкие круги читателей-непрофессионалов могут испытывать трудности при чтении таких книг по причине недостаточного знания существа описываемой проблемы и используемой терминологии. <…>
Второй тип публикаций – это учебники и учебные пособия, предназначенные для студентов высших и средних учебных заведений. Они пишутся также научным языком, хотя степень сложности и доступности излагаемой проблемы, количество используемой научной терминологии должно соответствовать уровню студентов, для которых это учебное пособие предназначено. Основная задача, на которую ориентируются авторы такого рода книг, – систематизированное изложение какой-либо области психологического знания.
Третий тип публикаций – это научно-популярные книги, которые предназначены для широкого круга читателей. Они содержат доступное и ясное изложение какой-либо психологической проблемы и не предполагают знания читателем профессиональной психологической терминологии. Научные термины или доступно разъясняются, или заменяются более простыми языковыми оборотами. Задача автора такой книги – популяризация психологических знаний, повышение психологической культуры читателя. <…>
Психологи-исследователи работают в научных институтах и центрах, в психологических лабораториях университетов и институтов, в отделах прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов. Научные исследования служат также важным видом деятельности преподавателей университетов и учебных институтов. <…>
Практическая психологическая работа
как тип деятельности психологов
Основная цель практической психологической работы – непосредственная практическая помощь людям, которые в ней нуждаются. Практические психологи помогают в решении проблем, возникающих в области образования, медицины, производственной деятельности, социальной и личной жизни людей.
Практическая деятельность психологов в течении ХХ столетия постепенно стала оказывать все большее влияние на различные сферы жизни людей. Однако этот процесс протекал неодинаково в разных странах. <…>
В настоящее время у нас в стране накоплен определенный опыт практической психологии, появились и новые проблемы. Психология действительно приносит ощутимую пользу во многих сферах профессиональной деятельности и жизнедеятельности людей. Однако представления о возможностях психологической науки и практики порой неконкретны и не соответствуют реальности. От психологии часто ждут большего, чем она может дать на самом деле. Многие психологические знания далеки от непосредственного практического применения, требуют значительной интеллектуальной работы и творческого подхода в приложении к практике. Порой ожидается, что психолог найдет или поможет найти ту «кнопку», которая позволит успешно решить проблему.
В сознании родителей, учителей, предпринимателей, государственных служащих укрепилось магическое слово «психология». Компетенции психолога стали адресовать все те проблемы, с которыми родитель, педагог или руководитель не могут справиться самостоятельно. Ребенок не хочет учиться, не усваивает программу? К психологу его! Пусть сделает так, чтобы захотел и усвоил. Предприятие не получает прибылей? Нужно дать психологу задание спланировать развитие организации, рекламную кампанию и набрать новых сотрудников. Или порой, не разбираясь в конкретных проблемах и не ставя определенных задач, психолога берут на штатную должность, чтобы он сделал «что-нибудь», от чего всем станет хорошо.
Когда же эти завышенные ожидания и требования к психологии и психологам не оправдываются, наступает разочарование. Возникает сверхкритическое отношение к процессу и результатам проделанной психологам работы. Но психолог – не волшебник. Он не может решить все проблемы, да еще и в одиночку.
Формирование и изменение общественного статуса практического психолога будет зависеть от того, насколько люди осознают реальные возможности психологии, а также от того, насколько сами психологи смогут повлиять на этот статус реальными результатами своей работы.
Как же работают практические психологи?
Ключевыми фигурами практической психологической работы являются заказчик, клиент и психолог.
Заказчиками психологической работы могут выступать государство в лице министерства или департамента, региональная администрация, предприятие, организация, семья, конкретный человек. Заказчик обращается к психологу с заказом на работу, суть которой заключается в решении психологической проблемы клиента, в оказании ему психологической помощи, и оплачивает эту работу. Клиент – это понятие, обозначающее человека или группу людей, которым оказывается психологическая помощь в решении проблемы. Психологическая проблема обычно предстает в виде трудности или барьера, который клиент хочет преодолеть при содействии психолога. Заказчик и клиент могут совпадать в одном лице, если клиент обращается за психологической помощью и сам ее оплачивает.
