Ключи к многоуровневому личностному опроснику «Адаптивность».

Наименование шкалы Номера вопросов с ответом «Да» Номера вопросов с ответом «Нет»
Достоверность (Д)   1, 10, 19, 31, 51, 69, 78, 92, 101, 116, 128, 138, 148
Личностный адаптивный потенциал (ЛАП) 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 24, 27, 28, 29, 30, 33, 36, 37, 39, 40, 41, 42, 43, 46, 47, 50, 56, 57, 59, 60, 61, 63, 64, 65, 67, 68, 70, 71, 72, 73, 75, 77, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 86, 88, 89, 90, 91, 93, 94, 95, 96, 98, 99, 102, 103, 104, 106, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 129, 131, 133, 135, 136, 137, 139, 141, 142, 143, 145, 146, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 161, 162, 164, 165 2, 3, 5, 13, 23, 25, 26, 32, 34, 35, 38, 44, 45, 48, 49, 52, 53, 54, 55, 58, 62, 66, 74, 76, 85, 87, 97, 100, 105, 107, 127130, 132, 134, 140 144, 147, 159, 160, 163
Нервно-психическая устойчивость (НПУ) 4, 6, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 28, 29, 30, 37, 39, 40, 41, 47, 57, 60, 63, 65, 67, 68, 70, 71, 73, 75, 80, 82, 83, 84, 86, 89, 94, 95, 96, 98, 102, 103, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 115, 117, 118, 119, 120, 122, 123, 124, 129, 131, 135, 136, 137, 139, 143, 146, 149, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 161, 162 2, 3, 5, 23, 25, 32, 38, 44, 45, 49, 52, 53, 54, 55, 58, 62, 66, 87, 105, 127, 132, 134, 140
Коммуникативные способности (КС) 9, 24, 27, 33, 43, 46, 61, 64, 81, 88, 90, 99, 104, 106, 114, 121, 126, 133, 142, 151, 152 26, 34, 35, 48, 74, 85, 107, 130, 144, 147, 159
Моральная нормативность (МН) 14, 22, 36, 42, 50, 56, 59, 72, 77, 79, 91, 93, 125, 141, 145, 150, 164, 165 13, 76, 97, 100, 160, 163

Таблица № 2

Перевод в стэны результатов, полученных по шкалам методики «Адаптивность»

Наименование шкал и количество ответов, совпавших с ключом Стэны
ЛАП НПУ КС МН
62-> 46-> 27-31 18->
51-61 38-45 22-26 15-17
40-50 30-37 17-21 12-14
33-39 22-29 13-16 10-11
28-32 16-21 10-12 7-9
22-27 13-15 7-9 5-6
16-21 9-12 5-6 3-4
11-15 6-8 3-4
6-10 4-5 1-2
1-5 0-3

Итоговую оценку по шкале «Личностный адаптивный потенциал» можно получить путем простого суммирования сырых баллов по трем шкалам «нервно-психическая устойчивость», «коммуникативные способности», «моральная нормативность» с последующим переводом полученной суммы по таблице № 3.

Таблица № 3

Интерпретация адаптивных способностей по шкале методики «Адаптивность»

Уровень адаптивных способностей (стэны) Интерпретация
5-10 Группы высокой и нормальной адаптации. Лица этих групп достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.
3-4 Группа удовлетворительной адаптации. Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности. Лица этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий.
1-2 Группа низкой адаптации. Лица этой группы обладают признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое состояние можно охарактеризовать, как пограничное. Возможны нервно-психические срывы. Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки. Требуют наблюдения психолога и врача (невропатолога, психиатра).


Таблица № 4

Интерпретация основных шкал методики «Адаптивность»

Наименование шкалы Уровень развития качеств
Ниже среднего (1-3 стэна) Выше среднего (7-10 стэнов)
НПУ Низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности. Высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокая адекватная самооценка и реальное восприятие действительности.
КС Низкий уровень развития коммуникативных способностей, затруднение в построении контактов с окружающими, проявление агрессивности, повышенная конфликтность. Высокий уровень развития коммуникативных способностей, легко устанавливает контакты с сослуживцами, окружающими, не конфликтен.
МН Не может адекватно оценить свое место и роль в коллективе, не стремится соблюдать общепринятые нормы поведения. Реально оценивает свою роль в коллективе, ориентируется на соблюдение общепринятых норм поведения.

