Проект «Программы психологического консультирования-сопровождения семьи в момент кризисно-проблемной ситуации»
1-й этап. Проявление осознания проблемы, необходимости изменения поведения.
1. ЗНАКОМСТВО. ФИО обратившегося за консультацией, возраст, занятость (психологическое состояние)________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Беседа-интервью с родителем. Цель: Изучение условий возникновения проблемы.
ВОПРОСЫ: - Что вас беспокоит (в себе, ребенке, ситуации), мешает вам жить и чувствовать себя счастливым?__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Что вы считаете интересным и важным в вашей жизни (жизни вашего ребенка)?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что вы предпринимали, чтобы решить эту проблему? К кому обращались за помощью? Что удалось достигнуть?___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Каким вы видите свое будущее (своего ребенка)? _____________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Хотели бы вы изменить своё поведение, чтобы добиться положительного решения данной проблемы? Готовы ли вы к изменениям (возможным отказам от чего-либо)?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Психодиагностика родителя. Методика “Отношение к детям”, авторы Варга, Столин.
Цель: Уточнение трудностей взаимоотношений ребенка и родителя,анализ эффективности родительских стратегий поведения и психологических установок, влияющих на развитие ребенка.
БЛАНК регистрации ответов опросника.
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. |
9. | 10. | 11. | 12. | 13. | 14. | 15. | 16. |
17. | 18. | 19. | 20. | 21. | 22. | 23. | 24. |
25. | 26. | 27. | 28. | 29. | 30. | 31. | 32. |
33. | 34. | 35. | 36. | 37. | 38. | 39. | 40. |
41. | 42. | 43. | 44. | 45. | 46. | 47. | 48. |
49. | 50. | 51. | 52. | 53. | 54. | 55. | 56. |
57. | 58. | 59. | 60. | 61. |
Анализ субшкал опросника_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕКОМЕНДАЦИИ для родителя
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А. Тест “Подростки о родителях”(авторы Шафер,1965 г., в модификации З.Матейчика, П.Ржичаного)
Цель: Изучение взаимоотношений родителя и ребенка
Бланк регистрации ответов подростка:
поз. | 1. | 6. | 11. | 16. | 21. | 26. | ||||
дир. | ||||||||||
вр. | ||||||||||
авт. | ||||||||||
неп. |
Анализ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Беседа-интервью с ребенком.
- Нравится ли тебе в школе учиться? Почему?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие школьные предметы ты любишь больше других, какие меньше? Почему?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кого ты считаешь своим другом?Почему?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Доволен ли ты своим поведением и учебой в школе? Почему?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Твоё любимое занятие в школе и дома?________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что ты считаешь важным и интересным в своей жизни?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как ты относишься к свом родителям (семье, дому)?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Кем ты хочешь стать по окончанию школы? Что тебя привлекает в этой профессии?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ. Цель: Мотивировка необходимости полного прохождения программы психологического сопровождения семьи в момент кризисно-проблемной ситуации или отказа от участия в решении проблемы. Осознание степени ответственности родителя и ребенка за результат принятого решения.
ВОПРОС: Что нового вы узнали о себе, друг о друге? Чем помогут вам эти знания улучшить взаимоотношения?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Й этап. Самопереоценка.
Цель: На эмоциональном и рациональном уровне оценка преимуществ и недостатков изменения поведения.
1. РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ. Цель: Установление обратной связи, психологическая готовность родителя и ребенка к диалогу.
ВОПРОС: “Что важного произошло в Вашей жизни с момента нашей первой встречи?”
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Методика”+” или “-”? Цель: Оценка справедливости предъявляемых родителем требований к ребенку, адекватность восприятия достоинств и недостатков ребенка.
ВОПРОС (родителю): Что Вы больше всего цените в свое ребенке, назовите его достоинства (т.е то, за что чаще всего хвалите), затем подумайте и скажите, что вашему ребенку мешает быть счастливым,-назовите его главые недостатки (т.е то, за что часто критикуете,осуждаете или наказываете):
ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
1.__________________________ 1._________________________________
2.__________________________ 2._________________________________
3.__________________________ 3._________________________________
4.__________________________ 4._________________________________
5.__________________________ 5._________________________________
ВЫВОД:______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВОПРОС (ребенку): С чем согласен или несогласен? Цель:Оценка принятия или отторжения подростком родительских требований.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Проективная методика “ПОРТРЕТ РОДИТЕЛЯ И РЕБЕНКА”. Цель: Изучение психологических особенностей взаимовосприятия.
