Занятие 8 (практическое занятие). Тема: Методы исследования возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении.

Время – 2 часа.

Цель: Практически познакомить с методиками патопсихологической диагностики.

Форма проведения: практикум с использованием патопсихологических методов диагностики.

Литература

Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. – СПб.,: Питер, 2008.

Сорокин В.М. Специальная психология, учебное пособие, СПб.: Речь. - 2003.

Усанова О.Н. Специальная психология. СПб.: Питер, 2008.

Занятие 9 (практическое занятие). Тема: Методы профилактики и коррекции отклонений психического развития у детей.

Время – 2 часа.

Цель: практически познакомить с методиками нейропсихологической диагностики.

Форма проведения: практикум с использованием психодиагностических методик.

Литература

1 Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. – СПб.,: Питер, 2008.

2 Сорокин В.М. Специальная психология, учебное пособие, СПб.: Речь. - 2003.

3 Усанова О.Н. Специальная психология. СПб.: Питер, 2008.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

4.1 Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа – это особо организованный вид учебной деятельности, который предполагает изучение исторического наследия прошлого по данной дисциплине, исследований современных российских и зарубежных ученых, учебной и дополнительной литературы, обработку своих конспектов лекций.

Самостоятельная работа должна отвечать определенным требованиям. Во-первых, планомерность, разумное использование личного времени, хорошо продуманный и строго соблюдаемый режим труда.

Во-вторых, регулярность и последовательность изучения учебных материалов. Ничто так не снижает эффективность самостоятельной работы, как занятия от случая к случаю.

В-третьих, сознательная активность. Данное требование обусловлено самой природой человеческого познания как процесса активного отражения в сознании людей внешнего мира.

Самостоятельная работа студентов включает в себя следующие виды деятельности:

· изучение рекомендуемой литературы;

· подготовка к лекционным занятиям (повторение пройденного материала, составление глоссария);

· подготовка докладов для семинарских занятий;

· проведение тестовых испытаний и обработка полученных результатов;

· подготовка и написание рефератов;

· подготовка к экзамену.

Подготовка к семинарским и практиче6ским занятиям предполагает выполнение студентами заданий, предусмотренных для каждого семинарского и практического занятия.

4.2 Задания для самостоятельной работы по темам

Задания для самостоятельной работы по теме 1: «Специальная психология как отрасль психологической науки»

1.Изучение литературы рекомендованной к семинарскому занятию.

2.Составление таблицы сравнительных признаков понятий «патопсихология», «нейропсихохология», «соматопсихология».

3.Подготовка доклада к семинарскому занятию.

4.Подготовка к дискуссии по проблеме «Душа и тело».

Задания для самостоятельной работы по теме 2: «Понятие психического дизонтогенеза»

1. Изучение литературы рекомендованной к семинарскому занятию.

2. Сравнительный анализ представлений отечественных ученых о факторах психического здоровья.

3. Подготовка доклада к семинарскому занятию.

4. Подготовка к дискуссии по проблеме «Причины болезни и причины здоровья».

Задания для самостоятельной работы по теме 3: «Принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении».

1. .Изучение литературы рекомендованной к семинарскому занятию.

2.Сравнительный анализ различных видов нарушений мышления.

3.Подготовка доклада к семинарскому занятию.

4.Подготовка к дискуссии по проблеме «Нарушения психических процессов и состояний всегда связаны с психопатологией?».

Задания для самостоятельной работы по теме 4: «Профилактика и коррекция отклонений психического развития у детей».

1. Изучение литературы рекомендованной к семинарскому занятию.

2. Анализ новых тенденций в нейропсихологических исследованиях.

3. Подготовка доклада к семинарскому занятию.

4. Знакомство с методами нейропсихологического исследования по литературе.

Задания для самостоятельной работы по теме 5: «Теоретический анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения».

1. Изучение литературы рекомендованной к семинарскому занятию.

2. Самостоятельный анализ клинического случая, связанного с психосоматической проблематикой.

Задания для самостоятельной работы по теме 6: «Методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб».

1. Изучение литературы рекомендованной к семинарскому занятию.

