Основные направления и тенденции развития специальной психологии

Специальная психология – область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы. На основе такого изучения определяются возможности и пути компенсации дефектов различной сложности, строится система обучения и воспитания людей, имеющих аномалии психического развития (Назарова).

Специальная психология подразделяется на психологию слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), умственно отсталых (олигофренопсихология), детей с нарушениями речи, детей с задержками психического развития и других категорий детей с отклонениями в развитии.

Связь с: мед. генетикой, психиатрией, спец. педагогикой, общей психологией, пед. психологией и психологией развития.

Задачи специальной психологии:

1. выявление общих и специфических закономерностей психического развития аномального ребенка в сравнении с нормально развивающимся ребенком;

2. изучение особенностей развития отдельных видов познавательной деятельности людей с различными типами нарушений;

3. изучение закономерностей развития личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности; разработка диагностических методик и способов психологической коррекции различных типов нарушений психического развития;

4. изучение психологических проблем интеграции и интегрированного обучения; психологическое обоснование наиболее эффективных путей и методов педагогического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными типами нарушений.

Таким образом, значение специальной психологии в том, что на основе ее данных строится система обучения, воспитания и социальной адаптации людей, имеющих различные типы нарушений психического развития, определяются наиболее эффективные методы обучения, строится система профессиональной консультации и профессиональной ориентации.

Научная психология уходит своими корнями в так называемую обыденную, житейскую психологию. Люди с подобными нарушениями жили в человеческом сообществе всегда и не могли не обращать на себя внимания окружающих. Наблюдая за поведением лиц с отклонениями, люди пытались объяснить причины, вызвавшие их. Однако обыденное сознание характеризуется неточностью, противоречивостью, фрагментарностью, оно направлено пре­имущественно на внешнюю сторону явления, а не на его сущ­ность. Неоднозначным являлось и отношение к инвалидам — от сострадания и стрем­ления помочь до откровенной враждебности и преследований.. В древности детей с физическими нарушениями уничтожали, поскольку они не могли себя прокормить, или они погибали сами. Т.к. не было необходимой врачебной помощи. В 4-5 в. до нашей эры Аристотель, оправдывая детоубийство, выдвигал экономические условия. Платон говорил, что таких детей надо уничтожать, чтобы они не производили себе подобных. Другой формой общественно­го сознания, возникшей позже обыденного и оказавшей на него сильнейшее влияние, было сознание религиозное, пред­ставляющее собой систему убеждений, основанных на вере. Психические расстройства могли рассматриваться как нака­зание за какие-то грехи или как прямое проявление бесовства, что развязывало руки религиозным фанатикам. Лица с откло­нениями преследовались, изгонялись, подвергались унижени­ям и физическому уничтожению. Проявление жалости к ним расценивалось как отступление от веры со всеми вытекающи­ми последствиями. В тех случаях, когда религиозное сознание трактует психи­ческую аномальность как особый знак блаженности, отноше­ние изменяется в иную сторону. Лица с отклонениями стано­вятся объектами заботы и призрения. Еще один источник знаний о природе отклонений в психическом развитии -художествен­ная форма общественного сознания. Мировое и отечествен­ное искусство и литература неоднократно обращались к обра­зам персонажей с различными психическими нарушениями (И. Репин, Ф. Достоевский, Н. Гоголь, А. Пуш­кин, А. Чехов, В. Гюго, и мно­гие др.). Общим является стрем­ление проникнуть во внутренний мир таких людей, раскрыть логику их поведения, дать через описание единичного карти­ну всеобщей сущности природы человека независимо от со­стояния его психического здоровья (иррационально-мистическая и образ­но-эмоциональная основа). Все три указанные формы общественно­го сознания существенно отличаются от более позднего по вре­мени возникновения научного способа изучения мира.

Впервые попытка дать рациональное объяснение природы различных отклонений в психическом развитии была пред­принята в рамках медицины (при обучении и воспитании детей с нарушениями в раз­витии). Подобная система стала складываться в Европе в 18 столетии под влиянием гуманистических и просвети­тельских идей (отграничения УО как стойкого состояния недоразвития от психичес­ких заболеваний франц. пси­хиатром Ж. Эскиролем). Также был предпринят первый опыт обучения детей (Песталоцци). Период до конца XIX столетия можно рассматривать как особый этап в развитии специальной психологии, который характеризует­ся ее «включенным» состоянием в коррекционно-педагогический процесс; этап, на котором она еще не выделилась в самостоятельную форму познавательной деятельности со сво­им предметом и методами.

