Обязательный дидактический минимум содержания
учебно-образовательных модулей и тем дисциплины
№ п/п | Наименование модуля и темы дисциплины | Дидактический минимум |
1. | Тема1. Предмет и задачи Кризисной психологии | Система основных понятий кризисной психологии. Причины выделения Кризисной психологии в самостоятельную отрасль психологической науки. Теоретические основания изучения индивидуального реагирования на критические ситуации. Интегративный характер предмета. Методологические проблемы психологии кризисных ситуаций. |
2. | Тема 2. Типология кризисных ситуаций | Виды кризисов (социогенные, психогенные, возрастные и экзистенциальные). Экстремальная или чрезвычайная ситуация, где источник угрозы обезличен (катастрофы, природные бедствия, войны, эпидемии и т.д.). Эпидемии. Природные катастрофы и их последствия. Техногенные катастрофы. Влияние природных и техногенных катастроф на психологические особенности поведения человека. Экстремальная или чрезвычайная ситуация, где источником угрозы выступает другое лицо (потерпевшие от насильственных преступлений, террористические акты и т.д.). Социальные катастрофы: военные действия, межэтнические конфликты, теракты, захват заложников, бандитские нападения. Влияние социальных катастроф на психологические особенности поведения человека. Физическое и психическое насилие. Насилие в семье. Изнасилование. Насилие детей. Инцест. Буллинг. Психологические последствия насилия. Экономические кризисы и их последствия. Оптимальные и экстремальные условия обитания. Возникновение экстремальных условий в профессиональной деятельности и быту, в общении. |
3. | Тема 3. Личность и кризис | Внутриличностные противоречия, кризисы и конфликты. Кризисное развитие личности. Теории нормативных кризисов. Противоречия и кризисы как фактор развития личности. Психология возрастных и экзистенциальных кризисов. Конструктивное преодоление личностных конфликтов и кризисов. Общие подходы к оказанию психологической помощи при личностных кризисах. Межличностные конфликтные ситуации и их преодоление. |
4. | Тема 4. Утрата как причина кризиса | Потеря близкого человека, семейные кризисы и развод как утрата семьи, болезнь как потеря здоровья, жизнь в секте как утрата личной свободы, тюремный кризис, потеря работы или профессиональный кризис. Теоретические вопросы психологии горя и утраты: виды, феноменология, динамика. Психотерапевтическая помощь при горе и утрате. Работа горя. Возрастные закономерности восприятия смерти. Самосознание и проблемы, возникающие в горе. Характеристика базовых иллюзий (бессмертия, справедливости, простоты мира). |
5. | Тема 5. Травма как причина кризиса | Катастрофы и чрезвычайные ситуации как причина психологического кризиса, война как источник травмы, насилие, как причина психологической травмы, терроризм и его психологические и социальные детерминанты. Диагностика агрессии и агрессивности опросниковыми и проективными методами. Классификация экстремальных и кризисных ситуаций в социально-психологическом контексте. Психология травматического стресса: переживание катастрофы. Экстренная психологическая помощь в экстремальных ситуациях. Психология агрессии и терроризма. Агрессия и враждебность: определение понятий. Классификация форм агрессивного поведения. Детская и подростковая агрессия. Агрессия при расстройствах личности. Агрессия лиц, страдающих психическими заболеваниями. Психология насилия: переживания оскорбления. Причины насилия. Социальные и культурные факторы риска применения насилия. Факторы риска применения насилия на уровне семьи. Феноменология насилия. Психическая травматизация ребенка в условиях социального сиротства. Детская беспризорность. Эмоциональное насилие. Психологическое насилие. Физическое насилие. Насилие в школе. Сексуальное насилие. Семьи, в которых происходит сексуальное и физическое насилие. Насилие над женщинами. Насилие над детьми. Последствия физического и сексуального насилия. Прогностические факторы. |
Таблица 3.
