Кафедра прикладной психологии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

Имени К.Г.Разумовского

Кафедра прикладной психологии

Учебно-методический комплекс

ПСИХОЛОГИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ

Специальность: психология 030300

Направление подготовки: психология (030300.62.)

Степень выпускника: бакалавр психологии, специалист

Срок обучения: 4 года, 5 лет

Москва – 2011

УДК 577.12:664

Обсужден и одобрен на заседании кафедры «Прикладная психология» Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г.Разумовского (протокол № __ от __.__.2011 г.)

Утвержден на заседании Совета института «Социально-гуманитарных технологий» Московского государственного университета технологий и управления (протокол № __ от _____________ 2011г.).

Составители:

Чуева Марина Юрьевна – кандидат экономических наук

Рецензенты:

Кондратьев С.В. –кандидат педагогических наук, доцент

Парамонова А.А. – кандидат психологических наук

Чуева М.Ю.

Психология кризисных ситуаций: Учебно-методический комплекс. – М.: МГУТУ, 2011. – 210 с. (9,9 п.л.)

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология кризисных ситуаций» базовой части профессионального цикла учебного плана составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров «Психология» (030300.62).

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов всех форм обучения.

©Московский государственный университет технологий и управления, 2011.

109004, Москва, Земляной вал, 73

© Чуева М.Ю.

СОДЕРЖАНИЕ

Характеристика и целевая установка учебной дисциплины «Психология кризисных ситуаций»
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Психология кризисных ситуаций»  
Требования к минимуму содержания, предъявляемые вузом по дисциплине «Психология кризисных ситуаций»  
Структура и содержание дисциплины «Психология кризисных ситуаций»  
Учебная программа по дисциплине «Психология кризисных ситуаций»  
Базовые модули дисциплины, рекомендуемая трудоемкость и виды учебной работы  
Обязательный дидактический минимум содержания учебно-образовательных модулей и тем дисциплины  
Учебно-образовательные модули дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами  
Тематика докладов  
Тематика рефератов по дисциплине  
Примерный перечень вопросов для подготовки к итоговому контролю  
Примерная модульно-рейтинговая карта по дисциплине  
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины  
Рекомендованная литература  
Программное обеспечение и интернет-ресурсы дисциплины  
Глоссарий основных терминов и определений, изучаемых в дисциплине «Психология кризисных ситуаций»
Приложение


Характеристика и целевая установка учебной дисциплины «Психология кризисных ситуаций»

Дисциплина «Психология кризисных ситуаций» является дисциплиной по выбору в профессиональном цикле, установленным вузом в рамках предметных дисциплин профильной подготовки профессионального образования бакалавров по направлению «Психология» 030300.62.

Особенность данного курса заключается в его междисциплинарном и интегративном характере. Концептуальные идеи курса полностью вписываются в формирующуюся парадигму современного высшего образования, основанную на принципах фундаментальности, целостности и междисциплинарности.

Дисциплина имеет междисциплинарный характер, общую логику и опирается на изучение студентами дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, а также дисциплин профессионального цикла, таких как: «Психология развития и возрастная психология»; «Психология личности» «Психология труда»; «Экспериментальная психология»; «Этнопсихология»; «Специальная психология»; «Общий психологический практикум»; «Психодиагностика»; «Математические методы в психологии»; «Дифференциальная психология». А также содержательно связана с курсами вариативной части профессионального цикла дисциплин: «Основы социально-психологического тренинга»; «Конфликтология»; «Групповая психотерапия»; «Гуманистическая психология»; «Основы психоанализа»; «Психология управления персоналом»; «Психодрама»; «Аналитическая психология»; «Транзактный анализ»; «Психология творчества»; «Соционика» и другие.



