Основные направления психологической науки
1. Психоанализ.
2. Бихевиоризм.
3. Гуманистическая психология.
4. Когнитивная психология.
Словарь профессиональных понятий
психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология, когнитивизм,
культурно-историческая теория
Литература для докладов и сообщений
1. Жизненный путь З. Фрейда:
а) Дадун, Р. З. Фрейд / Р. Дадун. – М. : Х.Г.С., 1994. – С. 148–167.
б) Кондрашенко, В.Т. Общая психотерапия / В.Т. Кондрашенко, Д.И. Донской, С.П. Игумнов. – Минск : Вышэйшая школа, 1999. – С. 134–138.
2. Научная биография Дж. Б. Уотсона (Степанов, С. Век психологии: имена и судьбы / С. Степанов. – М. : Эксмо, 2002. – С. 239–240)
3. Этапы профессионального и личностного становления К. Роджерса (Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. – М. : Прогресс, Универс, 1994. – С. 43–69).
4. Психолог в концентрационном лагере (Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М. : Прогресс, 1990. – С. 141–163).
5. Выготский Л.С. и современная белорусская психология:
а) Макаревич, Р.А. Значение идей Л.С. Выготского в разработке практической психологии детства // Псiхалогiя. – 1997. – Вып. 8. – С. 3–7.
б) Кухарев, Н.В. Развитие идей Выготского в области интроспекции в акмеологической науке // Псiхалогiя. – 1997. – Вып. 6. – С. 3–11.
6. Этапы научного пути Ж. Пиаже (Марцинковская, Т.Д. 50 выдающихся психологов мира / Т.Д. Марцинковская, М.Г. Ярошевский. – М. : Международная педагогическая академия, 1995. – С. 86–90)
Задания и упражнения
1. Подготовьте ответы на следующие вопросы:
– Какова история создания теории (где и когда она возникла; против чего или за что боролась)?
– Что является предметом психологии? Какими методами его следует изучать?
– На каком материале проводились исследования?
– Какие ученые представляют данную психологическую школу? Каковы их основные идеи?
2. По результатам группового обсуждения составьте таблицу «Предмет психологии» (студенческая группа на четыре подгуппы, каждая из которых выбирает направление психологии). Разместите в ней информацию об изученных вами психологических теориях.
Таблица 3 – Предмет психологии
Теория | Что изучает психология? | Проблематика исследований | Центральные понятия |
Психоанализ (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Юнг и др.) | Бессознательные психические процессы, становление личности | Механизмы детерминации мотивации и структуры личности | Мотивация, либидо, Эдипов комплекс, Ид, Эго, Супер-Эго, конфликт, защита, вытеснение, сублимация и др. |
Бихевиоризм (Д. Уотсон, Э. Толмен, Б. Скиннер) | Поведение как реакцию организма на стимулы окружающей среды | Проблема научения или приобретение новых форм поведения | Адаптация, действие, стимул-реакция, поощрение, наказание и др. |
Гуманистическая психология (Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу и др.) | |||
Когнитивная психология (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, У. Найссер, Дж. Брунер, Дж. Келли и др.) |
В группе продолжите заполнение обобщенной таблицы.
Таблица 4 – Основания психологических теорий
Теория | Понятие человека | Материал для обобщения |
Психоанализ | Человек – существо, движимое инстинктами (либидо и танатос), находящееся в конфликте с обществом и с самим собой | Лечение больных неврозами, объяснение фактов «психопатологии обыденной жизни» – описок, оговорок и т.д. |
Бихевиоризм | Человек – существо предсказуемое, поэтому управляемое | Эксперименты над животными (в основном белыми крысами); наблюдения над младенцами |
Гуманистическая психология | ||
Когнитивная психология |
4. Подготовьтесь к проведению в группе ролевой игры «Психология – наука о…». Выберите себе роли ученых того направления, которое лично вам кажется наиболее привлекательным, уточните их взгляды.
Литература
1. Соколова, Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии / Е.Е. Соколо-ва. – М. : Смысл, 2003. – 687 с.
2. Сонин, В.А. Классики мировой психологии. Биографический энциклопедический словарь / В.П. Сонин, Л.М. Шлионский. – СПб. : Питер, 2001. – 288 с.
3. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности ; ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара : БАХРАХ, 1996. – в 2 т.
4. Хрестоматия по истории психологии ; под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М. : МГУ, 1980. – 324 с.
5. Хьел, Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьел, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 1999. – 608 с.
6. Ярошевский, М.Г. Психология в ХХ столетии / М.Г. Ярошевский (любое издание).
Методы научной психологии
1. Понятие «метод исследования».
2. Валидность и надежность как основные требования к методу исследования.
3. Основные методы психологии: наблюдение и эксперимент.
4. Дополнительные методы.
5. Методы математической статистики в психологии.