Учебно-образовательные модули дисциплины и
междисциплинарные связи с последующими дисциплинами
Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин * | Учебно-образовательные модули дисциплин, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||
Тема 1 | Тема 2 | Тема 3 | Тема 4 | Тема 5 | |
* | * | * | * | * | |
* | * | * | * | * | |
* | * | * | |||
* | * | * | |||
* | |||||
* | * | ||||
* | * | * | |||
* | * | * | |||
* | * | ||||
* | |||||
* | * | * | |||
* | * | * | * | ||
* | * | * | * | ||
* | * | * | * | ||
* | * | * | |||
* | |||||
* | |||||
* | * | * | |||
* | * | ||||
* | * | ||||
* | * |
*Примечание:В приведенной таблице цифрами обозначаются следующие дисциплины:
1. - «Психология развития и возрастная психология»; 2. - «Психология личности»; 3 - «Психология труда»; 4 - «Экспериментальная психология»; 5 - «Этнопсихология»; 6 - «Специальная психология»; 7 - «Общий психологический практикум»; 8 - «Психодиагностика»; 9 - «Математические методы в психологии»; 10 - «Дифференциальная психология»; 11 - «Основы социально-психологического тренинга»; 12 - «Конфликтология»; 13 - «Групповая психотерапия»; 14 - «Гуманистическая психология»; 15 - «Основы психоанализа»; 16 - «Психология управления персоналом»; 17 - «Психодрама»; 18 - «Аналитическая психология»; 19 - «Транзактный анализ»; 20 - «Психология творчества»; 21 - «Соционика»
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ
Существующие подходы в отечественной и зарубежной психологии к анализу кризисных ситуаций.Влияние субъективной интерпретации ситуации на поведение человека.Влияние этнических, культурных, групповых, семейных и т.д. норм поведения на интерпретацию ситуации.Субъективный образ мира как регулятор поведения человека.Оптимальные и экстремальные условия в трудовой сфере, в семье, в общении и т.д.Автономное плавание в океане, как пример поведения человека в экстремальных ситуациях (или в летной деятельности и т.д.).Счастливые события как вариант кризисной ситуации.
Анализ клинического и психологического подхода к определению кризиса.
Анализ подходов к классификации кризисов.
Травматические кризисы.
Кризисы становления.
Кризисы развития и кризисы жизни (возможна разбивка на более мелкие темы: половое созревание, кризис 3-х лет и т.д.).
Профессиональные кризисы.
Межличностные кризисы.
Экзистенциональные кризисы.
Стадии развития кризиса.
Эмоции в кризисе и способы совладания с ними.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
Особенности мотивации при совладающем поведении.
Роль искусства и средств массовой информации в совладании с кризисными ситуациями.
Принципы кризисной интервенции.
Методы кризисной психотерапии.
Психологические методы мобилизации в кризисных ситуациях.
Психология поведения человека в экстремальных ситуациях.
Проблема психологической устойчивости к психологической агрессии.
Психологические концепции и технологии оказания психологической помощи.
Профессиональные конфликты и статусно-ролевые факторы дезадаптации.
Психологическая характеристика адаптации к экстремальным условиям жизнедеятельности.
Психологическая характеристика риска.
Рекомендации школы выживания в условиях города.
Техники приспособления к трудным жизненным ситуациям по Х.Томэ.
Социально-психологические корни терроризма.
Трансформация отношений личности заложника.
Примерный перечень вопросов для подготовки
К итоговому контролю
Раскройте различные подходы к понятию «ситуация».Перечислите сходство и различие обыденных (повседневных) и трудных, кризисных жизненных ситуаций.Дайте сравнительную характеристику основных форм и стратегий проблемно-решающего поведения.Экстремальная или чрезвычайная, кризисная ситуация по критерию источника травматизации.Подходы к определению психологического кризиса.Виды и характеристики психологических кризисов.
Возрастные психологические кризисы.
Экзистенциальные психологические кризисы.
Принятие «кризис». Сходство и различие нормативных и ненормативных кризисов.Субъект-объектные взаимодействия человека при кризисе.Индивидуальные кризисы жизненного пути.
Классификации экстремальных ситуаций.
Понятие риска и факторы, определяющие восприятие степени риска.
Влияние экстремальной ситуации на познавательные процессы.
Влияние экстремальной ситуации на эмоциональную сферу.
Поведенческие и моторные реакции на экстремальную ситуацию.
Стресс как реакция на экстремальную ситуацию.
Типы переживаний в кризисных ситуациях (Ф.Е.Василюк).
Динамика поведенческих реакций в экстремальных ситуациях.
Психологическая характеристика страха.
Индивидуально-психологические факторы адекватной адаптации в экстремальных ситуациях.
Стратегии совладающего поведения.
Терроризм как способ социально-политического воздействия.
Психология заложника.
Определение и классификация экстремальных, кризисных ситуаций.
Факторы внешней среды, воздействующие на пострадавших в районе экстремальной ситуации.
Психологический портрет террориста.
Психологический портрет жертвы.
Насилие и его основные формы.
Психологические особенности детей, пострадавших от насилия.
Особенности консультирования женщин-жертв семейного насилия.
Особенности консультирования детей-жертв семейного насилия.
Групповые методы психотерапии жертв семейного насилия.
Основные техники и упражнения, используемые в тренинге с жертвами насилия.
Основное содержание процесса переживания утраты.
Основные задачи, решаемые при переживании утраты.
Особенности консультирования клиента, пережившего утрату.