Актуальность тематики, представленной в данном учебно-методическом комплексе, к сожалению, только возрастает, так как развитие современного общества характеризуется наличием растущего числа кризисных и чрезвычайных ситуаций техногенного и антропогенного характера с тенденцией к увеличению их масштабности (экологические бедствия, зоны вооруженных конфликтов, травматическое воздействие СМИ и др.). Необходимость междисциплинарного подхода к этой проблеме назрела давно, так как в последние годы возрастает число лиц, переживших природные или техногенные катастрофы, больных фатальными заболеваниями (СПИД, онкопатология), утративших близких, подвергшихся нападению, а также безработных, беженцев, участников локальных войн и т.п. Наибольшие личностные разрушения несет травматический кризис, разрушающий физическое существование индивида, и наносящий неизгладимую психологическую травму. Именно в результате действия травматического стресса возникают острые стрессовые расстройства, которые способны изменить всю жизнь человека. Далеко не каждый человека способен самостоятельно справиться с возникшим кризисом, и в этом случае необходима помощь специалиста. Практическая значимость. Востребованность психологической помощи в кризисных и чрезвычайных ситуациях предъявляет высокие требования к качеству подготовки специалистов, которые должны владеть всеми необходимыми профессиональными компетенциями. Данная дисциплина является своеобразным ответом на потребность общества в подготовке подобных специалистов, владеющих гуманитарными технологиями и способных осуществлять свою деятельность в нестандартных ситуациях. Методология построения дисциплины. Построение учебной программы представляют собой гармоничное сочетание теоретических основ и прикладного применения знаний в области феноменологии чрезвычайныхситуаций с возможностью применения различных стратегий психологической помощи, учитывающих динамику психических состояний и поведения человека.

Изучение дисциплины направлено на систематизацию представлений о кризисе в жизни человека; развитие навыков психосоциальной помощи взрослым и детям, оказавшимся в кризисной ситуации; освоение целостной системы психокоррекционной работы с посттравматическими и стрессовыми расстройствами у детей и взрослых.

Дисциплина «Психология кризисных ситуаций» рассматривает причины возникновения кризисных ситуаций, их влияние на развитие и становление личности, а также различные модели стресса и виды травмирующих ситуаций, приводящих к развитию посттравматического стрессового расстройства у ветеранов боевых действий и лиц, пребывающих в зоне боевых действий, населения в зоне стихийных бедствий и катастроф, лиц, потерявших близкого человека, потерпевших от преступлений и сексуального насилия и т.д.

При изучении каждой темы особое внимание обращается на использование принципа гуманности и научного подхода в решении различных личностных проблем клиентов, на всестороннее использование международного опыта оказания психологической помощи в кризисных состояниях и применении разнообразных существующих психологических методов.

Естественнонаучной основой курса является физиология высшей нервной деятельности человека.

Тренинговые и семинарские занятия, выполнение тестовых и практических заданий, позволяют выработать навыки и умения, определенные алгоритмы научного психологического анализа и поведения психолога в различных ситуациях.

Целью освоения дисциплины является подготовка бакалавра, обладающего системой фундаментальных знаний основ теории и практики по вопросам психологических основ поведения человека в кризисных ситуациях, в выработке умений применения основных психологических технологий в практической деятельности на данном направлении для решения практических и научно-исследовательских задач, а также личностными и профессиональными качествами, способствующими практической деятельности во взаимодействии со специалистами смежных областей.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

- формирование у будущего бакалавра психологии теоретических знаний, способствующих ориентировке в научных концепциях, грамотной постановке и решению научно-исследовательских и практических задач в области психологии кризисных ситуаций;

- формирование у студентов целостной системы знаний об основах, категориях, принципах и институтах психологии кризисных ситуаций;

- развитие категориального, критического, аналитического и синтетического мышления при изучении концептуальных основ различных подходов к психологии кризисных ситуаций;

- формирование интереса к дисциплине «Психология кризисных ситуаций» как научно-практической отрасли психологического знания;

