Основные направления (разделы) специальной психологии.

Вопросы к экзамену

по дисциплине: «Специальная психология»

1. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики.

  1. Методы специальной психологии.

Основные направления (разделы) специальной психологии.

Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии.

5. Условия нормального развития ребенка и факторы риска.

6. Механизмы генетических влияний.

7. Соматический фактор психического развития.

8. Индекс повреждения головного мозга.

Механизмы социальных влияний в пренатальном и натальном периодах развития ребенка.

Механизмы социальных влияний в период индивидуального развития.

11. Понятие дизонтогении.

12. Возрастная обусловленность дизонтогении.

13. Этиология нарушений.

14. Понятие о первичном и вторичном дефектах развития. Учение о компенсации.

15. Основные виды психического дизонтогенеза.

Общие закономерности отклоняющегося развития.

17. История вопроса о закономерностях отклоняющегося развития.

18. Виды психического дизонтогенеза по В.И.Лубовскому.

19. Международная классификация болезней, травм и причин смерти 10-го пересмотра (МКБ-10) ‑ дизонтогении.

20. Классификация психического развития по трем основным типам.

Предмет и задачи психологии умственно отсталых детей.

Причины умственной отсталости. Классификация по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу.

23. Особенности развития познавательной сферы.

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы.

25. Особенности деятельности умственно отсталых.

Предмет и задачи психологии детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии.

Причины и механизмы слабовыраженных отклонений. Классификация по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу.

Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР.

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы.

Особенности деятельности детей, имеющих слабовыраженные отклонения в психофизическом развитии.

Вопросы психологической диагностики и коррекции при дизонтогениях по типу ретардации и дисфункции созревания.

32. Предмет и задачи сурдопсихологии.

33. Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей.

34. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха.

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы.

36. Особенности деятельности у детей с нарушениями слуха.

Психологическая диагностика и коррекция при нарушениях слуховой функции у детей.

38. Предмет и задачи тифлопсихологии.

Причины нарушений зрения. Классификация нарушений зрительной функции у детей.

Особенности развития познавательной сферы детей с нарушением зрения.

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы ребенка с нарушением зрительной функции.

Особенности деятельности слепых.

Психологическая диагностика детей с нарушениями зрительной функции и коррекция этих нарушений.

44. Предмет и задачи логопсихологии.

Причины первичных речевых нарушений. Классификации речевых нарушений.

Особенности развития познавательной сферы у детей с речевыми нарушениями.

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы людей с нарушением речи.

48. Особенности деятельности детей с нарушением речи.

Психологическая диагностика и коррекция при тяжелых нарушениях речи у детей.

Предмет и задачи психологии детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Специфика двигательного развития при детском церебральном параличе (ДЦП). Структура нарушения. Формы детского церебрального паралича.

Особенности развития познавательной сферы у детей с ДЦП.

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП.

  1. Особенности деятельности людей с детским церебральным параличом.

Психологическая диагностика детей при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата и коррекция этих нарушений.

Предмет и задачи психологии детей с РДА.

57. Причины и механизмы возникновения РДА. Психологическая сущность РДА ‑ классификация состояний по степени тяжести.

Особенности развития познавательной сферы при РДА.

59. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с РДА.

Особенности деятельности детей с РДА.

Вопросы к экзамену

по дисциплине: «Специальная психология»

1. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики.

  1. Методы специальной психологии.

Основные направления (разделы) специальной психологии.

Наши рекомендации