Основные типы профессиональной деятельности журналиста

Лекция № 6-7: Виды и формы деятельности в журналистике

Деятельность журналиста–профессионала включает в свой состав множество разнообразных действий, требующих для своей эффективной реализации, во–первых, особых навыков, умений и способностей, а во–вторых, более или менее положительного к себе отношения, поскольку на одном лишь профессиональном автоматизме их осуществление весьма затруднено.

10 основных типов профессиональных действий, устойчиво повторяющихся в деятельности работников печатных средств массовой информации разного типа и уровня:

1) руководство редакцией, отделом;
2) подготовка собственных материалов;
3) работа с авторами;
4) правка материалов других сотрудников;
5) макетирование газетных полос;
6) работа с редакционной почтой;
7) прием посетителей редакции;
8) дежурство по номеру;
9) выступления с обзорами публикаций на планерках и летучках;
10) участие в подготовке и проведении "круглых столов", массовых мероприятий, праздников газеты и т.п., то есть в том, что обозначается понятием организационно–массовая работа.

Каждый из выделенных типов действий обладает своей, иногда довольно сложной структурой. Так, например, "подготовка собственных материалов" связана с необходимостью изучать действительность, то есть общаться с людьми, анализировать документы, наблюдать, осмысливать информацию, формулировать предложения по изменению ситуаций действительности, излагать свои мысли и наблюдения в общепонятной и доступной форме и т.д. Вначале укажем на существенные и устойчивые различия в отношениях журналистов к разным видам профессиональных действий.

Самый высокий индекс позитивного отношения (0,83) – при максимуме в 1,0 – у такого вида деятельности как "подготовка собственных материалов". Значительно отстают по уровню позитивного отношения такие виды деятельности как "работа с авторами" (0,34); "работа с редакционной почтой" (0,25); "прием посетителей редакции" (0,25) и "руководство редакцией, отделом" (0,22). Практически безразлично журналисты относятся к массово–организационной работе (0,11). Все остальные типы действий вызывают более или менее сильную негативную реакцию. Особенно – правка материалов других сотрудников (–3,2).

Таким образом, подавляющее большинство работников печати ориентированы на самореализацию в сфере собственно публицистической деятельности и достаточно прохладно относятся ко всем другим типам действий. Но какой бы тип профессиональных действий мы ни взяли, всегда обнаруживаются три группы журналистов: демонстрирующие устойчивое положительное, устойчивое негативное и неустойчивое (иногда положительное, иногда отрицательное) отношение к этим действиям. Даже такой тип деятельности как "подготовка собственных материалов", вызывающий устойчивое положительное отношение у 83 журналистов из ста, у некоторых вызывает раздражение. 13 человек из ста с удовольствием правят материалы своих товарищей, хотя в целом этот вид деятельности обладает самым высоким индексом негативного отношения. Следовательно, если знать, какие именно типы действий вызывают у журналиста позитивное или негативное отношение, то распределение обязанностей можно было бы осуществлять куда более успешно.

Отношение журналистов к основным видам профессиональных действий
Руководство редакцией, отделом 46.5
Подготовка собственных материалов 83.4
Работа с авторами 43.2
Правка материалов других сотрудников 13.3
Макетирование 36.9
Работа с редакционной почтой 40.2
Прием посетителей редакции 37.8
Дежурство по номеру 12.0
Выступления с обзорами на летучках 22.8
Участие в массово–организационной работе 33.6

Полученные данные свидетельствуют о глубокой и устойчивой взаимосвязи уровня развития личностных качеств журналиста и привлекательности как журналистики в целом, так и различных видов профессиональных действий в частности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что мера заинтересованности журналиста в выполнении различных видов профессиональных действий определяется не столько содержанием этих действий, сколько уровнем его внутренней мотивации.
Совсем иная картина проявляется при сравнении привлекательности различных видов профессиональных действий с уровнем социальной мотивации. Напомним, что под социальной мотивацией понимаются устойчивые личностные ориентации на мнения значимых других – стремление получить поощрение или избежать осуждения, нежелание конфликтовать с руководством, стремление к психологически комфортной работе и т.п. Оказалось, что повышение уровня социальной мотивации ведет к падению привлекательности большинства видов профессиональных действий (кроме правки материалов других сотрудников). По всей видимости, деятельность журналиста дает мало материала для удовлетворения мотивов, входящих в эту группу.

Что касается материальной мотивации, то ее влияние на привлекательность различных видов профессиональных действий однозначному толкованию не поддается. Можно заметить, что повышение уровня материальной мотивации связано с повышением привлекательности таких видов профессиональных действий, как правка материалов других сотрудников, макетирование и дежурство по номеру. По остальным видам действий различие в уровнях материальной мотивации у журналистов, которым нравится или не нравится заниматься этими видами действий, незначительно.

Прослеживается четкая взаимосвязь между уровнем общей активности журналиста и уровнем заинтересованности в выполнении различных видов профессиональной журналистской деятельности. Чем выше уровень общей активности, тем больше шансов, что журналист будет с удовольствием выполнять различные профессиональные обязанности. Но это – средние данные по всей совокупности. Если же проанализировать результаты исследования с точки зрения отдельных видов деятельности, то предстанет следующая картина. Журналистам с высоким уровнем общей активности нравится заниматься такими видами деятельности, как подготовка собственных материалов, работа с редакционной почтой, прием посетителей, дежурство по номеру, выступления с обзорами на летучках и планерках, массово–организационная работа. Этим же журналистам не нравится руководить редакцией или отделом, многие из них не любят заниматься приемом посетителей. Журналистам с низкими значениями общей активности в основном все не нравится.

Характеризуя такое качество, как общительность, можно констатировать, что уровень его развития приводит к возрастанию интереса практически ко всем видам журналистской деятельности, обеспечивающей выпуск периодического издания. Исключение составляет правка материалов других сотрудников. Здесь средний индекс общительности журналистов, проявляющих интерес к данному виду деятельности, немного ниже соответствующего индекса у тех, кому эта работа не нравится.
В другую группу могут быть включены личностные качества, повышение развитости которых влечет за собой падение привлекательности либо журналистики в целом, либо ряда профессиональных действий. Это социальная мотивация, раскованность (расторможенность), впечатлительность, рефлексивность, тревожность, невротизм, психотизм, депрессия.

Наши рекомендации