- на основе накопленных теоретических знаний, навыков научно-исследовательской работы и информационного поиска подготовить психолога к теоретическому пониманию им деятельности в области психосоциальной работы по психологическому сопровождению клиентов в ситуации обращения их по вопросам разрешения кризисных ситуаций;

- формирование всесторонних знаний о принципах, методах и способах защиты личности;

- приобретение необходимых умений и навыков психологических технологий, применяемых в различных сферах психологии кризисных ситуаций;

- способствование выработке умений организации и непосредственного оказания психологической помощи различным категориям клиентов;

- формирование целостного представления о процессах адаптации и дезадаптации личности к критическим условиям существования;

- рассмотрение представлени о процессах взаимодействия личности с критическими и опасными ситуациями, и ситуациями, характерными высокой степенью неопределенности;

- рассмотрение психологических механизмов среды и условий, порождающих критические ситуации;

- развитие представления о психологических последствиях, возникающих у личности как результат процесса ее взаимодействиями с критическими ситуациями.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Психология кризисных ситуаций»

Направление профессиональной деятельности: Объектом профессиональной деятельности бакалавра в сфере психологии являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом — их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне.

Краткая характеристика: В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками бакалавр готов участвовать в решении комплексных задач в системе образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

  • диагностическую и коррекционную;
  • экспертную и консультативную;
  • научно-исследовательскую;
  • учебно-воспитательную.

В результате изучения дисциплины «Психология кризисных ситуаций» бакалавр должен:

Иметь представление:

- о разновидностях направлений, подходов и школ в системе психологии кризисных ситуаций;

- о месте и роли психолога-консультанта в системе социальной помощи населению, предприятию.

-о структуре и характере взаимодействия личности с критическими ситуациями;

- о роли психологических особенностей личности в этом взаимодействии;

- о динамике психических процессов и состояний личности в процессе взаимодействия;

- о структуре и характере критической ситуации и стрессоров, а также характере и степени их воздействия на личность и на психологические последствия.

Знать:

- общую историю возникновения, становления и дальнейшего развития основных теорий в психологии кризисных ситуаций;

- общетеоретические и методологические основы психологии кризисных ситуаций, профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности;

- основные принципы динамики процесса психологического консультирования в кризисной ситуации, психотерапевтические факторы, механизмы их действия и управления ими в рамках основных консультативных подходов;

- как использовать теоретический материал дисциплины в исследовательской и практической деятельности при анализе ситуаций, возникающих в процессе консультирования клиентов в ситуации кризиса;

- требования профессиональной этики психолога-консультанта к работе с клиентами;

- базовые процедуры анализа проблем социализации человека.

- теоретические и прикладные аспекты организации и проведения экспериментального исследования, методы математического анализа и моделирования психологических феноменов при решении различных профессиональных задач.

-понятийный и категориальный аппарат, основные проблемы и задачи предмета, методологические принципы и теоретические основы для их решения.

Овладеть:

- категориальным аппаратом основных теорий психологии кризисных ситуаций;

- навыками анализа своей деятельности и нахождения организационно-управленческих решений психологических ситуаций в различных областях жизнедеятельности человека;

- навыками отбора и применения психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией;

- проведения исследования в области психологии кризисных ситуаций.

Уметь:

- использовать теоретический материал дисциплины в исследовательской деятельности, а также при планировании воздействий на различных этапах консультационного процесса в психологии кризисной ситуации;

- адекватно воспринимать и оценивать личность другого человека, эмпатически относиться к нему, устанавливать достоверный контакт в диалоге, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции собственной деятельности и психических состояний;

- выбирать адекватные методы диагностики познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, способностей, функциональных состояний, личностных черт, используемые для решения поставленных задач;

- осуществлять коррекционно-развивающую деятельность в области психологии кризисных ситуаций;

- самостоятельно организовать и провести исследование по проблемам, возникающим в критической ситуации.