ИНСТРУКЦИЯ:”Нарисуйте друг друга такими, какими привыкли видеть в повседневной жизни”.
Психологическая трактовка образов:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Методика “ОТКРЫТКА”. Цель: Способность оказывать и принимать психологическую поддержку друг друга, активизация положительных эмоций, оптимизация общего фона взаимоотношений родителя и подростка.
ИНСТРУКЦИЯ: “Вам предлагается выразить всевозможные пожелания друг другу, которые вы может е сделать и в обычной жизни по случаю , например, дня рождения, а затем найдите причину для того, чтобы извиниться, что не могли поздравить раньше”.
Анализ пожеланий родителя и ребенка:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ. ВОПРОС (к родителю и подростку): “Что нового вы узнали друг о друге из нашей сегодняшней встречи?”
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Точная дата, время и необходимость следующей консультации:
_____________________________________________________________________________
3-й этап. Методика “Бланк консультаций психолога”
Ф И О ______________________________________________________________________
Дата консультирования ________________________________________________________
Ф И О консультируемого (возраст, занятость)____________________________________________________________________
Вы обращаетесь к психологу за консультацией. Для того, чтобы наша работа оказалась наиболее продуктивной, подумайте и ответьте на следующие вопросы:
№ | Формулировка вопроса | Психологическое содержание ответа |
1. | О ком, о чём бы вы хотели поговорить? | |
2. | Что Вас беспокоит в этой проблеме (ситуации, ребенке, группе и т.п) | |
3. | Что конкретно Вы считаете нужным изменить? Что из этого наверняка можно изменить? | |
4. | Кто в первую очередь должен этим заниматься? | |
5. | Что в силах сделать Вам? | |
6. | Какие из Ваших способностей, умений, черт могут помочь решить Вам эту проблему? | |
7. | Чья помощь вам может потребоваться? | |
8. | Что может помешать желаемым изменениям? | |
9. | Какова самая главная трудность? | |
10. | На что Вам следует опираться в желаемом решении проблемы? |
ПРОБЛЕМА _____________________________________________________________________________
ЖЕЛАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ__________________________________________________________________
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЧТО МОЖЕТ ПОНАДОБИТЬСЯ? _____________________________________________________________________________
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ И ИХ ИСПОЛНИТЕЛИ___________________________________________________________________________________________________________________________________________
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА________________________________________________________________
Срок первичной оценки результата____________________________________________________________________
Приложение к проекту программы «Сопровождение семьи в кризисной ситуации»
Кризисные ситуации в образовательной среде
В современном мире кризисы становятся скорее правилом, чем исключением. Каждый день люди узнают о войнах, конфликтах, убийствах и террористических актах. Столкновение с травматическими ситуациями вызывает у человека мощнейший психологический кризис, последствия которого могут тянуться многие годы. Все это особенно актуально и в отношении детей.
Преодоление кризисных ситуаций
в образовательной среде
В современном мире кризисы становятся скорее правилом, чем исключением. Каждый день люди узнают о войнах, конфликтах, убийствах и террористических актах. Столкновение с травматическими ситуациями вызывает у человека мощнейший психологический кризис, последствия которого могут тянуться многие годы. Все это особенно актуально и в отношении детей.
Яркой иллюстрацией этого являются данные Аналитического центра Госдумы России об актах насилия в семье и обществе.
Так, 30–40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семьях. Ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске. По некоторым другим данным, в России ежегодно регистрируется 7–8 тыс. случаев сексуального насилия над детьми. По данным Генеральной прокуратуры РФ, десятки тысяч детей умирают от травм, убийств, самоубийств и отравлений. За последние десятилетия в три раза возросло число детей, бежавших от родителей, из учебно-воспитательных учреждений, пропавших без вести, многие стали жертвами преступлений. В настоящее время РФ занимает одно из лидирующих мест по распространению суицидов. Примерно половина всех суицидальных попыток совершается лицами молодого возраста.