Определение и классификация экстремальных ситуаций.
Основные правила оказания первой психологической помощи пострадавшим.
Таблица 4.
Примерная модульно-рейтинговая карта по дисциплине
Виды учебной работы | Зачетный балл | Максимальный балл |
Регулярность посещения лекционных занятий | ||
Активность на лекциях (участие в групповых дискуссиях) | ||
Подготовка и выполнение лабораторных и практических работ | ||
Активность участия в семинарских и практических занятиях (подготовка презентаций и докладов по темам) | ||
Качество выполнения реферата по выбранной теме | ||
Качество устного ответа на экзамене | ||
Итого по дисциплине: |
К зачету не допускаетсястудент, набравший сумму баллов менее 40 баллов.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Лекционный зал и аудитории для проведения семинарских занятий, оборудованный современной презентационной техникой (проектор, экран, ноутбук). Также необходимо наличие лаборатории для проведения практических занятий.
Демонстрация схем и таблиц, презентаций, разработанных для курса «Психология кризисных ситуаций», с помощью компьютера и/или проектора. Просмотр учебных видеофильмов.
Участники обеспечиваются методическими материалами для более глубокой самостоятельной проработки данной темы: анкеты, тесты, опросники, др. (Приложение).
Рекомендованная литература
Основная литература
Абабков В.А., Перле М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. Спб.: Речь, 2010. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2004. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 174 с.Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника. СПб: 2009. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 1999. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2008.Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М., 1996. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. – М.: Российское педагогическое агенство, 1998.Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984. Виноградова Л.В. Интеллектуальный контроль как способ интерпретации эмоционально-трудных жизненных ситуаций // Психологический журнал, 2004. Т. 25. № 6. С. 21-28. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М.: Мысль, 1980. Волович В.Г. Академия выживания. – М.: 1996. Волкан В., Зинтл Э. Жизнь после утраты: Психология горевания /Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2007. – 160 с.Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М., «Зеркало». 1994. 251с. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М., «Политиздат». 1987, 286 с. Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. – М., «Политиздат». 1991, 320 с.Гринберг Дж. Управление стрессом. 7-е изд. – СПб: Питер, 2002. – 496 с.Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000. Гулевич О.А. Социальные представления о преступлениях в межличностной и массовой коммуникации // Вопросы психологии, 2001. № 4. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. М, 2003. Дмитриева Т.Б., Воложин А.И. Социальный стресс и психическое здоровье.- М., 2001.Елизаров А.Н. Концепции и методы психологической помощи. Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2004. – 160 с.Ениколопов С.Н., Лебедев С.В., Бобосов Е.А. Влияние экстремального события на косвенных участников. // Психологический журнал. Т. 25, № 6, 2004 г. с. 73-77. Ильин А.А. Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихическиерасстройства у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.Китаев-Смык Я А. Психология стресса. М., 1995. Кокс Т. Стресс. М., 1981. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. СПб., 1999. Кризисная психотерапия // Психотерапия. Под. Ред. Б.Д. Карвасарского. СПб, 2000. Краткосрочная позитивная психотерапия/Ахола Т., Фурман Б. , Ялов А.; Пер. с англ. Лариной Л.Б.; Под ред. Бараша Б.А.-СПб.: Речь, 2000
Кудряшов Б.Г. Энциклопедия выживания. – Краснодар: Советская Кубань, 1996 Медицинский справочник. Спасение 03 или первая помощь при несчастных случаях. - СПб.: «Герион», 1995.Лебедев Л.И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989. Леонова А.Б., Кузнецова АС. Психопрофилактика стрессов. М.,1992. Литвинцев С.В., Снедков Е.В., Резник А.М. Боевая психическая травма: Руководство для врачей. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005. – 432 с.Лихевуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Калуга, 1994. Лукас, Кристофер. Молчаливое горе. Жизнь в тени самойбийства: Пер. с англ./Лукас К., Сейден Г.М. - М.: Смысл, 2000
Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. — М.: Эксмо, 2004. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — М.: Эксмо, 2010 – 928 с. (Новейший справочник психолога) Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005 – 960 с. – (Справочник практического психолога). Магомед-Аминов. Трансформация личности. М., 1998. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб.: Изд. Дом «Сентябрь», 2001. – 260 с.Осухова Л. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. – М.: Академия, 2007. – 288 с.Осухова Н.Г. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Наталья Георгиевна Осухова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуциях: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Г. Осухова. – 2-е изд., испр. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007. – 288 с.Осипова А.А. Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях/А.А. Осипова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Прозоров А.Д. Как спасти себя и своего ребёнка от тоталитарной секты. – СПб.: Изд. Дом «Литера», 2000. – 192 с.Психология социальных ситуаций / Сост. и общ. ред. Н.В.Гришиной. – СПб., 2001.Психические состояния (серия «Хрестоматия по психологии»). СПБ, 2000. Психология конфликта / Сост. и общая ред. Н.В. Гришиной. СПБ, 2001. Психология социальных ситуаций (серия «Хрестоматия по психологии») СПб, 2001. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности: Учебно-научное изд. – СПб.: Медицинская пресса, 2002. – 352 с.Росс Л., Р. Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. М., 1999. Рудестам, Кьел. Групповая психотерапия=Experiential groups Рудестам К.; Пер. с англ. Голубева А.-2-е изд.-СПб.; М.; Харьков; Минск: ПИТЕР,2000
Соловьева С.Л. Психология экстремальных ситуаций. СПб.: ЭЛБИ. 2003.Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 315 с.Стресс жизни: Сборник. - СПб.: ТОО «Лейла», 1994, 386 с.