Обладать следующими компетенциями, формируемыми в результате освоения дисциплины «Психология кризисных ситуаций» :

общекультурными: способностью и готовностью к:

- совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного развития личности;

- принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции психолога, выработке нестандартных решений в проблемных ситуациях практической деятельности;

- адаптации к новым ситуациям в психологической практике, переоценке накопленного опыта в этой практике, анализу своих возможностей;

- позитивному воздействию личным примером на клиентов, обратившихся за психологической помощью на основе соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни, конституционных прав и свобод;

- оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы;

профессиональными: в практической деятельности способностью и готовностью к:

- диагностике и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов в рамках консультативной практики кризисных ситуаций;

- выстраиванию эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе, и развитии клиента в рамках психологического консультирования клиента в кризисной ситуации;

- асистированию деятельности магистра или специалиста при осуществлении глубинно-психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида в различных сферах жизнедеятельности, коллектива в процессе трудовой деятельности в кризисной ситуации;

научно-исследовательской деятельности: способностью и готовностью к:

- применению знаний психологии кризисных ситуаций о психологических феноменах, типологии, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики в кризисной ситуации;

- пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности;

- участию в проведении психологических исследований на основе применения полученных знаний в различных научных и научно-практических областях психологии;

- реализации базовых знаний и умений психологии кризисных ситуаций в анализе проблем человека, трудового коллектива, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности;

- выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии кризисных ситуаций и социальной работы.

в проектно-инновационной деятельности: способностью и готовностью к:

- профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет-ресурсов;

в организационно-управленческой деятельности: способностью и готовностью к:

- использованию нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности;

- нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и принятие ответственности за них.

Требования к минимуму содержания, предъявляемые вузом по дисциплине «Психология кризисных ситуаций»

Предмет и задачи Кризисной психологии. Система основных понятий кризисной психологии. Причины выделения Кризисной психологии в самостоятельную отрасль психологической науки. Теоретические основания изучения индивидуального реагирования на критические ситуации. Типология кризисных ситуаций.

Личность и кризис. Внутриличностные противоречия, кризисы и конфликты. Кризисное развитие личности. Теории нормативных кризисов. Противоречия и кризисы как фактор развития личности. Психология возрастных и экзистенциальных кризисов. Конструктивное преодоление личностных конфликтов и кризисов. Общие подходы к оказанию психологической помощи при личностных кризисах. Межличностные конфликтные ситуации и их преодоление.

Утрата как причина кризиса: потеря близкого человека, семейные кризисы и развод как утрата семьи, болезнь как потеря здоровья, жизнь в секте как утрата личной свободы, тюремный кризис, потеря работы или профессиональный кризис. Теоретические вопросы психологии горя и утраты: виды, феноменология, динамика. Психотерапевтическая помощь при горе и утрате. Работа горя. Возрастные закономерности восприятия смерти. Самосознание и проблемы, возникающие в горе. Характеристика базовых иллюзий (бессмертия, справедливости, простоты мира).

Травма как причина кризиса: катастрофы и чрезвычайные ситуации как причина психологического кризиса, война как источник травмы, насилие, как причина психологической травмы, терроризм и его психологические и социальные детерминанты. Диагностика агрессии и агрессивности опросниковыми и проективными методами. Классификация экстремальных и кризисныхситуаций в социально-психологическом контексте. Психология травматического стресса: переживание катастрофы. Экстренная психологическая помощь в экстремальных ситуациях.

Структура и содержание дисциплины

«Психология кризисных ситуаций»

Таблица 1.

Специальность Курс Форма обучения Общий Ауд. Всего Лекц. Лабор. Практ. Самост. раб. Зач. Экз. Контр. раб. Курс. раб.
ДФО - - -
ДФО - - - -
ДФО (с) - - - -
ЗФО - - -
ЗФО - - -
СФО - - -
СФО - - -

Учебная программа по дисциплине

«Психология кризисных ситуаций»

Тема 1

Тема 2

Семинар.