Формированию специальной психологии в качестве само­стоятельной дисциплины во многом способствовало развитие экспериментальной психологии во второй половине XIX века. Уже к 90-м годам начали формироваться прикладные отрасли психологии. Именно поэтому на становление специальной психологии как самостоятельной науки оказали сильное вли­яние педагогическая и медицинская психология.

Бурное развитие специальной психологии в начале XX ве­ка (появление особой науки — педологии, оказавшей сильное влияние на специ­альную психологию: из педологии пришли принципы динамичес­кого, системно-комплексного и сравнительного анализа). Ге­нетическая идея, то есть изучение ребенка в процессе разви­тия, стала доминирующей. Также наблюда­ется активная внутренняя дифференциация (начинают складываться сурдопсихология, тифлопсихология и олигофренопсихология).

В конце XIX — начале XX века система обучения и воспи­тания детей с отклонениями в развитии как в Европе, так и в России приобретает особую динамику. Открываются новые школы, приюты, санатории. Доминировавший клинико-биологический подход начинает все более активно дополняться социально-педагогическим (появляются многочисленные научные работы, посвященные различным проблемам специальной психологии Е. Маляревский, В. П. Кащенко, и многие другие.

Важную для специальной психологии роль сыграл В. М. Бех­терев, создавший в одном из подразделений руководимой им Психоневрологической академии специальную лабораторию по изучению психики детей с отклонениями в развитии (психодиагностический бум XX века – первые тестовые методики были созданы именно в рамках специальной психологии и предназначены для дифференциальной диагностики в системе отбора детей в коррекционные учреждения).

Бурное развитие специальной психологии в дореволюци­онный период России, в становлении которой принимали участие П. П. Блонский, А. П. Болтунов, М. С. Бернштейн, Г. И. Россолимо, А. Ф. Лазурский и др., было серьезно приостанов­лено до середины 20-х годов в связи со сложной политико-экономической ситуацией. Постепенно к середине 20-х годов научно-исследовательс­кие работы начинают возобновляться, хотя уже не достигают прежнего уровня из-за острой нехватки профессиональных научных кадров. По всей стране были созданы городские, краевые и районные педологические ка­бинеты, представляющие собой некий прообраз государствен­ной психологической службы в области аномального детства (А. И. Эткинд, координировал экспериментально-дефектологичес­кий институт).

Важной вехой следует считать открытие в 1929 г. в Москве научно-практического института детских домов и специальных школ и создание при нем лаборатории специальной психологии, объединившей усилия молодых талантливых ученых. Л.С.Выготский. придал специальной психологии харак­тер сформированной науки с собственным предметом, мето­дами, задачами и системой объяснительных принципов. Выготский не основал специальную психологию, а способствовал ее окончательному оформлению и превращению в самостоятель­ную научную область. К началу 30-х подвергаются гонениям психотехника, соци­альная психология, психоанализ. Определенная активизация в психологии отмечалась в пе­риод ВОВ и после ее окончания. Увеличение числа инвалидов остро постави­ло вопрос об их социально-психологической и трудовой адап­тации (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, , А. Р. Лурия и др.). Со второй половины 50-х годов начинается возрождение психологической науки в СССР (восстанавливаются в правах идеи Л. С. Выготского).

В середине 60-х годов актуальной темой стала про­блема социальной адаптации и реабилитации, общественно­го бытия взрослых инвалидов в широком аспекте: получение дальнейшего образования, профессиональное и личностное самоопределение. Со временем стали изучаться слабослышащие и слабовидящие). Формируются новые направ­ления, таких как психология детей с ЗПР, психология лиц с патологией ОДА. Закладываются основы логопсихологии, психо­логии детей, выросших в условиях материнской депривации, реабилитационной психологии. Наиболее часто встречают нарушение интеллектуального развития с одновременной патологией зрения и (или) слуха, расстройство ОДА в сочетании с умственным недоразвитием и т. д. Появление подобных форм сочетанной патологии с неизбежностью ставит вопрос о спе­цифике обучения и воспитания подобных детей. Закладываются ос­новы новых разделов специальной психологии, возникающих на стыке традиционных.

В 1970-х гг. возникает еще одно новое направление — психология изучения детей с РДА.

Фактически в спец. психологич. помощи нуждаются не только дети, посещающие спец. образовательные учреждения, но и значительное количество детей, находящихся в дошкольных образов. учреждениях общеразвивающего вида, а также учащиеся школ общего назначения. Следует признать, что в настоящее время в связи с усилением интеграционных процессов в образовании, имеющих часто характер стихийности, в одном классе или дошк. группе могут находиться самые разные категории детей.

Наши рекомендации