Приложение

КОМПЛЕКС САМОРЕГУЛЯЦИИ (АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА)

Аутогенная тренировка дает возможность овладеть эмоциями, развивает волю, внимание, формирует привычку к самонаблюдению и самоотчету, повышает устойчивость и лабильность высшей нервной деятельности.

Аутогенная тренировка включает в себя две ступени - низшую и высшую.

Первая ступень состоит из шести упражнений, воздействующих на вегетативные функции.

  • «Тяжесть» - максимальное расслабление мышц. Отрабатывается мышечная релаксация посредством образного представления о развивающемся ощущении тяжести в правой руке, затем левой руке, далее в правой ноге, затем в левой ноге и туловище.
  • «Тепло» - произвольное расширение кровеносных сосудов в той же последовательности, надо добиться ощущения тепла.
  • «Сердце» - регуляция ритма сердцебиения.
  • «Дыхание» - регуляция и нормализация дыхания.
  • «Тепло в области солнечного сплетения».
  • «Прохлада в области лба» - использование чувственных представлений прохлады, ветерка, освежающего голову.

Вторая ступень - это медитативные упражнения, которые воздействуют на психические функции, такие как внимание, воображение, мышление, воля, эмоции. Приступать к ним можно только после того, как освоены упражнения первой ступени и ощущения, вызываемые во всех шести упражнениях, достигаются быстро (примерно в течение 30-40 сек.).

Отработку медитативных упражнений начинают в положении лежа на спине, руки слегка согнуты в локтевых суставах, ноги расположены свободно и не касаются друг друга (в дальнейшем целесообразно выполнять упражнения сидя в удобной позе). Отрабатываются они в условиях полного покоя, уединения, без спешки. Тренированный человек способен легко игнорировать всевозможные помехи, выполняя упражнения в любых условиях. Практика показывает, что запоминание последовательности действий происходит быстрее и эффективнее при использовании магнитофонной записи текста.

Первые несколько минут каждого упражнения посвящаются поиску удобного местоположения. После того как достигнуто состояние максимального покоя, начинается фаза самовнушения с проговариванием одной фразы. Эту фразу необходимо сокращать на одно слово при каждом повторении. Например: «А сейчас / я очень/ хочу / чтобы/ моя/ правая/ рука/ стала/ тяжелой... Я переключаю внимание на левую руку. Я очень хочу, чтобы моя левая рука стала тяжелой...»

Далее следует основная содержательная часть, которая состоит из установок, характер которых соответствует задачам выполняемого упражнения. После основной содержательной части следует завершающая фаза, в процессе которой организм готовится к переходу в бодрствующее состояние, для чего используются следующие формулировки: «Я отлично отдохнул. Я ощущаю себя свежим. Я очень спокоен. Спокойствие дает мне уверенность, силу, здоровье. Я чувствую себя бодрым и энергичным» и т.д. Если упражнение нацелено на нормализацию сна, формулировки завершающей фазы меняются на противоположенные: «Я растворяюсь в покое. Покой превращается в дремоту. Я начинаю засыпать...»

В целях само- и взаимопомощи по повышению стрессоустойчивости можно использовать метод Х. Алиева «Ключ». Этот метод позволяет найти индивидуальный способ достижения оптимального психоэмоционального состояния. В основе метода лежит идеомоторная тренировка.

В отличие от аутотренинга, предполагающего последовательное освоение каждого упражнения и переход к следующему шагу только при полном достижении необходимого состояния, метод Х. Алиева «Ключ» позволяет быстро достигнуть эффекта расслабления и снятия психомоторного напряжения.

Данный метод основан на саморегуляции без внешнего воздействия со стороны специалистов. Для вхождения в оптимальное психоэмоциональное состояние необходимо найти свой собственный «ключ». Обучаясь управлять идеомоторными движениями, человек научается управлять своим состоянием. Каким же образом это достигается?

Инструкция

Прежде всего, необходимо провести тест на «зажатость» путем перебора трех базовых приемов.

