Комплексная программа коррекционно-развивающей помощи ребенку с РДА

Этапы Направления помощи
Медикаментозное Психологич. Педагогич. Логопедич. Работа с семьей
IДиагностический Мед.диагностика; определение прогноза развития Диагностика проявлений психического дизонтогинеза Педагогическое обследование ребенка Определение особенностей речевого развития ребенка Установление взаимопонимания и тесного контакта
II Адаптационный Установление контакта со взрослыми; смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов Адаптация к новым условиям Формирование навыков самообслуживания Тренировка мускулатуры артикуляционного аппарата; массаж со стимуляцией речевых точек Ознакомление родителей с психологическими особенностями ребенка
III Активирующий Купирование болезненных симптомов и стимулирование психической активности ребенка Стимуляция психической активности направленная на взаимодействие со взрослыми и сверстниками Пропедевтика обучения (коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи) Активизация речи с помощью жестов, песен, стихов в ходе тонизирующей игры; просмотр фильмов Составление индивидуального плана, программы обучения ребенка в домашних условиях.
IVформирующий Медикаментозное лечение коррегируется: то тонизирует активность ребенка, то купирует ее Формирование у ребенка целенаправленного поведения Обучение чтению, письму; формирование навыков ИЗО; навыков игры со сверстниками. Работа по формированию диалогической речи; обучение спонтанно воспроизводить слова, штампы. Обучение родителей методам воспитания аутичного ребенка
Vкоррегирующий Поддерживающая психофармакологическая и общеукрепляющая терапия; массаж Преодоление отрицательных форм поведения, агрессии, негативизма, расторможенности влечений Реализация коррекционно-развивающих задач; коммуникация и социализация ребенка в обществе; расширение представлений об окружающем мире Обучение спонтанной речи; постепенное расширение словарного запаса слов; все действия комментируются речью; коррекция речевых нарушений Обучение холдинг-терапии; подготовка к школе.

Дополнительно: СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ № 10, 11,12.

СЕМИНАР № 7. Особенности обучения и воспитания детей, с особыми образовательными потребностями.

Цель: знакомство с особенностями проведения обучающих занятий с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

План:

1. Дети с ЗПР (особенности проведения урока, специальные предметы, проведение факультативов)

2. Дети с ОДА (особенности проведения урока, специальные предметы, проведение факультативов)

3. Дети с ранним детским аутизмом (особенности проведения урока, специальные предметы, проведение факультативов)

4. Интеграция детей с нарушениями в развитии в России и за рубежом.

Вопросы для самопроверки:

1. Какое значение имеет термин «интеграция» в специальной литературе?

2. Каковы позитивные стороны интеграции детей с особыми образовательными потребностями в обычные дошкольные и школьные учреждения?

3. Какие формы интеграции распространены в настоящее время?

4. Охарактеризуйте основные типы дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушениями слуха.

Литература:

1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб.пособие для студ.высш.учеб. заведений.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. С. 111-151

2. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика): Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003

3. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.352-371.

4. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной помощи детям с проблемами в развитии._ М.: Академия, 2002.

5. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

6. Ботова О.А. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. – Специальная психология, 2007, № 1(11). С.4-9.

7. Кинаш Е.А., Волкова Е.В. Обучение детей с нарушениями интеллекта в условиях начальной образовательной школы. - Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2010, № 1. С.22-28.

8. Кричевец Е.А., Костин И.А. Совместная деятельность в интеграционной среде. – Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2008, № 3. С.9-14.

9. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., кукушкина О.И. Дети с отклонениями в развитии в образовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения. - Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2010, № 5. С. 6-11.

10. Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения. – Дефектология, 33. С.83-84

11. Об организации работы с обучающими, имеющими сложный дефект. – дефектология, № 4. С.92-93.

12. Симонова Т.Н. Специальная образовательная среда как фактор социализации детей с тяжелыми двигательными нарушениями. - Специальная психология, 2009, № 1 (19). С.21-32ф.

13. Современному этапу образовательной интеграции – современные инструментальные возможности. – Дефектология, № 6. С.3-4.

14. Солнцева Л.И., Махортова Г.Х. Психологические проблемы интеграции детей с нарушениями зрения в массовую школу. – Специальная психология, 2007, № 2(12). С.6-21.

15. Стреблева Е.А. Организационные модели дошкольного образования детей с нарушениями интеллекта. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2010, № 1. С.26-33.

16. Ульенкова У.В. Интеграция детей с ЗПР в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы развития.- Специальная психология, 2009, № 2 (20). С.7-11.

17. Шамарина Е.В. К вопросу об индивидуализации и дифференциации обучения младших школьников с задержкой психического развития. - Специальная психология, 2009, № 1 (19). С.5-21.

Наши рекомендации