Опыт показывает, что руководители, принимающие ответственные решения, порой не знают, не понимают и не учитывают психологических закономерностей и социально-психологических феноменов, сопровождающих развитие событий в экстремальных ситуациях. Подобного рода решения и действия ведут к возрастанию психологических и социальных проблем, поэтому чрезвычайное значение для обеспечения психологической безопасности имеет повышение психологической грамотности руководителей. Учет психологических особенностей людей позволяет принимать наиболее адекватные в той или иной ситуации меры.
Учитель и ученик проводят в школе значительную часть своей жизни, взаимодействуя друг с другом, они создают «среду своего обитания». Каковы характеристики этой среды, как они влияют на развитие, к какой среде мы помогаем адаптироваться ее участникам? Усваивая культурно-исторический опыт в своем микроокружении, не черпаем ли мы образцы психологического насилия по отношению к другому? Какова должна быть образовательная среда школы, чтобы обеспечить психологическую безопасность субъектов учебно-воспитательного процесса: ученика, учителя, родителя, администратора школы, и, как следствие, способствовать психическому здоровью и личностному росту?
Система образования, так же как и средства массовой информации, влияет на психологический настрой человека, поскольку она формирует у ребенка систему ценностных ориентаций, мироощущение, ощущение защищенности и перспектив развития личности. Более того, именно она может выполнить профилактическую функцию по предотвращению ряда опасных ситуаций в социальной среде через осознание участниками образовательной среды значимости психологической безопасности, через снижение уровня насилия в межличностном взаимодействии, приобретение социально-психологической умелости действий в экстремальных ситуациях.
Система психологической безопасности состоит из следующих разделов:
· психология экстремальных ситуаций (формирование психологической устойчивости, методы реабилитации пострадавших, психологическая подготовка)
· психологическая поддержка людей, находящихся в ситуации повышенного риска
· психологическая подготовка руководителей
· информационно-психологические аспекты работы со СМИ
· психологическая модель развития образования.
Ключевые понятия
Психологическая наука различает четыре ключевых понятия, которыми можно описать критические ситуации. Это понятия стресса, фрустрации, конфликта и кризиса.
Кризис (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) определяется в психологии как тяжелое психологическое состояние, являющееся результатом либо какого-нибудь внешнего воздействия, либо вызванное внутренней причиной, либо как резкое изменение статуса персональной жизни.
Кризисная для ребенка (подростка) ситуация наступает тогда, когда он не может самостоятельно, без чьей – либо поддержки и помощи справиться с ней.
Также необходимо разбираться в таких понятиях, как кризисная ситуация, травматическая ситуация, образовательная среда. Знать виды кризисов у детей и взрослых.
Травматические ситуации – это экстремальные критические события, которые несут угрозу жизни или здоровью (как самого ребенка, так и его значимых близких) и требуют экстраординарных усилий по совладению с последствиями их воздействия. Эти ситуации могут быть либо непродолжительными (от нескольких минут до нескольких часов), но чрезвычайно мощными по силе воздействия, либо длительными или регулярно повторяющимися.
Образовательная среда (ОС) – один из определяющих факторов образования и критерий развития человека в интеллектуальной, социально-профессиональной и личностной сфере. ОС включает в себя три составляющих: а) психологический климат образовательного учреждения; б) показатели солидарности педагогов в практической реализации представлений о сущности обучения; в) методически обеспеченная организация полноценного взаимодействия обучающихся с социальным миром.
Виды кризисов
Переживаемые детьми и подростками кризисы можно условно разделить на три основные группы:
§ Возрастные кризисы (одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, подростковый кризис 13-17 лет)
§ Кризисы утраты и разлуки (смерть близкого человека, развод родителей)
§ Травматические кризисы (выделяют травмы, причиненные не другим человеком, а каким-либо стихийным или природным бедствием, и травмы, причиненные людьми, все виды насилия, жестокое обращение, и т.д.)
Кризисы насилия это разновидность травматического кризиса. Выделяют четыре типа жестокого обращения с ребенком:
· Физическое жестокое обращение,
· Сексуальное насилие
· Пренебрежение нуждам ребенка
· Психологическое насилие
Планирование действий в кризисных ситуациях
К сожалению, все чаще среди пострадавших в кризисных и чрезвычайных ситуациях оказываются дети.