Взаимоотношения психолога и клиента (заказчика) устанавливаются исходя из трех возможных позиций психолога-практика: эксперта, учителя или консультанта (Жуков, 1999).
Психолог как эксперт – носитель специальных знаний и опыта. К нему обращаются с заказом дать психологическую экспертизу, т.е. оценку с профессиональной психологической точки зрения, какого-либо решения, проекта, события. Услуги психолога как эксперта нужны после завершения клиентом некоторой работы.
Психолог как учитель занят передачей специальных знаний, которые необходимы клиентам для эффективной организации их жизнедеятельности. Практический психолог в позиции учителя – не преподаватель, который в систематизированном виде излагает теории и факты. Он проводит психологические тренинги, деловые игры и другие активные методы обучения. Учитель выполняет свою миссию до того, как работа началась.
Психолог как консультант включается в деятельность клиента. Он предоставляет клиенту знания и опыт в тех объемах и формах, которые необходимы на данный момент. Его задача – оказать психологическую помощь в выполнении работы.
К числу основных задач деятельности практических психологов относятся:
1) выявление психологических характеристик конкретного человека, группы;
2) выявление психологических причин, вызывающих трудности в их повседневной жизнедеятельности;
3) оказание психологической помощи в преодолении этих трудностей, в решении клиентом различных психологических проблем;
4) содействие государственным, общественным, предпринимательским организациям в эффективном использовании психологического фактора при решении практических задач;
5) социально-психологическое сопровождение труда и жизни клиентов;
6) пропаганда психологических знаний и повышение психологической культуры людей;
7) оптимизация системы психологической работы и повышение собственной профессиональной компетентности.
Основные виды деятельности в практической психологии – это психологическое оценивание, психологическое консультирование, психологическое просвещение, коррекционная и развивающая работа. Иногда в качестве вида деятельности практического психолога называют психотерапию.
Психологическое оценивание в качестве отдельной специализации практических психологов у нас в стране пока еще не сложилось. Соответствующая профессиональная специализация могла бы именоваться так: психолог-диагност или психолог-эксперт. В международной практике эта сфера деятельности занимает сейчас достаточно важное место. Основная задача психолога заключается в том, чтобы оценить развитие каких-либо психологических качеств у конкретного человека, поставить диагноз его психического развития, т.е. провести психодиагностику.
Термин «психодиагностика» был введен швейцарским психологом Германом Роршахом в 1921 г. в его одноименной книге. В настоящее время психодиагностика определяется как деятельность психолога, направленная на количественную (измерение) и качественную оценку психических функций и психологических особенностей человека.
Психодиагностика осуществляется на основе:
1) объективных показателей деятельности (реальной или моделируемой в эксперименте, тесте);
2) субъективных показателей (сведений, сообщаемых о себе самим человеком).
Для оценивания психолог-диагност использует профессиональные психологические наблюдения, беседы, психологические тесты. <…>
Психологическое консультирование. Этот вид деятельности практического психолога используется в разных сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в образовании, в решении проблем здоровья и личной жизни, промышленном производстве, бизнесе и т.д.
Основное средство консультирования – это беседа, построенная определенным образом. В процессе консультации практический психолог оказывает психологическую помощь, помогая клиенту посмотреть под разным углом зрения на трудности, с которыми тот встретился, и на способы действия в ситуации, с которой он столкнулся. Психолог помогает человеку преодолеть психологические барьеры, побуждает к развитию в себе определенных качеств.
Цель психологического консультирования – помочь людям в достижении чувства благополучия, облегчить переживание стресса, разрешить жизненные кризисы, повысить их способность находить выход из сложных ситуаций и самим принимать решения. За психологической консультацией обращаются в случае межличностных конфликтов, в частности, супружеских, сексуальных, а также в отношениях с детьми. Психологическая консультация может проводится по производственным проблемам, проблемам психологии управления, взаимоотношений людей в сфере общественной жизни.