2. Подготовка к дискуссии по теме «Как создать условия для полноценной жизни людей с ограниченными возможностями?»

Задания для самостоятельной работы по теме 7: «Психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство».

1. Изучение литературы рекомендованной к семинарскому занятию.

2. Подготовка к дискуссии по теме «Как мотивировать личность с диагнозом психопатия к психотерапии?».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

5.1. Общие методические рекомендации по написанию контрольных работ

Контрольная работа выполняется студентами на основе самостоятельного изучения рекомендованной литературы, с целью систематизации, закрепления и расширения теоретических знаний, развития творческих способностей студентов, овладения навыками самостоятельной работы с научной, научно-методической, нормативно-правовой литературой, формирования умений анализировать и отвечать на вопросы, поставленные темой работы, делать выводы на основе проведенного анализа. Работы приобщают также студентов к научно-исследовательской деятельности, играют важную роль в их профессиональной подготовке.

Важнейшими требованиями к контрольной работе как к исследованию определенной проблемы являются:

· применение общих и специальных методов научного исследования;

· умение работать с социально-политической, экономической и социологической литературой, проявляя при этом творческий подход к изучаемому материалу;

· достаточно высокий теоретический уровень;

· способность самостоятельно, последовательно, аргументировано излагать изученный материал, критически осмысливать изученные источники.

Процесс подготовки работы можно подразделить на следующие этапы: выбор темы; общее ознакомление с литературой; составление библиографии; углубленное изучение источников; составление плана; оформление готовой рукописи.

Работа над контрольной работой начинается с выбора темы. Для этого необходимо ознакомиться со списком тем, предложенных для написания работы при изучении данной дисциплины.

Следует выбрать тему, наиболее интересную для написания, что позволит более творчески подойти к выполнению этой работы. Если ни одна из предложенных тем не заинтересует должным образом, то можно выбрать тему самостоятельно в соответствии с разделами и темами, указанными в рабочей программе данной дисциплины. При этом о своем выборе нужно сообщить преподавателю, ведущему занятия в группе.

Основой всякой работы является план. В плане подготовки к написанию работы необходимо: уяснение цели контрольной работы; изучение литературы; написание введения и заключения.

Следующий этап: составление библиографии (перечень использованных источников). Значительную помощь в подборе литературы по данной проблеме и составлении библиографии может оказать разработанная и установленная в библиотеке академии информационно-справочная компьютерная программа.

Ценный материал для работы содержится в научных журналах, газетных публикациях, других источниках. Для того, чтобы обеспечить поиск нужного материала в периодических изданиях, необходимо пользоваться их сводным перечнем, публикуемых в последних номерах журналов, каталогами, имеющимися в библиотеках.

Работа включает в себя следующие основные элементы:

· титульный лист;

· содержание с указанием вопросов и страниц;

· основной текст;

· приложение (если есть схемы, таблицы, анкеты и т.д.);

· список использованной литературы (в алфавитном порядке).

Основной текст состоит из введения, основной части, раскрывающей тему контрольной работы, заключения.

Во введении необходимо дать обоснование избранной темы, ее важность, актуальность, сформулировать цели и задачи работы.

Основная часть работы, в зависимости от вида контрольной работы должна включать:

· теоретический анализ проблемы;

· изучение проблемы в современном отечественном и зарубежном опыте;

· анализ опыта деятельности специализированных учреждений;

· практическое исследование по избранной теме и т.д.

Цитаты, приведенные в работе. Все цифровые материалы должны иметь ссылку на источник, вынесенные в подстрочник. Следует точно давать фамилию, инициалы автора, название произведения с обязательным указанием места, года издания и страницы.

На основании анализа и развития темы отдельным разделом формируются “выводы” или заключение, где может быть отражено собственное отношение к данной проблеме, если это позволяет специфика дисциплины, по которой пишется работа, подводятся итоги с точки зрения: выполнения поставленной цели контрольной работы; возможности продолжения исследований по теме контрольной работы.