Вопросы:

Экстремальная или чрезвычайная ситуация, где источником угрозы выступает другое лицо (потерпевшие от насильственных преступлений, террористические акты и т.д.)?

Социальные катастрофы (военные действия, межэтнические конфликты, теракты, захват заложников, бандитские нападения)?

Влияние социальных катастроф на психологические особенности поведения человека?

Психологический анализ конкретных случаев экстремальных ситуаций (авария на Чернобыльской АС, теракт в Беслане)?

Экономические кризисы и их последствия (безработица, экономическая депривация, социальная депривация, дети в условиях сиротских учреждений)?

Превышение обычного адаптивного потенциала человека (жизненные трудности, критические ситуации, негативные жизненные события, стрессовые жизненные события, травматические события, нежелательные события, жизненные кризисы)?

Основные экстремальные факторы, воздействующие на человека, социальные и психологические последствия?

Семинар.

Вопросы:

Оптимальные и экстремальные условия обитания?

Возникновение экстремальных условий в профессиональной деятельности и быту, в общении (измена, инцест, развод, повторный брак, болезнь и смерть родных, девиантное поведение детей и подростков)?

Когнитивные, ролевые, экзистенциональные и другие типы конфликтов, определяющие экстремальность условий жизни и труда?

Паника как экстремальное состояние?

Объективные и субъективные характеристики чрезвычайных ситуаций?

Основная литература к теме:Абабков В.А., Перле М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. Спб.: Речь, 2010. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 174 с.Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника. СПб: 2009. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 1999. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2008.Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М.: Мысль, 1980. Волович В.Г. Академия выживания. – М.: 1996. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М., «Зеркало». 1994. 251с. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М., «Политиздат». 1987, 286 с. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000. Гулевич О.А. Социальные представления о преступлениях в межличностной и массовой коммуникации // Вопросы психологии, 2001. № 4. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. М, 2003. Ениколопов С.Н., Лебедев С.В., Бобосов Е.А. Влияние экстремального события на косвенных участников. // Психологический журнал. Т. 25, № 6, 2004 г. с. 73-77. Ильин А.А. Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихическиерасстройства у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.Китаев-Смык Я А. Психология стресса. М., 1995. Кокс Т. Стресс. М., 1981. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. СПб., 1999. Кризисная психотерапия // Психотерапия. Под. Ред. Б.Д. Карвасарского. СПб, 2000. Кудряшов Б.Г. Энциклопедия выживания. – Краснодар: Советская Кубань, 1996 Медицинский справочник. Спасение 03 или первая помощь при несчастных случаях. - СПб.: «Герион», 1995.Лебедев Л.И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989. Литвинцев С.В., Снедков Е.В., Резник А.М. Боевая психическая травма: Руководство для врачей. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005. – 432 с.Лихевуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Калуга, 1994. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — М.: Эксмо, 2010 – 928 с. (Новейший справочник психолога) Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005 – 960 с. – (Справочник практического психолога). Осухова Л. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. – М.: Академия, 2007. – 288 с.Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях/А.А. Осипова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Психология конфликта / Сост. и общая ред. Н.В. Гришиной. СПБ, 2001. Психология социальных ситуаций (серия «Хрестоматия по психологии») СПб, 2001. Рудестам, Кьел. Групповая психотерапия=Experiential groups Рудестам К.; Пер. с англ. Голубева А.-2-е изд.-СПб.; М.; Харьков; Минск: ПИТЕР,2000
Соловьева С.Л. Психология экстремальных ситуаций. СПб.: ЭЛБИ. 2003.Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 315 с.

Тема 3

Личность и кризис

Внутриличностные противоречия, кризисы и конфликты. Кризисное развитие личности. Теории нормативных кризисов. Противоречия и кризисы как фактор развития личности. Психология возрастных и экзистенциальных кризисов. Конструктивное преодоление личностных конфликтов и кризисов. Общие подходы к оказанию психологической помощи при личностных кризисах. Межличностные конфликтные ситуации и их преодоление.