Сытин Г.Н. Животворящая сила или помоги себе сам.- СПб.:1993, 415 с.
Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. - М.: «Наука», 1988, 176 с. Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребёнку: Книга для школьных психологов, родителей и учителей. – 2-е изд. – М.: Изд. центр «Академия» 1997 – 96 с.Шнайнер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. - М.: «Прогресс-универс», 1993. 273с
Дополнительная литература
Абульхановой и др. – М., 1997. – с. 44-55Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991.Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990.
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. – М.: Медицина, 2000. – 464 с.Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье. Http: //2001. isras. ru/Socls/Articles/2003…04/Alexeeva. doc.2002.Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. 2000. № 6. С.112-122.
Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия. М., 2001.
Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2005.
Андрюшенко А.В. Посттравматическое стрессовое расстройство при ситуациях утраты объекта экстраординарной значимости // Психиатрия и психофармакология, 2000, Т.2, № 4.Анцыферова Л.И. Человек перед лицом жизни и смерти // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / Под ред. К.А.Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях // Психологический журнал, 1994, №1, стр. 3-19.
Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М., 1998.
Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М., 2001.
Бабасов М. Социология катастроф. М., 1994.
Белинская Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 1999.
Бардиер Г.Л. Бизнес-психология. М.: Генезис, 2002.
Барсуков В.С., Марущенко В.В., Шигин В.А. Интегральная безопасность. М.: 1994.
Бермант-Полякова О.В. Посттравма: диагностика и терапия. – СПб.: Речь, 2006. – 248 с.Берн Э. Игры, и которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.
Боевой стресс и постстрессовая адаптация участников боевых действий: Сб. науч. трудов / под ред. И.Б. Ушакова и Ю.А. Бубеева. М., 2003.
Бородин И.А., Кокорев А.А. Теория корпоративной безопасности: Учебно-практическое пособие. М.: МИСИ, 1999.
Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.
Братченко С. Л. Межличностный конфликт как общение // Конфликт в конструктивной психологии. Красноярск 1990.
Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.А. Соловьевой. М., 1996.
Введение в прикладную социальную психологию. Гл. 3. М., 1998.
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
Возженников А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М.: НПО «Модуль», 2000.
Волосников А.В. Психологическое сопровождение сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом. Краснодар: изд. Дом «Юг», 2000.
Волков Г.М. Этика бизнеса: Учебник. Изд 2-е, доп. М.: Интеграция, 2006.
Вуйма А.Ю. Черный PR. Защита и нападение в бизнесе и не только. СПб.: БХВ-Петербург, 2005.
Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982.
ВыготскийЛ.С. Психология искусства. М., 1987.
Гамза В.А., Ткачук И.Б. Безопасность коммерческого банка: организационно-правовые и криминалистические проблемы: Монография. М.: Изд. Шумилова И.И., 2002.
Гасанов Р.М. Шпионаж и бизнес. М.: 1992.
Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. Пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов и всех, интересующихся проблемой. – СПб.: Речь, 2004. – 162 с.Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
Голованевская В.И. Характеристики Я-концепции и предпочтение стратегий совладающего поведения // Вестник МГУ, сер.14. Психология, 2003, №4, стр. 30-36.
Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. СПб: Издательский Дом «Нева». М.: «Олма-Пресс Инвест». 2003.
Гришина Н.В. Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. СПб., 1993.
Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: РАГС, 1998.
Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технология информационно-психологического воздействия. М.: ИФРАН, 1999.
Гыскэ А.В. Борьба с преступностью в системе обеспечения внутренней безопасности российского общества. М.: Прогрессивные Био-Медицинские Технологии, 2001.
Дампольски Д. Как обрести внутреннее равновесие и оздоровить свои отношения с окружающими. М., 1992.
Дементий Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения //Журнал прикладной психологии, 2004, №3, стр. 20-25.