Работа должна быть написана грамотно, четко, разборчиво, с выделением абзацев. Обычно она готовится на компьютере, в крайнем случае аккуратно переписывается от руки на листах стандартного формата А4. Поле с левой стороны должно быть не менее 25 мм, с правой стороны – не менее 5 мм, а сверху и снизу – по 25 мм. Все страницы нумеруются по центру сверху. Первая страница (титульный лист) – не нумеруется. Объем контрольной работы должен быть в пределах 13-16 страниц машинописного текста через 1,5 интервала.

На титульном листе контрольной работы указываются:

· название академии, факультета, кафедры, специальности;

· тема контрольной работы,

· фамилия, инициалы студента,

· номер учебной группы и курса, срок обучения;

· номер зачетной книжки;

· фамилия и инициалы преподавателя, проверяющего работу.

За титульным листом идет оглавление, в котором необходимо указать план работы: введение, перечень основных вопросов, заключение, список источников и литературы, использованных в работе.

Наиболее типичными недостатками при написании контрольных работ являются следующие:

1. неудовлетворительная форма изложения материала – несамостоятельное выполнение работы, т.е. ее текст частично или полностью переписывается из учебных пособий, журналов, статей;

2. чрезмерная загруженность цитатами, примерами без достаточного анализа и выводов;

3. отсутствие какой-либо составной части работы: плана, введения, заключения, списка использованной литературы и т.д.;

4. несоответствие названия работы ее содержательной части;

5. плохо отредактированный текст;

6. неправильное оформление работы, когда в тексте не выделяются пункты плана, изложенный материал не подразделяется по вопросам, отсутствуют необходимые ссылки на источники или неправильное оформление ссылок, не нумеруются страницы.

Студенты, используя основную и дополнительную литературу, указанную в рабочей учебной программе по дисциплине, в соответствии с учебным планом могут подготовить контрольные работы по следующей тематике.

Темы контрольных работ

1. Предмет и объект клинической психологии.

2. История клинической психологии.

3. Практические задачи и функции клинических психологов.

4. Характеристики основных разделов клинической психологии.

5. Душа и тело.

6. Мозг и психика.

7. Двоякий смысл понятия психологии здоровья.

8. Определение болезни, расстройства, отклонения и здоровья.

9. Критерии нормы и патологии.

10. Причины болезни и причины здоровья.

11. Применение модели болезни к отклоняющему от нормы поведению.

12. Концепции расстройств.

13. Классификация расстройств.

14. МКБ – система классификации расстройств ВОЗ.

15. Этиология и эпидемиология расстройств.

16. Экономика и здоровье.

17. Здравоохранение.

18. Профилактика, сохранение и укрепление здоровья.

19. Предмет патопсихологии.

20. Научные основы, актуальные проблемы патопсихологии.

21. Типология нарушений психических процессов, свойств и состояний при разных видах патологии человека.

22. Нарушения восприятия, произвольных движений и действий, речи, памяти.

23. Патология мышления, эмоционально-волевой сферы, сознания и самосознания.

24. Психопатология. Психотический, пограничный и невротический уровни нарушения.

25. Самоубийство.

26. Расстройства сна.

27. Расстройства приема пищи.

28. Сексуальные расстройства и расстройства половой идентификации.

29. Расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ.

30. Шизофрения.

31. Депрессивные и тревожные расстройства.

32. Определение нейропсихологии.

33. Клиническая нейропсихология.

34. Экспериментальная нейропсихология.

35. Реабилитационная нейропсихология.

36. История нейропсихологии.

37. Френология Ф.Галля.

38. Вклад П.Брока, К.Вернике, Х.Джексона, Х.Хеда в нейропсихологию.

39. Теория системной динамической организации высших психических функций А.Р.Лурии.

40. Проблема мозговой локализации психических функций.

41. Восстановление нарушенных высших психических функций.

42. Структурно-функциональные блоки мозга.

43. Межполушарная асимметрия мозга и межполушарное взаимодействие.

44. Методы нейропсихологического исследования.

45. Луриевские методы нейропсихологической диагностики.

46. Нейропсихология нарушений высших психических функций.

47. Психосоматическая проблема.

48. Психосоматика и психосоматические расстройства.