Психологи-консультанты работают с отдельными людьми, парами, семьями и группами. Возможны индивидуальные и групповые консультации.
Групповое консультирование может проводиться с семьей, производственной группой или группой людей, не связанных друг с другом в повседневной жизни, но имеющих общие проблемы. Наиболее частными вариантами работы при групповом консультировании являются семейное консультирование, работа по разрешению межличностных конфликтов и проблемных ситуаций в коллективах. С целью разрешения межличностных конфликтов в трудовых коллективах может применяться так называемая посредническая консультация, когда психолог выступает в роли посредника в переговорах.
В последние десятилетия достаточно распространенным стал телефон доверия как форма анонимной психологической помощи и консультирования. Консультация по телефону доверия обеспечивает оперативность общения, анонимность и связанную с этим особую доверительность. Телефонное консультирование дает клиенту возможность обращаться из любого места и в любое удобное для него время. <…>
Психологическое просвещение. Важнейшая задача психологического просвещения – расширение психологических знаний и повышение психологической культуры. Такие знания особенно необходимы специалистам, которые в своей профессиональной деятельности постоянно вступают в контакты с людьми: руководителям, педагогам, врачам, работникам культуры, сферы обслуживания и торговли, работникам рекламы, бизнесменам. Для многих людей психологические знания полезны как основа для саморазвития и саморегуляции своей личности, для улучшения межличностных отношений, например, для школьников, родителей, пенсионеров.
В процессе психологического консультирования психолог в научно-популярной форме знакомит клиентов с основами психологии, результатами новейших психологических исследований, формирует у них потребность в психологических знаниях и желания их использовать в жизни и практической деятельности. При этом важнейшими требованиями к психологическому просвещению должны быть ясность, доступность изложения информации, ее практическая ориентированность. Необходимо избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.
Для психологического просвещения могут использоваться лекции, беседы, семинары, выставки психологической литературы, информационные стенды, просмотр и обсуждения художественных и учебных фильмов, психологический анализ поведения героев. При этом важно учитывать, что для формирования умений полезнее оказываются семинары и практические занятия. Психолог может помочь отдельным специалистам в подборе психологической литературы для самообразования. Формирование стремления к приобретению психологических знаний и желания использовать их в жизни и практической деятельности – важнейшая основа психологического просвещения.
Коррекционная и развивающая работа. Психокоррекция проводится в том случае, если в результате психодиагностики или консультирования выявлены отклонения от нормы в поведении или психическом развитии человека. Коррекционная работа – это воздействие психолога на определенные психические функции, качества или формы поведения личности, направленное на преодоление этого отклонения. Это воздействие всегда осуществляется на основе представления о норме возрастного развития (например, норме в развитии познавательных, эмоциональных, волевых процессов, норме поведения и личностных качеств). Исходя их этого, психолог строит программу коррекционной работы.
Коррекционные занятия проводятся индивидуально или в группе в течение длительного времени. Целью таких занятий может быть, например, преодоление дефицита внимания, помощь в преодолении трудностей умственного развития, коррекция неадекватных эмоциональных реакций на те или иные события, укрепление самообладания, развитие эмоционального самоконтроля, коррекция личностных качеств, форм поведения, норм социального взаимодействия человека. Поскольку отклонения от психологической нормы могут сочетаться с серьезными отклонениями в психическом здоровье и в сфере социального поведения, то практический психолог свою коррекционную работу должен строить в тесном взаимодействии с нейропсихологом, психиатром, социальным педагогом. Непосредственным поводом для организации коррекционной работы обычно становятся трудности в учебной деятельности, нарушения поведения и дезадаптация школьника, проблемы в профессиональной или повседневной деятельности, в эмоционально-воле-вых переживаниях взрослого человека.