К кризисам, которые могут повлиять на учащихся, преподавателей и администрацию школ относятся:
· несчастный случай с учащимся или преподавателем,
· самоубийство или смерть, грубое насилие (например, групповые «разборки»),
· захват заложников,
· пожар в школе или природные бедствия.
К некоторым типам кризисных ситуаций можно подготовиться, другие практически не оставляют времени для предварительного планирования.
Психологическая травма может изменить представления ребенка о мире и о себе. Под угрозой оказываются ощущения стабильности и безопасности мира. Реакция детей на травматическое событие зависит от тяжести ситуации, возраста детей, их психологических особенностей, навыков совладения с кризисными ситуациями. Эффективное поведение в ситуации кризиса уменьшает его негативное влияние на обучение и психическое здоровье, а также позволяет быстрее вернуться к нормальному существованию и предотвратить появление психосоциальных проблем.
Чаще всего сотрудники образовательного учреждения задаются вопросами: что делать в первые минуты после чрезвычайной ситуацией (ЧС), что делать на следующий день, каким образом обеспечить психологическую безопасность?
В каждом образовательном учреждении необходимо иметь четкий план действий в кризисных ситуациях. Такой план должен охватывать разные аспекты безопасности учащихся и персонала — физической, психологической и эмоциональной.
Антикризисный план должен включать в себя блоки: организационный (кто будет отвечать за планирование и порядок действия в ЧС), методический (выявляются критерии для оценки эффективности работы), ресурсный (материально-технические и кадровые). Каждый блок формируется с учетом следующих факторов:
· типы ситуаций, которые определяются образовательным учреждением как чрезвычайные;
· признаки, определяющие кризисный характер событий;
· алгоритм действий (кто, где и как действует);
· определение, по каким критериям сортировать медицинскую и психологическую травму;
· выявление учащихся и сотрудников, которым может потребоваться последующая консультация;
· порядок действий в отношении учащихся, персонала, родителей, СМИ;
· какие дополнительные ресурсы могут быть использованы и каким образом;
· кто будет оценивать эффективность действий и необходимость доработки и изменения кризисного плана;
· какие обучающие тренинги для сотрудников необходимо провести;
· как будет происходить информирование о кризисной ситуации и плане действия в самом образовательном учреждении.
Планирование действий в ситуации кризиса, кроме того, должно включать:
· подготовку учителей и персонала, согласование планов действия с районными службами;
· вовлечение милиции, представителей ГО и ЧС, медицинских работников, службы социальной поддержки.
Чтобы стать эффективным, антикризисный план должен быть чем-то большим, чем просто документ, собирающий пыль на полке в кабинете администрации. Ознакомление персонала с планом поведения в ситуации кризиса, обсуждение технических и психологических моментов поведения в кризисных ситуациях, проведение тренировочных сборов — все это необходимо, чтобы план оказался действенным.
Безусловно, никакой план, никакие профилактические меры не гарантируют полную безопасность, спокойствие, отсутствие экстремальных ситуаций, но они могут существенно снизить вероятность возникновения кризисной ситуации в школе, дать возможность быстро и эффективно реагировать в ЧС и последствия в отношении школьного коллектива и психического здоровья детей и взрослых.
Кризисные ситуации часто можно предотвратить, создав здоровую атмосферу в образовательном сообществе, вовлекая учащихся в творческую, продуктивную деятельность, что является незаменимым средством по предотвращению насилия в школе.
Школьная антикризисная бригада
Когда общий план разработан, можно приниматься за прорисовку деталей (ход действий, время, место, ответственный, технические средства и т.д.). Именно с целью разработки и реализации подобного плана действий в образовательных учреждениях необходимо создавать школьные антикризисные бригады. Все функции в такой бригаде заранее распределены.
Каждый член бригады должен знать:
• кто отвечает за оповещение всех членов команды при необходимости;
• регулирует и выстраивает систему коммуникации;
• занимается контролем слухов;
• обеспечивает первую помощь (психологическую, социальную и медицинскую), взаимодействует со СМИ;
• отвечает за эвакуацию и перевозку;
• проводит индивидуальное и групповое консультирование;
• планирует и проводит работу с последствиями кризисной ситуации.