49. Соматоформные и конверсионные расстройства.

50. Ипохондрия.

51. Дисморфофобия.

52. Психосоматозы.

53. Психологические исследования в клинике соматических заболеваний.

54. Специфические и неспецифические теории психосоматических расстройств.

55. Первичная и вторичная выгода от нарушения в психодинамической теории.

56. Тип личности А и В.

57. Стресс как фактор расстройств.

58. Алекситимия как фактор психосоматических расстройств.

59. Типы нарушений психического развития.

60. Соотношение биологического и социального в природе аномалий развития.

61. Многоосевая диагностика детей и подростков.

62. Общие расстройства развития ребенка.

63. Умственная отсталость.

64. Жестокое обращение с детьми.

65. Нарушения поведения в детском и подростковом возрасте.

66. Ранняя помощь детям с врожденными недостатками и семьям с детьми-инвалидами.

67. Школьные нарушения.

68. Расстройства в пожилом возрасте.

69. Делирий и деменция в пожилом возрасте.

70. Факторы психического здоровья в пожилом возрасте.

71. Личность и ее изменения и аномалии.

72. Акцентуации личности и расстройства личности.

73. Понятие психопатии. Систематика психопатий П.Б.Ганнушкина.

74. Критерии расстройства личности.

75. Типология расстройства личности.

76. Специфические расстройства личности.

77. Хронические изменения личности, связанные с органическими нарушениями головного мозга.

78. Хронические изменения личности после переживания экстремальной ситуации.

79. Хронические изменения личности после психической болезни.

80. Психологическое консультирование, коррекция и психотерапия.

81. Психологическая диагностика и воздействие.

82. Психотерапия как метод лечения.

83. Механизмы психотерапевтического воздействия.

84. Психофармакология.

85. Психологические аспекты реабилитации.

86. Этика в клинической психологии.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса.

Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенному разделу учебной дисциплины. Рубежный контроль по учебной дисциплине проводится как в устной форме в виде опроса, так и в виде тестирования.

При проведении рубежного контроля используются перечень контрольных вопросов и тестовые задания по пройденным разделам и темам учебной дисциплины.

Промежуточная аттестация предполагает использование контрольных вопросов и тестовых заданий в полном объеме.

6.1 Перечень контрольных вопросов к зачету

1. Предмет и объект специальной психологии.

2. Цели и задачи специальной психологии.

3. История развития специальной психологии.

4. Основные проблемы специальной психологии.

5. Характеристики основных разделов специальной психологии.

6. Методы специальной психологии.

7. Принципы проведения исследований в специальной психологии.

8. Сфера приложения специальной психологии.

9. Понятие психического дизонтогенеза.

10. Общие и специфические закономерности нормального и отклоняющегося развития.

11. Виды нарушений психического развития.

12. Причины нарушений развития.

13. Понятие первичного и вторичного дефектов развития по Л.С. Выготскому.

14. Принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении.

15. Развитие в условиях сложных недостатков в развитии.

16. Понятие компенсации.

17. Проблема компенсации психических функций.

18. Теории компенсации А. Адлера, Л. С. Выготского.

19. Развитие при умственной отсталости.

20. Задержка психического развития.

21. Психологические особенности личностного развития детей с умственной отсталостью.

22. Особенности развития детей с сенсорной и моторной недостаточностью.

23. Характеристика развития детей с общими расстройствами развития.

24. Ранний детский аутизм.

25. Расстройство развития речи.

26. Расстройство школьных навыков.

27. Профилактика и коррекция отклонений психического развития у детей.

28. Ранняя помощь детям с врожденными недостатками и их семьям.

29. Профилактика и коррекция у детей с умственной отсталостью.

30. Профилактика и коррекция у детей с дефектами сенсорной сферы.

31. Профилактика и коррекция у детей с дефектами моторной сферы.

32. Профилактика и коррекция у детей с дефектами эмоциональной сферы.

33. Прикладные аспекты стимуляции компенсаторных механизмов поведения.

34. Система коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и социальному окружению.

35. Взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического и социально-трудового направлений работы с детьми.