Групповая психокоррекция может быть направлена на развитие коммуникативных способностей, на формирование умения анализировать поведение и состояния других людей, умения адекватно воспринимать себя и окружающих. При этом корректируются нормы межличностного взаимодействия, развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и в разных группах.
В качестве методов психокоррекции используются различные виды интеллектуального тренинга, методы обучения саморегуляции, социально-психологические тренинги, ролевые игры, групповые дискуссии.
Те же самые методы практической психологической работы могут использоваться и на развивающих занятиях. В отличие от коррекционной, развивающая работа направлена на дальнейшее развитие качеств, способностей, умений человека. Строгого разделения коррекционных и развивающих занятий на практике часто не существует, поскольку границы нормы в психическом развитии бывают недостаточно четкими, обусловлены теоретической концепцией или конкретной методикой. Поэтому нередко предпочитают данный вид работы называть коррекционно-раз-вивающим.
Практический психолог в реальной профессиональной деятельности может как выполнять все перечисленные виды работ, так и специализироваться в каком-то определенном виде. В то же время важно знать, что каждый из данных видов практической психологической деятельности обладает существенной спецификой, и конкретный психолог в зависимости от личностных качеств и профессиональной подготовки может успешнее справляться с одним из них. Кроме того, практическому психологу важно выделять наиболее актуальные проблемы в соответствии с задачами, поставленными заказчиком, и сосредоточивать усилия на их решении <…>.
Практические психологи работают в социальных, образовательных, производственных, медицинских организациях и учреждениях, в службах психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи населению.
Обучение психологическим знаниям
как тип деятельности психологов
Еще одним распространенным типом деятельности психологов является обучение людей психологическим знаниям. С начала ХХ в. научная, практическая и преподавательская деятельность в области психологии были неразрывно связаны. Большинство известных российских психологов работали в качестве преподавателей в университетах. Профессора и другие преподаватели проводили исследования, писали научные труды и передавали полученные знания, идеи, теории студентам. Университетские и институтские кафедры были центрами психологической мысли, научной психологии. Профессора руководили научно-практическими исследованиями, а преподавательская деятельность была направлена на изложение своих концепций и психологических взглядов. Цель преподавания заключалась в распространении психологических идей, в подготовке будущих ученых.
Такая взаимосвязь научной и преподавательской деятельности сохранялась как в российских, так и в зарубежных университетах в течение всего ХХ в. Педагогические способности профессора высоко ценились, однако главной для него была все же научная квалификация.
По мере развития практической психологии разрабатывались формы и методы обучения практическим психологическим знаниям и умениям. Эти знания и умения изучались как студентами, стремящимися стать практическими психологами, так и людьми, желающими повысить свою практическую психологическую компетентность.
В то же время профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличие от профессии психолога-ученого и психолога-практика. Он должен не только иметь психологические знания, но и уметь передавать их студентам. В этом плане умения, личностные качеств и способности преподавателя психологии сродни другим преподавательским профессиям. Чтобы быть успешным, он должен соответствовать следующим критериям:
1) иметь широкую образованность, осведомленность в различных областях психологических знаний, а также быть эрудированным в дру- гих науках;
2) фундаментально знать преподаваемый предмет;
3) уметь самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;
4) владеть логикой и лексическим богатством речи, выразительными средствами общения, ораторскими и артистическими способностями;
5) уметь доступным образом объяснять учебный материал, чтобы обеспечить его понимание и усвоение студентами;
6) обладать наблюдательностью, требовательностью и умением понять студента;
7) уметь создать у студентов мотивацию к усвоению учебного материала;
8) обладать коммуникативными и организаторскими способностями;
9) владеть педагогическим тактом. <…>
(Карандашев, В.Н. Психология :
Введение в профессию / В.Н. Карандашев. –
М. : Смысл ; Академия, 2009. – С. 150–174)
А.Г. Лидерс