Базовые идеомоторные приемы:

  • разведение рук: представьте себе, что вытянутые перед собой руки начинают плавно расходиться в стороны без ваших мышечных усилий, как бы автоматически;
  • сведение рук: представьте себе их обратное движение;
  • подъем руки (рук): представьте себе, что ваша опущенная рука (руки) всплывает вверх, как, например, у космонавта в невесомости.

Если ни один из приемов не получается - значит, вы зажаты. Сделайте любое физическое упражнение и снова повторите прием на «зажатость». Для снятия нервных зажимов необходимо повторить несколько раз тот идеомоторный прием, который лучше всего получается. Внимание! Когда тело начинает переходить в режим автоколебаний, помогая этому процессу, ищите ритм гармоничного автоколебания вперед-назад или по кругу. Этим способом можно тренировать и координацию. Упражнения можно выполнять стоя или сидя.

Во время выполнения приемов следует помнить, какие результаты вы хотите получить в итоге (например, улучшение самочувствия, бодрость, ясность и т.п.).

Прием «Полет»

Встаньте, закройте глаза, руки опустите вдоль тела. Мысленно сосредоточьтесь на руках и попробуйте поднять их вверх, в стороны без напряжения. Представьте себе, что вы летите высоко над землей.

Прием «Расхождение рук»

Встаньте, закройте глаза, руки вытяните перед собой. Мысленно сосредоточьтесь на руках и попробуйте развести их в стороны, не напрягая. Подберите себе удобный образ, позволяющий добиться этого движения.

Прием «Схождение рук»

Встаньте, закройте глаза, руки в стороны. Мысленно сосредоточьтесь на руках и попробуйте их свести, не напрягая. Подберите себе удобный образ, позволяющий добиться этого движения.

Прием «Левитация руки»

Руки опущены. Настройтесь, чтобы рука стала легче и начала подниматься, всплывать. Если этот прием не получается, необходимо искать другое движение или попробовать выполнить его после других движений.

Прием «Автоколебания тела»

Встаньте, закройте глаза, руки опустите вдоль тела. Начинайте медленно раскачиваться, мысленно подбирая свой темп и ритм движения, постепенно добиваясь полного расслабления всего тела. Главное - искать приятный ритм и темп раскачивания.

Прием «Движение головой»

Стоя или сидя, механически вращайте головой в поиске приятного ритма и приятных точек поворота. Следует обходить болевые и напряженные места. Приятная точка поворота - это точка релаксации. Задача - найти такое движение, которое дается легко, с минимальным усилием, с приятными ощущениями, которые хочется продолжать.

Основная задача - научиться мысленно достигать оптимального психоэмоционального состояния. При стрессе, выполняя описанные упражнения, можно быстро и эффективно восстановить свои силы и взять под контроль чувства и эмоции. Воздействие на телесные реакции с помощью произвольного изменения физиологических параметров организма с целью достижения спокойствия - это, собственно, и есть саморегуляции. Более подробно о методе можно прочитать в книге Х. Алиева «Ключ к себе».

Самомониторинг

Предлагаемый нами вариант самомониторинга состояния внедрен как обязательный элемент психофизиологической подготовки и используется для «самоконтроля-саморегуляции» летчиков (В.Л. Марищук), а также специалистов различных экстремальных профессий.

Цель самомониторинга - выявление и произвольное преодоление эмоциональной напряженности.

Инструкция

Необходимо мысленно перемещать по телу фокус внимания с помощью следующих вопросов:

  • Как моя мимика?
  • Как мои мышцы? Нет ли скованности?
  • Как я дышу?

При выявлении негативных признаков они произвольно устраняются при помощи других техник саморегуляции: регулируется поза, расслабляются мышцы, нормализуется дыхание, создается мимика уверенного спокойствия.

Прежде всего необходимо освоить базисную технику саморегуляции дыхания.