36. Психолого-педагогические принципы проектирования и организации ситуаций совместной деятельности в системе воспитатель-ребенок-родители.

37. Обучение родителей ребенка с повышенным риском нарушений навыкам и умениям воспитания ребенка.

38. Методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб.

39. Принципы и методы обследования детей, имеющих отклонения от нормального психического развития.

40. Специфика психологической работы в школе-интернате для детей, имеющих отклонения от нормального психического развития.

41. Социально-психолого-педагогическая реабилитация при детско-подростковой дезадаптации.

42. Социальная интеграция лиц с физической недостаточностью и нарушениями органов чувств.

43. Общественная интеграция лиц с физической недостаточностью.

44. Профессиональная интеграция психически больных.

45. Изменение установок по отношению к инвалидам и лицам с особыми потребностями.

6.2 Тестовые задания по учебной дисциплине

Правильными могут быть один или несколько вариантов ответов.

1. Предметом изучения специальной психологии является:

b) воспитание и обучение детей с нарушенным развитием

c) развитие психики, протекающее в неблагоприятных условиях

d) своеобразие психического развития лиц с нарушенным зрением

e) особенности психического развития лиц с интеллектуальными нарушениями

2 Отклоняющееся развитие можно охарактеризовать как

a) развитие, имеющее стихийный, непредсказуемый характер

b) развитие, протекающее вне воспитательного воздействия

c) развитие, протекающее в рамках иной языковой культуры

d) развитие, при котором влияние неблагоприятных факторов превышает компенсаторные возможности индивида

3 Задачами специальной психологии являются

a) разработка методов психологической диагностики отклонений в развитии

b) изучение закономерностей различных вариантов отклоняющегося развития

c) создание коррекционных педагогических технологий

d) изучение психологических проблем, связанных с интеграцией

4 Среди закономерностей нарушенного психического развития выделяют:

a) межсистемные

b) общие

c) модально специфические

d) модально неспецифические

5 С какими смежными науками связана специальная психология:

a) с психологией

b) с травматологией

c) со специальной педагогикой

d) с медицинской генетикой

6 Дизонтогения – это:

a) нарушение физического и психического развития

b) психическое заболевание

c) исследование соматического статуса ребенка

d) нормальное физическое и психическое развитие

7 Теорию системного строения дефекта выдвинул

a) В. И. Лубовский

b) В. В. Лебединский

c) Л. С. Выготский

d) С. Я. Рубинштейн

8 Особенности психического развития, свойственные отдельным видам дизонтогенеза, относят к закономерностям:

a) общим

b) межсистемным

c) модально неспецифическим

d) модально специфическим

9 Замедление переработки информации, поступающей через органы чувств, относят к закономерностям:

a) общим

b) межсистемным

c) модально неспецифическим

d) модально специфическим

10 Гетерохронность психического развития относят к закономерностям:

a) общим

b) межсистемным

c) модально неспецифическим

d) модально специфическим

11 В специальной психологии выделяют следующие принципы проведения исследований:

a) двойной диссоциации

b) системности

c) педагогического оптимизма

d) динамического изучения в сочетании с качественным анализом результатов

12 По времени возникновения нарушения развития классифицируют:

a) врожденные

b) социальные

c) биологические

d) приобретенные

13 По характеру психического дизонтогенеза классифицируют:

a) асинхронию

b) дисгармонию

c) ретардацию

d) анозогнозию

14 Параметры нарушенного развития сформулировал:

a) В. И. Лубовский

b) В. В. Лебединский

c) Л. С. Выготский

d) С. Я. Рубинштейн

15 Количество параметров нарушенного развития:

a) 5

b) 2

c) 4

d) 3

16 В параметры нарушенного развития не входят:

a) хроногенность

b) функциональная локализация нарушений

c) обратимость

d) структура нарушенного развития

17 Первичные и вторичные нарушения относятся к следующим характеристикам дизонтогенеза:

a) к динамике формирования межфункциональных связей

b) к времени появления нарушений

c) к функциональной локализации нарушений

d) к структуре нарушенного развития

18 Третичными нарушениями называют:

a) биологически обусловленные функции

b) нарушения в работе функций, непосредственно не связанных с поврежденной функцией

c) нарушения в работе функций, непосредственно связанных с поврежденной функцией

d) прижизненно формирующиеся функции

19 Выделяют следующие механизмы формирования системных отклонений:

a) двигательный

b) депривационный

c) деятельностный

d) речевой

20 Согласно теории Л. С. Выготского, высшие психические функции имеют свойства

a) прижизненность формирования

b) врожденный характер

c) осознанность

d) произвольность

21 Ретардация – это:

a) ускорение темпа психического развития

b) отставание в психическом развитии

c) неравномерность развития отдельных функций

d) синхронность развития функций

22 Система мероприятий, направленных на восстановление полноценного общественного бытия личности, называется:

a) компенсация

b) абилитация

c) реабилитация

d) адаптация

23 Исправление тех или иных недостатков развития называется:

a) коррекция

b) компенсация

c) абилитация

d) реабилитация

24 Теорию сверхкомпенсации разработал:

a) Л.С. Выготский

b) Г.Е. Сухарева

c) А. Адлер

d) Л. Каннер

25 Согласно Л. С. Выготскому, возможности компенсации зависят от

a) структуры дефекта, резервных сил организма

b) интеллектуальных способностей ребенка

c) наследственности

d) психолого-педагогической ситуации развития

26 Л. С. Выготский рассматривал компенсацию как

a) комплекс неполноценности

b) синтез биологического и социального факторов

c) синхронное развитие систем головного мозга

d) коррекцию

27 Среди типов компенсации выделяют

a) внутрисистемную компенсацию

b) синхронную компенсацию

c) асинхронную компенсацию

d) межсистемную компенсацию

28 Классификацию психического дизонтогенеза разработал

a) Л. С. Выготский

b) В. В. Лебединский

c) А. Адлер

d) А. Маслоу

29 По классификации психического дизонтогенеза дефицитарное развитие – это

a) нарушения слуха

b) нарушения зрения

c) нарушения речи

d) нарушения опорно-двигательного аппарата

30 В специальной психологии развивались все указанные направления, кроме:

a) психология лиц с акцентуациями характера

b) психология лиц с нарушениями зрения

c) психология лиц с интеллектуальными нарушениями

d) психология лиц с нарушениями слуха

7. ГЛОССАРИЙ

Абилитация –система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах.

Агрессивность (враждебность) – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.

Адаптация– приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, направленное на сохранение гомеостаза.

Адаптация социальная – активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Анамнез – история заболевания (жизни) или совокупность сведений об условиях возникновения и протекания болезни, полученных от самого больного, а также его близких с целью постановки и уточнения диагноза.

Апраксия – нарушение способности выполнять целенаправленные движения и сложные предметные действия, возникает вследствие поражения определенных участков коры головного мозга.

Асинхрония– сочетание неравномерности в развитии с несвоевременностью сроков формирования тех или иных сторон психики.

Астения – болезненное состояние, характеризующееся повышенной утомляемостью, истощением, неспособностью к длительному умственному и физическому напряжению.

Асфиксия новорожденных – кислородное голодание плода во время родов.

Аутизм– состояние психики, характеризующееся замкнутостью отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.

Брайля шрифт – рельефно-точечный шрифт для письма и чтения слепых, разработанный в 1829 г. французским слепым тифлопедагогом Л. Брайлем.

Высшие психические функции – преобразованные под влиянием жизни в обществе, обучения и воспитания психические процессы человека.

Гемиплегия– поражение либо правой, либо левой половины тела.

Гидроцефалия – заболевание мозга, проявляющееся в накоплении ликвора в черепной полости вследствие нарушения баланса его секреции и всасывания.

Гипердинамический синдром – синдром двигательной расторможенности – наиболее распространенное проявление раннего поражения ЦНС, выражающееся в чрезмерной активности, суетливости, раздражительности, неспособности к целенаправленному и организованному поведению.

Гиперкинезы– чрезмерные, насильственные непроизвольные движения тела.

Гипоксия– кислородное голодание.