За каждую функцию должны отвечать один-два члена бригады. Важно помнить, что контактная информация о команде должна быть доступна и размещена около телефона, на доске объявлений и т.д. На эффективность работы антикризисной бригады будет влиять четкость и слаженность действий всех ее членов. С этой целью с членами антикризисной бригады регулярно проводятся тренинги. Они должны иметь представление о естественных реакциях на стресс: разные люди могут реагировать очень по-разному в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей, религиозных представлений, культурных ценностей.
Пути помощи
При планировании шагов по оказанию помощи необходимо учитывать как минимум три признака, определяющих первоочередность в оказании помощи. Во-первых, имеет значение физическая близость к месту события: за пределами зоны бедствия, в пределах слышимости, рядом с зоной бедствия, в центре зоны бедствия. Во-вторых, важными являются психологическая связь и родственные отношения: в помощи нуждаются те, кто идентифицирует себя с жертвой или уподобляется жертвам, знакомые, дальние родственники или близкие друзья, непосредственно семья. В-третьих, необходимо работать с группы риска, к которой относятся крайне чувствительные люди, люди переживающие сложный личный или социальный кризис, люди, потерявшие близких за последний год или имеющие свежую подобную травму.
Таким образом, в число лиц, прежде всего нуждающихся в помощи, попадают (по степени травматизации) — травмированные дети, семья, родители, свидетели события, друзья пострадавших, одноклассники, педагоги, персонал, администрация образовательного учреждения.
Часто помощь бывает, необходима родителям в понимании реакций ребенка на насилие и травму. Ребенок может переживать необоснованные страхи относительно будущего, может возникнуть расстройство сна, он может даже заболеть.
Учителя и персонал также должны получить помощь по восстановлению самоконтроля, возможности справиться со своими собственными чувствами, тревогами, реакциями на кризис. Консультирование бывает столь же необходимо взрослым, как и детям. Для учащихся в случае необходимости должна быть предусмотрена возможность как краткосрочного, так и долговременного консультирования после кризисной ситуации. Следует помочь пострадавшим и членам их семей вернуться в школьную среду.
Важно помнить о том, что в кризисной ситуации происходит разрыв целостности человека на всех четырех уровнях проявления им себя: когнитивном, ролевом, социальном и личностном.
Когнитивный разрыв проявляется в непонимании того, что произошло. Ролевой разрыв можно рассматривать как неспособность пострадавшего исполнять свои функции в семье и на работе. Социальный разрыв — отдаление от семьи и друзей. На личностном уровне разрыв характеризуется как неспособность отдавать себе отчет в происшедшем физически или эмоционально.
Как можно преодолеть эти разрывы? Прежде всего, необходимо:
• информирование, объяснение, структурирование, осмысление (эти шаги направлены на преодоление когнитивного разрыва);
• нахождение и предложение любой роли с целью мобилизовать его активность (ликвидация ролевого разрыва);
• помощь в нахождении контакта и поддержки (устранение социального разрыва);
• определение того, что не изменилось (личностный разрыв).
Учителя могут помочь учащимся справиться со своими реакциями на кризисную ситуацию целым рядом разнообразных форм деятельности в зависимости от возраста детей. В таких случаях эффективно распространение памяток об оказании помощи пострадавшим среди учащихся, родителей, персонала образовательного учреждения.
Для младшего школьного возраста рекомендуется игра, являющаяся неотъемлемым средством выражения чувств и переживаний ребенка, групповая дискуссия, элементы арт-терапии; чтение вслух; активные игры. В более старшем возрасте, в средней школе, могут применяться арт-терапия, ролевое моделирование. Важно, чтобы сотрудники образовательных учреждений отдавали себе отчет в том, что кризисная ситуация может в течение длительного времени влиять как на учащихся, так и на самих сотрудников. Проблемы дисциплины часто имеют корни в непроработанных переживаниях горя, потери, тревоги. Должно быть проведено, по крайней мере, одно групповое занятие со всеми сотрудниками, чтобы отследить динамику переживаний и дать возможность людям поделиться своими чувствами. Также должен быть проанализирован и пересмотрен кризисный план.