  • Сядьте и займите удобное положение.
  • Положите одну руку на область пупка, вторую - на грудь (эти манипуляции необходимо выполнять только на начальном этапе освоения техники, с тем чтобы запомнить правильную последовательность дыхательных движений и возникающие ощущения).
  • Сделайте глубокий (длящийся не менее 2 сек.) вдох, набирая воздух сначала в живот, а затем заполняя им всю грудь.
  • Задержите дыхание на 1-2 сек.
  • Выдыхайте медленно и плавно в течение 3 секунд. Выдох должен быть длиннее вдоха.
  • Снова сделайте глубокий вдох без остановки и повторите упражнение.
  • Упражнение повторяется 4-5 раз подряд. Избегайте стремления к совершенному его выполнению с первого раза. Необходимо помнить, что при использовании данной техники может возникнуть головокружение. Это обусловлено индивидуальными особенностями. В случае возникновения головокружения сократите количество циклов, выполняемых за один подход. Технику саморегуляции дыхания можно и важно использовать не только в моменты психоэмоционального напряжения, но и в течение дня от 5 до 15 раз, уделяя ее выполнению 1 минуту. Данная техника прекрасно помогает снять эмоциональное возбуждение, состояние напряженности и т.д.

В качестве простой техники работы с эмоциями можно использовать технику парадоксальной интенции (намерения) В. Франкла.

Инструкция

Опыт показывает, что переживания возникают в нас непроизвольно, независимо от нашего решения. Попробуйте прямо сейчас вызвать в себе тревогу, старайтесь изо всех сил, говорите себе: «Ты должен ужасно растревожиться. Волнуйся, тревожься, еще сильнее!..» Наверняка тревога не возникла. Прямое намерение ощутить какое-то чувство как бы парализует на время способность испытывать его. На основании этого было сформулировано одно из правил психотехники переживания: «Если вы хотите избавиться от нежелательного состояния или ослабить его, попытайтесь сделать прямо противоположное - вызвать или усилить его ощущение».

Авторы: Е. Бурмистрова, Н. Федунина, В. Хайлова

Приложение

Методы обратной связи: «Обратная связь» Ф.И.О.____________________________________________________________Дата______________________________________________________________Название курса_____________________________________________________Преподаватель______________________________________________________ 1. Степень моей увлеченности работой (отметить балл): 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Что помогало мне быть увлеченным работой_____________________________________________________________________________________________Что помешало _______________________________________________________________________________________________________________________2. Мои основные ошибки в ходе занятий:а) по отношению к себе______________________________________________б) по отношению к группе____________________________________________3. Самым значимым открытием для меня стали следующие выводы иупражнения (помогли понять, осознать, разобраться, что-то изменить в себе ит.д.)_________________________________________________________________________________________________________________________________4. На занятиях у меня вызывало напряжение (непринятие, раздражение ит.п.) ________________________________________________________________________________________________________________________________5. Я реализовал(а) себя на занятиях (отметить балл):- на интеллектуальном уровне 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10- на поведенческом уровне 1 2 3 4 5 6 7 8 9 106. Мои пожелания преподавателю_______________________________________________________________________________________________________ Шкалирование Цель: выявление установок, позиций в группе по вопросу или проблеме;злободневность обсуждаемого вопроса, его актуальность для данного возраста и социального слоя выявление эмоционального отношения к нему; выявление значимости получаемых результатов. Может быть использовано при подготовке к обсуждению дискуссионных вопросов, проведения исследовательских программ. Инструкция: участникам предлагается отметить на данной шкале свое мнение по определенному вопросу, например: «Хотите ли вы проработать этот вопрос в малых группах?» или «Интересно ли вам продиагностировать особенности данного состояния у студентов?» Да_________________нейтральное_______________Нет+ 0 -«Незаконченные предложения» Цель: выявление особенностей отношения студентов к темам идеятельности группы, оценка значимости решаемых и рассматриваемыхвопросов, определение уровня осознания происходящих в группе процессов.Может проводиться преподавателем по конкретной ситуации или теме. Инструкция 1: участникам предлагается закончить предложенияотносительно работы в группе (на занятии), например:1. Сегодня я понял(а), что______________________________________________________________________________________________________________2. Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня – это_____________________________________________________________________________3. Самым трудным для меня на сегодняшнем занятии было__________________________________________________________________________________ Инструкция 2: участникам предлагается закончить предложенияотносительно конкретной темы, например:1. Самым сложным при работе с кризисными ситуациями для меняявляется ____________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Ценности, которые я хочу реализовать в своей работе консультанта –это _________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Самым главным для меня как для профессионала, помогающего людям в кризисных ситуациях, является _________________________________________________________________________________________________

Приложение

Наши рекомендации