Сущность антропологической катастрофы как потери личностной целостности. Принцип Декарта – условие существования и развития. Принцип Канта – условия познания. Принцип Кафки – характеристика неописуемости бытия. Основные принципы экзистенциальной психологии. Базисные конфликты экзистенциальной психологии. Основной принцип анализа существования человека в мире. Невротическая и здоровая личность. Общая характеристика экзистенциальных тревог. Тревога судьбы и смерти. Тревога вины и осуждения. Тревога пустоты и отсутствия смысла. Взаимосвязь категории тревога и страх. Механизм возникновения патологической тревоги.

Чувства (эмоции) в кризисе. Характеристика основных эмоций контакта дезадаптированной личности: тревога, беспомощность, печаль, гнев, страх, обида, вина. Характеристика основных эмоций контакта адаптированной личности: доверие и любовь.

Определение понятия кризиса в зарубежной и отечественной психологии. Виды кризисов: кризис развития, кризис обстоятельств. Стадии кризиса Э. Лайдманна. Реакции на стрессовые условия Г. Селье. Типы преодолевающего поведения (по Лазарусу). Эпигенетическая теория Э. Эриксона (стадии жизненного цикла). Особенности кризиса. Отличие переходного периода от кризиса. Основные психологические защиты и фазы инфантильного развития. Возрастные периодизации развития.

Семинар.

Вопросы:

Кризисы в детских возрастах?

Кризис подросткового возраста (акцентуации характера, пограничная организация личности подростков)?

Дезадаптивные стили семейного воспитания как фактор девиантного поведения детей и подростков, деформация развития личности подростка в условиях семейной депривации?

Психологические особенности протекания и коррекции кризисов в подростковом и детском возрасте, представление о нормальном и патологическом течении кризисных состояний у детей и подростков?

Пренебрежение родительским долгом и жестокое обращение с детьми как факторы кризисных состояний у детей и подростков?

Возрастной изоморфизм психопатологических расстройств?

Особенности кризисной помощи детям и подросткам, комплексный (психо-медико-социальный) характер мер помощи детям и подросткам в состоянии кризиса?

Семинар.

Вопросы:

Кризис среднего возраста?

Неудовлетворенность в определенной жизненной сфере как разница между потенциальными возможностями и актуальными достижениями индивида?

Роль предыдущего опыта в формировании неэффективных способов поведения?

Формирование и развитие внутренних конфликтов?

Кризис пожилого возраста?

Процесс старения и возрастные изменения в организме?

Понятие психического старения, классификация психических изменений в старости и типов психологического старения?

Типы приспособления личности к старости?

Отношение зависимости, оборонительное отношение, отношение враждебности к окружающим, синдром «бессмысленности существования»?

Основные типы межличностных конфликтов и их развитие?

Способы разрешения межличностных кризисных ситуаций?

Развитие навыков эффективного взаимодействия в сложных ситуациях человеческих отношений?