Гипотония– понижение тонуса мышц.

Глухота– наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным.

Дактилология– своеобразная форма речи, воспроизводящая слова посредством пальцев рук. Дактильные знаки (различные положения пальцев) воспроизводят буквенный алфавит определенного языка, поэтому дактильных знаков столько, сколько букв в алфавите данного языка.

Девиантное поведение – отклоняющееся от принятых обществом норм поведения.

Декомпенсация – процесс, обратный компенсации, расстройство деятельности какой-либо системы организма вследствие нарушения компенсации.

Деменция – стойкое, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройством памяти и эмоционально-волевой сферы.

Депривация – психическое состояние, возникающее в результате ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.

Детский церебральный паралич (ДЦП) –группа двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля ЦНС за произвольными движениями. ДЦП является резидуальным состоянием.

Дефект– физический или психический недостаток, вызывающий нарушение хода развития ребенка.

Дефектология – наука о психофизических особенностях развития детей с физическими и психическими недостатками (глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых и слабовидящих, умственно отсталых, логопатов, с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.), закономерностях их воспитания, обучения и образования.

Дефицитарное развитие – патологическое формирование личности у детей с тяжелыми нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, при которых недостаток сенсорных стимулов вызывает явления депривации и расстройства эмоциональной сферы.

Дизартрия – расстройство артикуляции, вызванное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

Дизонтогенез– общее название различных вариантов нарушений в психическом развитии. Синонимами могут считаться такие понятия как отклоняющееся развитие, нестандартное развитие.

Дизонтогении – различные отклонения от нормального физического и психического развития в детском возрасте.

Диплегия– поражение либо верхних, либо нижних конечностей.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в виде стойких и часто повторяющихся ошибок – искажение и замена букв, изменение звукослоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов и согласования слов в предложении, написание букв зеркально.

Дислалия– нарушение произношения звуков и их сочетаний, вызванное анатомическими дефектами артикуляционного аппарата, неблагоприятными условиями развития речи либо нарушениями фонематического восприятия.

Дислексия– частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью или нарушением высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся стойких ошибках в письменной речи.

Дифференцированное обучение детей с отклонениями в развитии – организация обучения и воспитания детей с различными нарушениями психофизического развития в различных типах специальных (коррекционных) образовательных учреждений в зависимости от характера и степени выраженности дефекта.

Задержка психического развития (ЗПР)– это развитие психики ребенка, протекающее в замедленном темпе и выражающееся в незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы (недостаточности общего запаса знаний, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности).

Запущенность педагогическая – устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании.

Зона ближайшего развития – возможности в психическом развитии, которые открываются у человека при оказании ему минимальной помощи со стороны.

Интегрированное обучение детей с отклонениями в развитии – обучение и воспитание детей с различными нарушениями психофизического развития в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми.

Интоксикация – болезненное состояние организма, обусловленное действием различных ядовитых веществ – микробов, растительных, животных и минеральных ядов, а также веществами образующимися в организме при нарушениях процесса обмена.

Инфантилизм– сохранение в организме и психике человека особенностей, присущих раннему возрасту.

Истерия– одна из форм нервно-психического расстройства, развивающаяся у лиц с особым складом нервной системы, характеризуется повышенной эффективностью, внешней чувственной окраской переживаний, яркостью фантазий, стремлением быть в центре внимания.

Компенсация –восстановление нарушенных или утраченных функций за счет сохранных элементов пострадавших структур или перестройки функциональных систем путем выполнения несвойственных им ранее функций.

Коррекция – система медико-педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков в психофизическом развитии.

Коэффициент интеллекта – IQ – количественный показатель уровня умственного развития.

Логопедия– наука о нарушениях речи, методах их выявления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Менингит – воспаление оболочек головного и спинного мозга.

Микроцефалия – значительное уменьшение размеров черепа при нормальных размерах других частей тела и выраженная недостаточность умственного развития.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – нарушение функции ЦНС вследствие микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга.

Модально-неспецифические закономерности развития– особенности психического разви

Наши рекомендации