Основная литература к теме:Ассаджиоли Р. Духовное развитие и его кризисы // Психология человеческих проблем: Хрестоматия. — Мн.: Харвест, 2000.Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М., 1996. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. – М.: Российское педагогическое агенство, 1998.Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984. Виноградова Л.В. Интеллектуальный контроль как способ интерпретации эмоционально-трудных жизненных ситуаций // Психологический журнал, 2004. Т. 25. № 6. С. 21-28. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ЧеРо, 2003. Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. – М., «Политиздат». 1991, 320 с.Джайнотт X.Дж. Родители и дети. — М., 1986.Дольто Ф. На стороне подростка. — СПб.: Петербург—XXI век, 1997.Зыкова М.Н. Психолого-педагогическое содействие развитию личности подростка. Учебно-методическое пособие для учителей, родителей и школьных психологов. — М.: МПСИ, 2009.Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихическиерасстройства у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.Китаев-Смык Я А. Психология стресса. М., 1995. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. Кокс Т. Стресс. М., 1981. Лихевуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Калуга, 1994. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. — М.: Эксмо, 2004. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — М.: Эксмо, 2010 – 928 с. (Новейший справочник психолога) Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности: Учебно-научное изд. – СПб.: Медицинская пресса, 2002. – 352 с.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. — Минск, 1994.Ретюнских Л.Т. Игра как она есть, или Онтология игры. — М.: Липецк, 1997.Росс Л., Р. Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. М., 1999. Спиваковская А.С. Как быть родителями (О психологии родительской любви). — М.: Педагогика, 1986. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. - М.: «Наука», 1988, 176 с. Хамитова И.Ю. Межпоколенные связи. Влияние семейной истории на личную историю ребенка // Журнал практической психологии и психоанализа. — № 4. — 2003.Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребёнку: Книга для школьных психологов, родителей и учителей. – 2-е изд. – М.: Изд. центр «Академия» 1997 – 96 с.Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Методическое пособие. — М.: Фолиум, 1996.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. — М., 1996.

Тема 4

Утрата как причина кризиса

Семинар.

Вопросы:

Принципы, стратегии и методы помощи в горе?

Психологическая и психотерапевтическая помощь на разных стадиях переживания утраты?

Общая характеристика переживания детьми горя?

Фазы детского горя?

Возрастные особенности переживания горя?

Принципы общения и помощь горюющему ребенку?

Состояния в процессе горевания, требующие психотерапии?

Сопровождение умирающих, предварительное горе, работа с родственниками?

Особенности установления контакта?

Работа с чувством вины, агрессией, травматическими воспоминаниями?

Работа по сепарации с умершим?

Простройка будущего?

Нормальная динамика горя и патологическое горе (понимание сущности психологических процессов при утрате, психоаналитический, гештальт- и экзистенциальный подходы)?

Основная литература к теме:Абабков В.А., Перле М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. Спб.: Речь, 2010. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. – М.: Российское педагогическое агенство, 1998.Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984. Виноградова Л.В. Интеллектуальный контроль как способ интерпретации эмоционально-трудных жизненных ситуаций // Психологический журнал, 2004. Т. 25. № 6. С. 21-28. Волкан В., Зинтл Э. Жизнь после утраты: Психология горевания /Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2007. – 160 с.Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М., «Политиздат». 1987, 286 с. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихическиерасстройства у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.Китаев-Смык Я А. Психология стресса. М., 1995. Кокс Т. Стресс. М., 1981. Кризисная психотерапия // Психотерапия. Под. Ред. Б.Д. Карвасарского. СПб, 2000. Лукас, Кристофер. Молчаливое горе. Жизнь в тени самоубийства: Пер. с англ./Лукас К., Сейден Г.М. - М.: Смысл, 2000
Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — М.: Эксмо, 2010 – 928 с. (Новейший справочник психолога) Осухова Л. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. – М.: Академия, 2007. – 288 с.Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях/А.А. Осипова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Прозоров А.Д. Как спасти себя и своего ребёнка от тоталитарной секты. – СПб.: Изд. Дом «Литера», 2000. – 192 с.Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 315 с.

Тема 5

Травма как причина кризиса

Катастрофы и чрезвычайные ситуации как причина психологического кризиса, война как источник травмы, насилие, как причина психологической травмы, терроризм и его психологические и социальные детерминанты. Диагностика агрессии и агрессивности опросниковыми и проективными методами. Классификация экстремальных и кризисных ситуаций в социально-психологическом контексте. Психология травматического стресса: переживание катастрофы. Экстренная психологическая помощь в экстремальных ситуациях.

Механизмы действия эмоционального стресса. Посттравматические

Наши рекомендации